Развитие идей Файоля в работах Л. Гьюлика и Л. Урвика
Дальнейшим развитием классической теории управления занимались Лютер Гьюлик102 и
Линдалл Урвик103. За основу они приняли файолевские функции управления104, и в конечном
итоге административная деятельность включила в себя следующие функции:
1. планирование;
2. организация (создание формальных структур;
3. укомплектование штата;
4. руководство;
5. координация;
6. отчетность;
7. составление бюджета105.
101 Гвишиани Д.М. Организация и управление, с.350
102 Д.Гьюлик уточнил элементы административной деятельности, уделив особое внимание работе с кадрами.
103 Английский _____исследователь Л.Ф. Урвик является автором примерно 40 работ и многочисленных статей по вопросам
организации управления производством. Ряд лет Урвик был директором Международного института по управлению в
Женеве, а затем вице-президентом Британского института управления. Под его редакцией в 1956 г. вышла «Золотая
книга менеджмента», в которой содержится много сведений по истории научного управления в разных странах.
104 Наиболее видные систематизаторы и популяризаторы «классической» теории организационного управления явля-
ются Лютер Гьюлик и Линдалл Урвик. В 1937 г. Гьюлик и Урвик совместно редактировали «Доклады по вопросам
науки администрации». Из II разделов в этом сборнике два—«Заметки о теории организации» и «Наука, ценности и
общественная администрация» — принадлежат перу Гьюлика и два — «Организация как техническая проблема» и
«функция администрации в аспекте работ Анрн Файоля»—написаны Урвиком. Из других произведений этих авторов
заслуживают особого упоминания «Административные размышления о второй мировой войне» Гьюлика и урвиков-
ские «Элементы администрации». Гьюлик, кроме того, участвовал в работе Комиссии по административному управ-
лению, созданной президентом Франклином Д. Рузвельтом в середине 30-х годов.
105 Подробное изложение «классических», или «универсальных», принципов организации содержится в работе Гьюли-
ка «Заметки о теории организации» Это следующие принципы: 1) разделение труда или специализация; 2) департа-
ментализация на основе цели, процесса, клиентуры или места; 3) координация посредством иерархии; 4) координация
посредством идей; 5) координация посредством комиссий; 6) децентрализация: 7) единство командования; 8) штаб и
линия; 9) делегирование; 10) диапазон управления.
82
Из этих семи элементов административной деятельности три - планирование, организация
и координация — непосредственно взяты из схемы Файоля. Вместо файолевского понятия «ко-
мандование» появляется понятие «руководство». Гьюлик не выделяет в качестве отдельного
элемента «контроль», который покрывается у него графами «составление бюджета» и «отчет-
ность». В то же время если у Файоля работа с кадрами в основном входит в функцию «организа-
ции», то у Гьюлика она выделяется в качестве самостоятельного элемента («укомплектование
штата»). Все эти семь элементов Гьюлик объединяет названием POSDCORB.
В ряду принципов Гьюлика - Урвика разработаны следующие принципы построения фор-
мальной организации:
1. соответствие людей структуре (сначала следует детально разработать структуру орга-
низации, а затем приступить к подбору специалистов в полном соответствии с требованиями
структуры);
2. создание специального и «генерального» штаба. В организации следует иметь два вида
штабов: специальных (разработка рекомендаций для руководителя организации) и «генерально-
го» (подготовка и передача приказов руководителя, контроль текущей работы и оказание помощи
руководителю в координации деятельности штабных специалистов);
3. сопоставимость прав и ответственности (любой линейный руководитель должен иметь
власть, соответствующую и равную ответственности);
4. диапазон контроля (число лиц, непосредственно подчиненных руководителю)106;
5. специализация (возможны три типа специализации управленческих работников: по при-
знаку цели, операций, типу потребителя или географическому признаку);
6. определенность. Определенности в деятельности организации можно добиться, если
для каждой должности письменно определены права, обязанности, ответственность и взаимосвя-
зи с другими работниками.
Именно благодаря Линделлу Урвику была распространена и сохранена значительная
часть работ Файоля.
106 Урвик предложил идею логических квадратов как способ сравнения и систематизации концепций менеджмента. Л.
Урвик подчеркивал необходимость подкрепления обязанностей соответствующими правами, в то время как Файоль
ответственность рассматривал изолированно. Урвик четко сформулировал проблему «диапазона контроля», т. е. необ-
ходимости ограничения числа лиц в непосредственном подчинении руководителя (по его мнению, их должно быть не
более 5—6). Следует отметить, что Гьюлик менее категоричен относительно максимального числа подчиненных у
руководителя. Он делает попытку определить различные факторы, которые оказывают влияние на оптимальный диа-
пазон, в частности выделяет личные способности самого руководителя, его территориальную близость к контроли-
руемым подчиненным, характер выполняемой работы, устойчивость организации и др. Однако Гьюлик твердо при-
держивается необходимости учета этого принципа при организации управления. Здесь следует заметить, что вообще
проблема контроля остается, и по сей день одним из наиболее крупных пробелов в теории организации. Грайкунас
ввел даже особую математическую формулу для определения факторов, детерминирующих объем области контроля.
Согласно его расчетам, введение каждого нового сотрудника в сферу подчинения данному начальнику примерно уд-
ваивает число потенциальных отношений. Если начальник имеет четырех подчиненных, то введение пятого увеличи-
вает число потенциальных отношений начальника на 20, число потенциальных отношений каждого сотрудника на 9 и
общее число возможных отношений возрастает с 44 до 100. Если начальнику подчинены 18 чел., то число его потен-
циальных отношений возрастает до астрономической цифры—2359602. Очевидно, расчетное число потенциальных
отношений может быть использовано как критерий для определения объема «области контроля».
Как считают некоторые специалисты, использование формулы Грайкунаса эффективно тогда, когда предполагается,
что: 1) начальник уделяет внимание потенциальным взаимоотношениям сотрудников; 2) отношения двух сотрудников
в присутствии третьего отличаются от их же взаимоотношений в его отсутствие; 3) рассматриваются равноценные
отношения без учета их частоты и длительности. С другой стороны, следует помнить, что у Грайкунаса речь идет о
возможных, а не реальных отношениях, с которыми имеет дело начальник. Впрочем, отсутствие эмпирических прове-
рок его формулы (как и аналогичных расчетов других исследователей, в частности того же Гьюлика) не дает пока
возможности дать по ней какое-либо категорическое заключение. Подчеркнем также, что при определении области
контроля «классической теорией» предполагалось, что начальник осуществляет контроль за деятельностью подчинен-
ных, отдает им приказы и координирует формально в организационной схеме. В более поздних изысканиях учитыва-
лись данные о реальных возможностях и способностях человека. Так было установлено, что число людей, которым
управляющий может уделять внимание, ограничено. Первоначально эта цифра определялась как бы «на глазок» (5— 6
чел.), затем появились более точные критерии. Дэвис определяет число подчиненных при физической деятельности в
30 чел., при умственном труде - от 3 до 8. Дейл пришел к выводу, что в 100 обследованных им крупнейших американ-
ских фирмах число сотрудников, непосредственно подчиненных высшему администратору, равно примерно 8—9
(Гвишиани Д.М. Организация и управление, с.271-273).
83
Урвик опубликовал работу «Основы администрирования», в которой показал, что множест-
во «принципов администрирования», сформулированных разными авторами, связаны некой об-
щей для всех логической структурой. Он считал, что техника администрирования находилась то-
гда в процессе развития, и менеджеры, которые пытались руководить, не опираясь на админист-
ративные принципы, рисковали все в большей мере оставаться просто любителями.
Большая часть книги "Основы администрирования" посвящена формированию админист-
ративной структуры и модели для элементов административного управления. Предлагаемая мо-
дель представляет попытку воспроизвести предложенные Файолем административные принципы,
обязанности и аспекты администрирования; организационные принципы Муни и Рейли107, принци-
пы Тейлора и избранные идеи других авторов. Изложенная концепция Урвика содержит убеди-
тельную аргументацию в пользу единой теории административной науки.
По формулировке Урвика, организация представляет собой определение видов деятель-
ности, необходимых для достижения какой-либо цели (или «плана»), и их группирования с целью
закрепления их за индивидуумами. Урвик предупреждает, что разработка организационной струк-
туры должна осуществляться столь же «хладнокровно и отрешенно», как подготавливается какой-
либо проект. При этом ни в коем случае не следует исходить из наличия тех или иных лиц, кото-
рые в данное время могут уже работать в организации: следует совершенно непредвзято сначала
разработать соответствующую организационную структуру, а затем уже предпринять все необхо-
димые меры, чтобы найти подходящих людей или «добиться их соответствия структуре»108.
Урвик рассматривал понятие "научный менеджмент" как подтверждение того факта, что
методология и общие принципы естественных наук, благодаря которым возникли химические и
технические науки, могут и должны быть применены к сфере управления.