Итоги развития научной и административной школы
Американские инженеры Тейлор и Эмерсон разработали соответственно основы рацио-
нального управления производством и общие принципы эффективной хозяйственной деятельно-
сти, глава администрации французского горно-металлургического комбината Файоль создал син-
тезированную концепцию управления фирмой. В этой связи Файоля обычно называют основопо-
ложником классического, или административного, менеджмента, а Тейлора и Эмерсона относят
к основателям научного (рационального) менеджмента. Предпринимателя Форда причисляют ли-
бо к той, либо к другой школе.
Очевидно, что не одна, а обе школы стали классическими, обе опирались на научную (экс-
периментальную и логическую) основу и вырабатывались администрацией компаний. Тейлор на-
зывал свою модель управления одновременно и научной, и административной. В контексте же
дальнейшего развития методов управления сформулированное почти 100 лет назад понятие "на-
88
учный менеджмент" (scientific management) может вызывать недоумение - разве современный ме-
неджмент, например психологический, не является научным?
Английское слово " science" (наука) как собирательное понятие означает естественные
науки, и творцы "научного" управления пользовались приемами естественнонаучного познания,
считавшегося тогда единственно объективным. Тем самым они отделяли результаты своих раз-
работок от традиционной организации труда, которая сводилась к простому поддержанию дисци-
плины (supervision). Когда же методы измерений, экспериментов и т.д. стали использоваться для
более достоверного познания общественных явлений и человеческого фактора (например, экспе-
риментальная психология), понятие "научный метод" приобрело более широкий смысл. Так что в
принципе все школы менеджмента являются научными, а "scientific management" - просто истори-
ческое название.
"Научное", ни "административное" управление не могли возникнуть сами собой, без кон-
кретной сферы применения - "научный менеджмент" - это цеховой, фабричный, или производст-
венный, менеджмент (shop or factory management), а так называемый административный охваты-
вает управление компанией в целом.
Главная задача научного менеджмента состоит «в развитии эффективности — индивиду-
альной, в массе рабочих, в управленческом штате — и во взаимных отношениях между ними, а
также в той эффективности, которая представлена методами производства и материальными ус-
ловиями фабрики», достигаемой менеджментом при помощи следующих средств: 1) всесторон-
ней обработкой любой сферы производства научными методами анализа и универсальным при-
менением полученного знания в целях определения стандартов исполнительской и управленче-
ской практики, с постепенным формированием и последующим самоопределением науки ме-
неджмента как отличной от прочих прикладных наук; 2) путем развития потенциалов у всех, заня-
тых в промышленности, во-взаимном сотрудничестве на основе принятия общих целей, а также
стремлением к такой политике, которая задействует человеческий фактор в производстве, исхо-
дящим из социальной ответственности бизнеса.
Хотя сторонники научных методов управления внесли важный вклад в теорию менеджмен-
та, значительная часть их работы отражала очень ограниченное понимание человека как элемен-
та системы на рабочем месте. Например, большинство теоретиков научного менеджмента серь-
езно считают, что основным" стимулом для работников являются деньги. Это мнение привело к
разработке различных систем поощрительных платежей, например, такой как дифференциаль-
ные сдельные ставки Тейлора. Если работники будут трудиться более упорно, то они заработают
больше денег. Такое мышление привело сторонников этих традиционных взглядов к тому, что они
смотрят на работника как на экономического человека115.
Не имея четкого представления о поведении людей, сторонники ______________научных методов управ-
ления не смогли понять, почему не все работники используют любую возможность для того, что-
бы максимизировать свой доход. Они не могли понять, что некоторые люди могут быть счастли-
вы, заработав всего лишь достаточную сумму денег.
Вторым недостатком, помимо теории экономического человека, была точка зрения сторон-
ников научных методов управления, согласно которой работник как вполне разумный человек
взвешивает все альтернативы, а затем выбирает ту из них, которая дает наибольшую экономиче-
скую выгоду. Разумеется, при таком подходе полностью исключаются из рассмотрения социаль-
ные факторы. Кроме того, как отмечал социолог Питер М. Блау: "Управление социальной органи-
зацией в соответствии с чисто техническими критериями рациональности является иррациональ-
ным делом, так как игнорируются нерациональные аспекты социального поведения". Слово слож-
ный в значительно большей степени подходит, чем экономический, так как работника стимулиру-
ют многие факторы помимо денег.
Классические теоретики перечислили ряд принципов в надежде на то, что менеджмент
сможет в большей степени стать наукой, чем искусством. Это была прекрасная цель, но в процес-
115 Термин экономический человек относится к лицу, которое принимает решения, максимизирующие экономические
цели. В случае работника это человек, которые готов отказаться на работе от зари до зари, чтобы принести домой как
можно больше денег. Системы поощрительных вознаграждений имеют очень важное значение для людей такого рода,
так как данные поощрения открывают для них экономические возможности.
89
се ее реализации теоретики лишили гибкости некоторые принципы, например, принцип единона-
чалия. Иными словами, они уделяли внимание только внешней стороне дела.
Научный метод обладает одной особенностью, которой нет ни у одного другого метода по-
лучения знаний: самопроверка. Существуют встроенные проверки на всех этапах получения на-
учных знаний. Эти проверки задуманы и используются таким образом, что они контролируют и
проверяют деятельность и выводы ученых с целью достижения достоверного знания.
90