Третий этап и итоги научной революции

Второй этап революции

К лучшему ситуация начала меняться только в 20-е годы XX в., с наступлением второго этапа научной революции. Он связан с созданием квантовой механики и сочетанием ее с теорией относительности, созданной в 1906–1916 гг. Начала складываться новая квантово-релятивистская картина мира, в которой открытия, породившие кризис в физике, были объяснены.

Предшествующие научные представления были оспорены буквально со всех сторон. Ньютоновские твердые атомы, как ныне выяснилось, почти целиком заполнены пустотой. Твердое вещество не являлось больше важнейшей природной субстанцией. Трехмерное пространство и одномерное время превратились в относительные проявления единого четырехмерного пространственно-временного континуума. Время теперь текло по-разному для тех, кто двигался с разной скоростью. Вблизи массивных предметов оно замедлялось, а при определенных обстоятельствах могло и совсем остановиться. Законы Евклидовой геометрии более не были обязательными для природоустройства в масштабах Вселенной. Планеты двигались по своим орбитам не потому, что их притягивала к Солнцу сила всемирного тяготения, а потому, что пространство, в котором они двигались, было искривлено. Субатомные феномены обнаруживали себя и как частицы, и как волны, демонстрируя свою двойственную природу (корпускулярно-волновой дуализм). Стало невозможным одновременно вычислить местоположение частицы и измерить ее ускорение. Принцип неопределенности в корне подрывал и вытеснял собой старый лапласовский детерминизм, провозглашая случайность формой проявления закономерности. Научные наблюдения и объяснения не могли двигаться дальше, не затронув природы наблюдаемого объекта, ставя результаты научного исследования в зависимость от условий протекания эксперимента и от наличия наблюдателя. Физический мир, увиденный глазами ученого XX века, напоминал уже не огромный часовой механизм, а необъятную мысль.

Третий этап и итоги научной революции

Началом третьего этапа научной революции было овладение атомной энергией в 40-е гг.

XX в. и последующие исследования, с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. Также в этот период интенсивно начинают развиваться химия, биология и цикл наук о Земле. Следует также отметить, что с середины XX в. наука окончательно слилась с техникой, что привело к современной научно-технической революции.

Еще одним итогом второй глобальной научной революции стало развитие биосферного класса наук и новое отношение к феномену жизни. Жизнь перестала быть случайным явлением во Вселенной, а стала закономерным результатом саморазвития материи, также закономерно приведшим к возникновению разума. Науки биосферного класса, к которым относятся почвоведение, биогеохимия, биоценология, биогеография, экология, изучают природные системы, где идет взаимопроникновение живой и неживой природы, т.е. происходит взаимосвязь разнокачественных природных явлений. В основе биосферного класса наук лежит идея глобального эволюционизма, идея всеобщей связи в природе (системный подход). Жизнь и живое понимаются как существенный элемент мира, реально формирующий этот мир, создавший его в нынешнем виде. Воплощением этих идей стал антропный принцип современной науки и философии, в соответствии с которым наша Вселенная такова, какова она есть, только потому, что в ней есть человек.

Но главным итогом второй глобальной научной революции, бесспорно, стало создание современной науки, связанной с квантово-релятивистской картиной мира. Почти по всем своим характеристикам она отличается от классической науки, поэтому ее иногда еще называют неклассической наукой.

Наши рекомендации