Оперантное обусловливание Скиннера
B.F. Skinner(1904-1990)
Образ человека, предложенный теорией мотивации Б. Скиннера, называется оперантным
обусловливанием Скиннера.
Скиннер Б.175 - американский психолог, автор книг "Наука и поведение", ''О бихевиоризме",
"По ту сторону мира и достоинства", посвященных психологическим проблемам управления.
Скиннер считает, что теоретики мотивации излишне много внимания уделяют "внутренней сущно-
сти" (т.е. потребностям, мотивам, желаниям), и концентрировал свое внимание исключительно на
наблюдаемых явлениях — стимулах и реакциях на них.
Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды
определяет наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти все-
цело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей сре-
ды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом имплицитно понять
личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым
действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о
поведении, не имеющей аналогов в истории психологии. По мнению многих, он является одним из
самых высокочтимых психологов нашего времени.
Теория оперантного обусловливания, выдвинутая Скиннером, представляет своего рода
теорию обучения. Скиннер утверждает, что оперантное обусловливание — это процесс, при кото-
ром поведение изменяется и происходит обучение. Процесс обучения облегчается благодаря по-
ложительному подкреплению необходимого поведения. Положительным подкреплением может
быть любой фактор, который усиливает частоту возникновения нужной реакции всякий раз, когда
он имеет место. Денежное вознаграждение за хорошо сделанную работу — это положительное
подкрепление. Но ключ к пониманию теории Скиннера следует искать скорее в способе, которым
осуществляется подкрепление, или в режиме подкрепления.
В теории оперантного обусловливания Скиннера мотивация к поведению, в той или иной
мере позволяющая получать желаемые результаты в зависимости от характера применяемых
стимулов. Наиболее распространенным является положительное подкрепление, при котором
подкрепляющий фактор (стимул) усиливает вероятность нужной реакции (результата) и которое
может проявляться, например, в форме денежной заработной платы в зависимости от выполнен-
ной работы (С—Р). Этот вид мотивации, или непрерывного подкрепления, характерен для систе-
мы Тэйлора и не вызывает, по Скиннеру, особого трудового энтузиазма. Поэтому некоторые руко-
водители применяют определенные формы частичного подкрепление (оплаты труда) через зара-
нее установленные интервалы вроде С—С—С—Р, С—С—С—Р или же по произвольной схеме,
например С—Р, С—С—С—С—Р, С—С—Р. Подобные схемы успешно используются для оплаты
труда временных консультантов, рекламных агентов или научных сотрудников в лабораториях,
где средняя заработная плата недостаточно мотивирует к интенсивному труду.
175 Беррес Фредерик Скиннер родился в 1904 году в Саскуэханне, штат Пенсильвания. Атмосфера в его семье была
теплой и непринужденной, учение уважалось, дисциплина была строгой, а награды давались, когда их заслуживали.
На протяжении всего детства Скиннер проводил много времени, конструируя роликовые самокаты, управляемые по-
возки, карусели, духовые ружья и тому подобные устройства. Это мальчишеское восхищение механическими изобре-
тениями предвещало его более поздний интерес к модификации наблюдаемого поведения. Ему также нравились заня-
тия в школе, он вспоминал нескольких прекрасных учителей, которые дали ему хорошие знания.
138
Всякий раз, когда имеет место оперантное поведение (выпуск еще одной единицы продук-
ции или окончание еще одного рабочего дня), достигается результат (последствия - получение
дневной ставки или оклада) — человек получает заработную плату. Такой режим подкрепления
поощряет стабильное, но без энтузиазма поведение. Основной стимул при этом — трудиться на
протяжении интервала времени, необходимого для получения еженедельной заработной платы
или производства количества продукции, достаточного для сохранения рабочего места.
В дополнение к непрерывному подкреплению менеджер может использовать какую-либо
форму частичного подкрепления. Как подсказывает само название, нужное следствие не возника-
ет после каждого повторения действия, подкрепление осуществляется через фиксированные ин-
тервалы времени или через некий переменный интервал. Допустим, после выполнения каждых
трех заданий подряд следует вознаграждение, или результат. При подкреплении с переменным
интервалом невозможно предсказать точную повторяемость, которая приведет к желаемому ре-
зультату.
Основной подход, опирающийся на эту теорию, получил название “модификации поведе-
ния”, который может быть выражен следующей формулировкой: “Поведение является функцией
его последствий”. Люди действуют (или воздерживаются от действий) определенным образом,
учитывая последствия или вознаграждения, ассоциируемые с таким поведением. Концепция “мо-
дификации поведения” существенно опирается на теорию научения и исходит из того, что пове-
дение определяется внешними последствиями. Эти последствия или подкрепления могут быть
четырех типов: а) позитивное подкрепление; б) негативное подкрепление; в) отсутствие обратной
связи (суть его состоит в следующем - если одно лицо ничего не делает для подкрепления пове-
дения другого лица, то последний перестает действовать подобным образом); г) наказание.
При этом используются графики частоты применения подкреплений. Они могут выступать
в следующих формах: непрерывный и прерывный график (с фиксированной частотой, с фиксиро-
ванным интервалом, с переменной частотой, с переменным интервалом, т. е. на случайной осно-
ве).
Трудно преувеличить то влияние, которое основные принципы теории научения оказали на
психологию и теорию личности. Концепции классического и оперантного научения, предоставляют
мощный инструмент для объяснения того, как формы поведения приобретаются, сохраняются и
модифицируются в результате научающего прошлого опыта индивида. В последние десятилетия,
однако, персонологи начали выдвигать предположения, что поведение человека регулируется
сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовос-
приятие) и факторами окружения. Кульминацией таких рассуждений, являющихся развитием в
различных направлениях взглядов классических бихевиористов, можно назвать социально-
когнитивное направление. Особенности этого направления наиболее отчетливо представлены в
работах двух выдающихся персонологов — Альберта Бандуры и Джулиана Роттера. Теория каж-
дого из них значительно отличается от радикального бихевиоризма Скиннера, но сохраняет стро-
гую научную и экспериментальную методологию, которая характеризует бихевиористский подход.