Использование законов научения в бихевиоральной терапии: классическое и оперантное обусловливание, моделирование

Классическое и оперантаное обусловливание представляют собой две основных концепции в поведенческой психологии. Они обе описывают процесс научения — однако с разных точек зрения.

Классическое обусловливание:

· впервые было описано Иваном Павловым, российским физиологом;

· подразумевает предъявление нейтрального стимула перед рефлексом;

· ориентировано на непроизвольные, автоматические действия.

В своём знаменитом опыте Иван Павлов обнаружил, что собаки начали выделять слюну в ответ на нейтральный стимул в паре с пищей. Павлов понял, что это условный рефлекс, и приступил к дальнейшему исследованию процесса обусловливания.

Классическое обусловливание включает в себя связывание ранее нейтрального стимула (например, звука колокольчика) с безусловным (вкус пищи). Этот безусловный стимул естественен и автоматически запускает слюноотделение. После связывания, звук колокольчика начинает вызывать слюноотделение уже самостоятельно. То есть, звук колокольчика является условным раздражителем, а слюноотделение в ответ на звонок — условным рефлексом.

Оперантаное обусловливание:

· впервые было описано Б.Ф. Скиннером, американским психологом;

· включает в себя применение подкреплений или наказаний после демонстрации поведения;

· направлено ​​на подкрепление контролируемого индивидом поведения.

Концепция оперантного обусловливания сосредотачивается на использовании подкрепления либо наказания для воздействия на поведение. Благодаря этому процессу образуется связь между поведением и последствиями для такого поведения. Представьте, например, что хозяин пытается научить собаку приносить мяч. Когда собака успешно справляется — по команде приносит хозяину мяч, — она получает поощрение (похвалу, лакомство). Когда животное не справляется с заданием, хозяин воздерживается от похвалы. В конце концов, к собаке устанавливается связь между определённым поведением и возможностью получить награду.

Один из самых простых способов отличить классическое и оперантное обусловливание друг от друга заключается в том, чтобы проанализировать поведение и понять, является ли оно сознательным или подсознательным. Классическое научение подразумевает создание ассоциации между стимулом и невольной реакцией, в то время как оперантное принимает во внимание связь между сознательно контролируемым поведением и его последствиями.

В процессе оперантного обусловливания поведение человека контролируется при помощи стимулов, к которым он чувствителен, в то время как классическое обусловливание такого рода стимулов не подразумевает. Также помните, что классическое обусловливание является пассивным со стороны ученика, в то время как оперантное требует активного участия обучаемого: он должен выполнять определённые действия для того, чтобы его затем поощрили или наказали.

Operante and classical conditioning are two fundamental concepts in behavioral psychology. They both describe the process of learning — but from different points of view.

Classical conditioning:

• was first described by Ivan Pavlov, the Russian physiologist;

• involves the presentation of a neutral stimulus before a reflex;

• focuses on involuntary, automatic action.

In his famous experience Ivan Pavlov found that the dogs began to salivate in response to neutral stimulus paired with food. Pavlov realized that this is a conditioned reflex, and began further study of the process of conditioning.

Classical conditioning involves associating a previously neutral stimulus (e.g., sound of bell) unconditioned (food taste). This unconditional natural stimulus and automatically starts salivating. After binding, the sound of the bell begins to cause salivation independently. That is, the sound of the bell is the conditioned stimulus, and salivation in response to bell — a conditioned reflex.

Operanano qualification:

• was first described by B. F. Skinner, American psychologist;

• involves applying reinforcement or punishment after the demonstration of behavior;

• supportive of the controlled individual behavior.

The concept of operant conditioning focuses on using reinforcement or punishment to influence behavior. Through this process, is the connection between behavior and consequences for such behavior. For example, imagine that the owner is trying to teach the dog to fetch the ball. When the dog successfully — the team brings a host of the ball — she gets a reward (praise, treat). When an animal is unable to cope with the task, the owner refrains from praise. In the end, the dog establishes a connection between a certain behavior and the ability to receive the award.

One of the easiest ways to distinguish between classical and operant conditioning of each other is to analyze the behavior and to understand whether it is conscious or subconscious. Classical learning involves creating associations between stimulus and involuntary response, while operant takes into account the relationship between the consciously controlled behavior and its consequences.

Научение — это процесс и результат приобретения индиви­дуального опыта, знаний, умений и навыков. Научение выступает в качестве основного методического принципа и главной задачи поведенческой психотерапии (а также важного фактора лечебного действия в других психотерапевтических системах, в частности в групповой психоте­рапии). Центральное место в этих теориях занимают процессы классического и оперантного обусловливания и научения по моделям. В соответствии с этим выделяют три типа научения: научение типа S, научение типа R и социаль­ное научение.

Классическое обусловливание. Классическое обусловливание тесно свя­зано с именем Павлова, который внес основополагающий вклад в теорию классических условных рефлексов, ставшую основой для развития поведен­ческой психотерапии. Основная схема условного рефлекса S — R, где S — стимул, R — реак­ция (поведение). В классической павловской схеме реакции возникают только в ответ на воздействие какого-либо стимула, безусловного или условного раз­дражителя. Формирование условного рефлекса происходит в условиях: а) смежности, совпадения по времени индифферент­ного и безусловного раздражителей, с некоторым опережением индифферент­ного раздражителя, б) повторения, многократного сочетания индифферент­ного и безусловного раздражителей. Экспериментатор воздействует на организм условным раздражителем (звонок) и подкрепляет его безусловным (пища), то есть безусловный сти­мул используется для вызывания безусловной реакции (выделение слю­ны) в присутствии поначалу нейтрального стимула (звонка). Результатом или продуктом на­учения по такой схеме является респондентное поведение — поведение, вызванное определенным стимулом (S). Подача подкрепления в данном случае связана со стимулом (S), поэтому данный тип научения, в процессе которого образуется связь между стимулами, обозначается как научение типа S.

Оперантное обусловливание. Теория инструментального, или оперант­ного обусловливания связана с именами Торндайка и Скиннера. Скиннер — один из виднейших представителей бихевиоризма, показал, что воз­действие окружающей среды определяет поведение человека, он рассмат­ривает в качестве главного фактора формирования человеческого поведения культуру, содержание которой выражается в определенном наборе комплексов подкреплений. С их помощью можно создавать и модифици­ровать человеческое поведение в нужном направлении. На таком понима­нии основаны методы модификации поведения, которые используются не только в психотерапевтической практике, но и в практике, например, воспитательных воздействий. Согласно принципу оперантного обусловливания поведение контролируется его результатом и последствиями. В соответствии со схемой оперантного обусловливания экспериментатор, наблюдая поведение, фиксирует случайные проявления желательной, «правильной» реакции и сразу же подкрепляет ее. Таким образом, стимул следует после поведен­ческой реакции, используется прямое подкрепление через поощрение и на­казание. Результатом такого научения является оперантное научение, или оперант. Такое научение обо­значается как научение типа R. Оперантное, или инструментальное пове­дение (поведение типа R) — это поведение, вызванное подкреплением, сле­дующим за поведением. Необходимо обратить внимание на соотношение таких понятий, как по­зитивное инегативное подкрепление и наказание, различать наказание и не­гативное подкрепление. Позитивное или негативное подкрепление усилива­ет поведение (поэтому иногда используется просто термин «подкрепление», предполагающий, что целью воздействия является усиление реакции вне за­висимости от того, каким будет подкрепление — позитивным или негатив­ным), наказание — ослабляет. Позитивное подкрепление основано на предъявлении стимулов (наград), которые усиливают поведенческую реак­цию. Негативное подкрепление заключается в усилении поведения за счет удаления негативных стимулов. Наказание также подразделяют на позитив­ное инегативное: первое основано на лишении индивида позитивного сти­мула, второе — на предъявлении негативного стимула. Таким образом, всякое подкрепление (и позитивное, и негативное) усиливает час­тоту поведенческой реакции, усиливает поведение, всякое наказание (и по­зитивное, и негативное), напротив, уменьшает частоту поведенческой реак­ции, ослабляет поведение.

Социальное научение. Этот тип научения основан на представлениях, со­гласно которым человек обучается новому поведению не только на основании собственного, прямого опыта (как при классическом и оперантном обусловли­вании), но и на основании опыта других, на основании наблюдения за другими людьми, то есть за счет процессов моделирования. Поэтому этот тип научения также называют моделированием или научением по моделям. Научение по моделям предполагает научение посредством наблюдения и имитации соци­альных моделей поведения. Это направление связано, прежде всего, с именем американского психолога Бандуры, представителя медиаторного подхода (Бан­дура называл свою теорию медиаторно-стимульной ассоциативной теорией). С точки зрения Бандуры, сложное социальное поведение формируется посредством наблюдения и имитации социальных моделей. Наблюдение модели способствует выработке у наблюдателя новых реакций, облегчает ре­ализацию ранее приобретенных реакций, а также модифицирует уже суще­ствующее поведение. Бандура выделяет три основные регуляторные системы функционирования индивида: 1) предшествующие стимулы (в частности, поведение других, которое подкрепляется определенным образом); 2) обрат­ную связь (главным образом, в форме подкреплений последствий поведения); 3) когнитивные процессы (человек представляет внешние влияния и ответ­ную реакцию на них символически в виде «внутренней модели внешнего мира»), обеспечивающие контроль стимула и подкрепления.

Learning is a process and a result of the acquisition of individual experience, knowledge, and skills. Learning acts as a basic methodological principle and main tasks of cognitive behavioral psychotherapy (as well as the important factor of the therapeutic action in other psychotherapeutic systems, in particular in group psychotherapy). Central to these theories is the processes of classical and operant conditioning and learning models. In line with this, there are three types of learning: learning type S, type R learning and social learning.

Classical conditioning. Classical conditioning is closely linked with the name of Pavlov, who made fundamental contributions to the theory of classical conditioned reflexes, which became the basis for the development of cognitive behavioral psychotherapy. The basic structure of a conditioned reflex S — R, where S is stimulus, R is response (behavior). In a classic Pavlovian scheme of reactions occur only in response to the effect of any stimulus, unconditioned or conditioned stimulus. The formation of a conditioned reflex occurs in: a) adjacency, coincidence in time indifferent and unconditioned stimuli, with some advance indifferent stimulus, b) the recurrence, the repeated combination of indifferent and unconditioned stimuli. The experimenter affects the body conditioned stimulus (bell) and reinforces his unconditional (food), that is, an unconditional incentive is used to induce unconditioned response (salivation) in the presence of initially neutral stimulus (bell). The result or product of learning according to this scheme is respondentia behavior — a behavior triggered by a specific stimulus (S). Supply reinforcement in this case is associated with a stimulus (S), so this type of learning, which is the connection between stimuli, referred to as learning the type S.

Operant conditioning. The theory of instrumental or operant conditioning is associated with Thorndike and Skinner. Skinner is one of the most prominent representatives of behaviorism, showed that the impact of the environment determines human behavior, it considers as the main factor in the formation of human behavior, culture, the content of which is expressed in a specific set of complexes reinforcements. They can be used to create and modify human behavior in the desired direction. This understanding is based on methods of behavior modification that are used not only in psychotherapeutic practice, but in practice, for example, educational influences. According to the principle of operant conditioning behavior is controlled by its result and consequences. In accordance with the scheme of operant conditioning, the experimenter, observing the behavior, commits random acts desirable, "correct" reaction and immediately reinforces it. Thus, the incentive follows the behavioral responses used direct reinforcement through rewards and punishments. The result of this learning is operant learning, or operant. Such learning is referred to as the learning type R. Operant, or instrumental behavior (behavior of type R) is a behavior caused by the reinforcement that follows the behavior. You need to pay attention to the ratio of such concepts as positive and negative reinforcement and punishment, to distinguish between punishment and negative reinforcement. Positive or negative reinforcement strengthens the behavior (and therefore is sometimes used the term "reinforcement", suggesting that the goal effect is the amplification reaction, regardless of what kind of reinforcement — positive or negative), punishment — weakens. Positive reinforcement is based on the presentation of incentives (prizes) that enhance the behavioral response. Negative reinforcement is strengthening of behavior by removal of aversive stimulus. The punishment is also divided into positive and negative: the first is based on the deprivation of the individual of a positive stimulus, and the second to the presentation of a negative stimulus. Thus, any reinforcement (positive and negative) increases the frequency of behavioral responses, reinforces the behavior, chastening (both positive and negative), in contrast, reduces the frequency of behavioral responses, weakens the behavior.

Social learning. This type of learning is based on the ideas according to which man learns new behaviors not only on the basis of their own direct experience (as in classical and operant stipulation), but based on the experience of others, on the basis of observation of other people, i.e. through modeling processes. Therefore, this type of learning is also called modeling or learning by models. The learning model involves learning through observation and imitation of social behaviors. This direction is connected primarily with the name of the American psychologist Bandura, representative of the mediator approach (bandura called his theory of mediator-stimulus associative theory). From the perspective of Bandura, complex social behavior is formed through observation and imitation of social models. Observation of the model contributes to the development of the observer new reactions, facilitates the implementation of the previously acquired reactions, and modify existing behavior. Bandura identifies three main regulatory systems of functioning of the individual: 1) the antecedent stimuli (in particular, the behavior of others that is reinforced by a certain way); 2) feedback (mainly in the form of reinforcement consequences of behavior); 3) cognitive processes (person represents external influences and respond to them symbolically in the form of "internal models of the external world"), providing the stimulus control and reinforcement.

Вопрос № 9

Question #9

Наши рекомендации