Г. Гантт – один из ближайших сподвижников Тейлора
Ф. Тейлор не был одинок в своей новаторской деятельности. Среди них в первую очередь
следует выделить Генри Лоуренса Гантта62 (1861—1919), наиболее близкого ученика Тейлора,
американского инженера, занимавшегося разработками в области методики премиальной оплаты,
составившего карты-схемы для производственного планирования (получившие, кстати, его имя —
так называемые гантт-схемы), а также внесшего вклад в разработку теории лидерства. В отличие
от Тэйлора Гантт указывал на социальную ответственность бизнеса и менеджмента, имеющих
широкие обязательства перед обществом. Этим объясняется его глубокий интерес к русской ре-
волюции 1917 г., ее социальной и экономической философии. Известна система оплаты по Ган-
тту, предусматривающая премии за высокую производительность, идеи распределения дохода
61 Беркович Д.М. Формирование науки управления производством. Краткий исторический очерк. - М.Наука, 1973.
с.54-55
62 Генри Лоуренс Гантт родился в преуспевающей мэрилэндской семье в 1961 году во время Американской Граждан-
ской Войны. Его родители, Вирджил и Мэри Гантт симпатизировали Конфедерации. Отец Гантта успешно управлял
своей плантацией, но после того, как президент Линкольн издал Декларацию о Независимости в сентябре 1962, его 69
рабов сбежали. В конце концов, дела Вирджила Гантта пришли в упадок, и его семья была вынуждена покинуть свою
плантацию и переехать в Балтимор в поисках новой жизни. Из положения комфорта, безопасности и процветания
Гантты были поставлены в положение чуть ли не бедности. Из-за своей глухоты Вирджил Гантт был не способен со-
держать семью, и Мэри Гантт стала зарабатывать своей семье на жизнь до тех пор, пока их старшая дочь, Маргарет,
не стала достаточно взрослой, чтобы помогать содержать семью, работая школьной учительницей. Мэри Гантт управ-
ляла пансионом, сдавая меблированные комнаты со столом. Результатом таких драматических изменений в семье ста-
ло то, что Генри Гантт ушёл из дома в возрасте 12 лет поступил в Школу МакДонагха, которая была учреждена неда-
леко от Балтимора. Это была бесплатная фермерская школа для бедных мальчиков. Основным принципом функцио-
нирования этой школы был принцип военной дисциплины.
48
равномерно и пропорционально факторам производства, изъятие сверхприбыли у монополий в
пользу общества или благотворительности деловых компаний, что выдает влияние, которое ока-
зала на Гантта квакерская традиция. Демократические взгляды на власть и мир труда стали при-
чиной натянутых отношений между Ганттом и Тэйлором и его отчуждения от людей бизнеса.
Дисциплина и тренировка для тяжёлой упорной работы, которую Гантт получил в этой
школе, осталась с ним на всю жизнь. Гантт имел успех в школе МакДонагха и получил право
учиться в университете Джона Хопкинса. Он продолжал жить в школе, а в университет ездил каж-
дый день на пригородных послах. Закончив университет в 1880 г., он провёл 3 года в Школе Мак-
Донагха, преподавая естественные науки и физику. Затем он возобновил свою учёбу, на этот раз
в Технологическом Институте Стивенса. Гантт поступил туда в 1983 году, специализировался в
физике и электричестве, и закончил со специальностью инженер-механик в 1884 году. Закончив
Стивенс, Гантт вернулся в Балтимор и провёл 2 года в качестве чертёжника в фирме «Пул и
Хант», занимавшейся чёрными металлами.
Гантт, в отличие от Тейлора, интересовался уже не отдельными операциями и движения-
ми, а производственными процессами в целом. Он объяснял низкую производительность тем
фактом, что задачи и методы их решения формулируются на основе того, что сделано ранее, или
чьего-нибудь мнения относительно того, как выполнять работу. Философию менеджмента Гантта
можно охарактеризовать его собственными словами: «Основные различия между наилучшей се-
годняшней и прежней системами состоят в способах планирования и распределения задач, а
также способах распределения поощрений за их выполнение»63. Следуя этому принципу, Гантт
поставил цель усовершенствовать механизмы функционирования предприятий путем обновления
систем формулирования задач и распределения поощрений и премий.
Его перу принадлежат книги «Труд, заработная плата и доход» (1910), «Промышленное
руководство» (1916), «Организация труда» (1919). Работы Гантта характеризует сознание веду-
щей роли человеческого фактора в промышленности и убеждение в том, что рабочему человеку
должна быть предоставлена возможность обрести в своем труде не только источник существова-
ния, но и состояние удовлетворенности. Он писал: «Все, что мы предпринимаем, должно нахо-
диться в согласии с человеческой природой. Мы не можем понукать людьми; мы обязаны направ-
лять их развитие»64. Гантт полагал, что этот идеал может быть достигнут путем постановки перед
каждым рабочим конкретной производственной задачи с перспективой получения премии за ее
своевременное и точное исполнение. Уже в 1901 г. Гантт разработал первую премиальную сис-
тему оплаты досрочного и качественного выполнения производственных заданий. С ее внедре-
нием на ряде предприятий производительность труда на них возросла более чем вдвое.
В статье «Обучение рабочих навыкам промышленного труда и сотрудничества» (1908)
Гантт отмечал, что с формированием навыков индустриального труда задача приобретения зна-
ний и квалификации существенно упрощается. Если рабочих систематически обучать навыкам
промышленного труда, то становится возможным не только совершенствовать их производитель-
ные способности, но и развивать эффективную систему кооперации между рабочими и приказчи-
ками.
В книге «Организация труда» Гантт развивал мысли и относительно социальной ответст-
венности бизнеса. Ход его рассуждений вкратце таков: общество нуждается в услугах и товарах
вне зависимости от того, кому достанется прибыль от их продажи, поскольку от товарной массы
зависит само его существование; бизнесмены утверждают, что для них более важна прибыль, а
не отдача обществу; однако в глазах общества, помимо тех услуг и товаров, которые они ему
предоставляют, предприниматели не имеют никакого иного основания для существования. По-
этому «система бизнеса должна воспринять социальную ответственность и посвятить себя преж-
де всего служению обществу, в противном случае общество в конечном счете предпримет попыт-
ку сокрушить ее, чтобы свободно действовать в соответствии со своими собственными интереса-
ми»65.
Гантт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного
планирования деятельности предприятий; он разработал целую систему плановых графиков –
гантт-карты, позволивших благодаря их высокой информативности осуществлять контроль за за-
63 История менеджмента: Учебное пособие/Под ред. Д.В.Валового. - М.:ИНФРА, 1997,с. 174
64 Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М., Изд-во МГУ, 1991., с.53-54.
65 Там же с. 54
49
планированным и составлять календарные планы на будущее. Эти графики представляют собой
краткий перечень запланированных на определенные отрезки времени работ. Графики базируют-
ся на затрачиваемом времени в большей степени, чем на выпускаемом объеме 66. На многих
предприятиях и в настоящее время применяют диаграммы Гантта в качестве важного инструмен-
та формулирования и постановки задач.
Гантт подчеркивал ведущую роль человеческого фактора в промышленности и высказывал
убеждение, что рабочему должна быть предоставлена возможность обрести в своем труде не
только источник существования, но и источник удовлетворенности.
Но Гантт известен не только своей диаграммой, а также первым кто говорил о социальной
ответственности бизнеса 67.
В 1886 году Гантт, перед тем, как присоединиться к Мидвейл Стил в 1887 году, ещё раз
вернулся в Школу МакДонагха, на этот раз в качестве инструктора трудового обучения. В то вре-
мя, когда Гантт прибыл в Мидвейл Стил в качестве помощника в отделении инженерии, Ф. Тейлор
был уже главным инженером завода. В 1888 году Гантт был избран членом Американского Обще-
ства Инженеров-механиков, а также он стал ассистентом Тейлора. По словам Урвика и Бреха,
Гантт «был больше вовлечён в работу по выявлению более экономичных методов работы ма-
шинного оборудования, чем в техническую работу» 68. Очень разные Гантт и Тейлор нашли друг
друга, что выразилось в рабочих отношениях, которые длились несколько лет и включали в себя
работу над экспериментами в металлургии, а так же разработку принципов научного менеджмен-
та. Как пишет Уорен, это было так: «На идеи Гантта большое влияние оказал Тейлор, подобные
Тейлору элементы были в ранних работах Гантта. Выделение важности между трудом и управле-
нием, научный отбор работников, побудительная система, призванная улучшить производитель-
ность, детализированные инструкции по выполняемой работе и другие концепции были отражены
в работах Гантта». 69.
Однако Гантт добавил в работы Тейлора больше внимания к человеческой психологии и
занимался больше методом, чем противоположным методу делу - измерением. Подобно Тейлору,
Гантт был практическим изобретателем, и за время с 1901 по 1904 годы они вдвоем воплотили в
жизнь шесть совместных изобретений, которые касались установки контрольных температур при
закаливании металлических изделий труда. Гантт также сотрудничал с Тейлором и Карпом Бар-
том при разработке логарифмической линейки, которая была запатентована в 1904 году. Самым
значительным его изобретением было изобретение, касающееся разработки лекала стальных
слитков, которое уменьшили их ломкость, что снижало затраты. Асфорд прокомментировал это
так: к 1934 году примерно 25%, и вероятно, почти 50% всех стальных слитков в США отливалось
по лекалу, разработанному Ганттом.
Оба, Тейлор и Гантт, были уволены из Бетлехем Стил в 1901 году. С этого времени Гантт,
по словам его биографа, "начал настоящую работу своей жизни в качестве консультанта по со-
временному промышленному менеджменту." В 1901 году Гантт прочитал свою работу в амери-
канском обществе инженеров-механиков, а именно «Премиальная Система Оплаты Труда», кото-
рая явилась основой для его книги «Труд, Зарплата и Доход», опубликованной в 1913 году. Затем
он читает следующую свою работу в 1903 году, на этот раз связанную с карта-схемовым изобра-
жением потока продукции, названную «Графический Ежедневный Баланс в Производстве», ко-
торая позже была разработана в «Диаграмму Гантта». Помимо этого он предпринял несколько
проектов в «Америкэн Локомотив Кампани», «Бриггон Миле», «Вильяме Бразерс», в компании
Портлэнд и Тейбор Маньюфэкчеринг, устанавливая систему менеджмента Тейлора, как он при-
нял ее в Мидвейл, Симондэ и Бетлехем, но с добавлением своих методов «задание – и - возна-
граждение» и процедурой представления графического ежедневного баланса. В 1904 он стал
первым «экспертом по эффективности», работающим на текстильной фабрике в то время, когда
по рекомендации Тейлора он выполнял задание в «Сэйлс Бличериз», «Сэйлисвилл» и «Ро-
уд Айлэнд»70.
66 http://westrek.hypermart.net/scientific/ scientific 04.htm
67 http://www.inst-mgt.org.uk/
68John Sheldrake. Management Theory: from Teylorism to Japanization. – Boston, International Business Press, 1996, p.36
69 Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М., Изд-во МГУ, 1991., с.54.
70 Дункан У.Джек. Основополагающие идеи в менеджменте, с .27-38.
50
Гантт также реорганизовал завод («Сэйлс»), чтобы разбить «вдребезги» неформальный
контроль, производимый начальниками цехов. Сопротивление изменениям, вводимых им, в конце
концов привело к забастовке в одном из отделов, которая распространилась так, что привела к
остановке всего завода. Гантт отреагировал на это путем внедрения новой рабочей силы, вклю-
чая мастера, который был тренирован и применен на заводе для того, чтобы производство могло
восстановиться.
Это подтолкнуло его написать следующую работу «Тренировка Рабочей Силы в Промыш-
ленности», которую он прочитал в американском обществе инженеров-механиков в декабре 1908
года. Позже Гантт отнесет свою рукопись Тейлору, чтобы тот выразил свое мнение о том, следует
ли Гантту печатать эту работу. Несмотря на то, что мнение о работе у Тейлора сложилось нега-
тивное, Гантт решил не обращать на это внимание и напечатать ее, что послужило причиной
окончательного разрыва между ними. Позже Гантт изложил свои взгляды в работе «Современные
методы тренировки и подготовки», которая была написана в 1915 году.
Во время войны Гантт полностью разработал свою «Диаграмму Гантта». Его заданием ко-
ординации работы различных заводов и отделов, вовлеченных в войну, помогло ему разработать
бар-схему для тщательного планирования. Гантт использовал свои диаграммы (картосхемы) для
того, чтобы графически отразить в большей степени время, чем объем производства, что давало
возможность менеджеру отобразить прогресс в работе проекта и принять соответствующие меры
в случае отставания от плана. Гантт говорил, что принципы, на которых базируются его методы
использования диаграмм, легко понять.
Первый принцип: Все действия могут быть измерены количеством времени, требуемым
для их выполнения.
Второй принцип: Место, представляющее время, затрачиваемое на одну операцию, на
диаграмме можно выделить так, чтобы отразить также и количество действий, которые должны
быть сделаны за этот промежуток времени.
Если понять и запомнить два этих принципа, то вся система становится понятной - она
предлагает универсальное средство изображения на диаграмме всех видов действий, общим из-
мерителем которых является время.
В 1916 году он сформировал организацию, названную «Новая Машина», членами которой
стали инженеры и другие представители, неравнодушные к поиску причин ограниченной промыш-
ленной демократии.
Эта диаграмма не была никогда запатентована, и после смерти Гантта в 1919 году Уоллес
Кларк - один из членов консалтинговой фирмы Гантта - развил идею Диаграммы Гантта, назвав ее
в своей работе «Рабочий Инструмент Менеджмента», которая была опубликована в 1922 году.
Эта книга сделала очень много для международного распространения и принятия практических
аспектов работы Гантта. По словам Уорена, эта книга «была переведена на 8 языков, явившись
основой для русского централизованного планирования (пятилетки), стала для всего мира графи-
ческим средством планирования и контроля работы. Все последующие диаграммы и схемы кон-
троля за производством брали за основу работу Гантта71.
71 Там же, с.40
51