Классификация школ управления

Чтобы понять настоящее и предсказать будущее, часто лучше всего начинать с обзора

прошлого. Как сказал великий историк Уилл Дьюрант: "Настоящее - это прошлое, свернутое для

действия, а прошлое - это настоящее, развернутое для понимания". Чтобы полностью понять

теорию, процесс и практику менеджмента, необходимо знать, как развивалась теория менедж-

мента. Следовательно, все, кто изучает современный менеджмент, не могут игнорировать про-

шлое, история менеджмента дает знания, способные продвинуть нас к решению будущих про-

блем.

В книге Клода Ст. Джорджа «История управленческой мысли» дается развернутая перио-

дизация основного вклада в развитие менеджмента.

Таблица 1

Основной вклад в развитие менеджмента

Годы Индивидуум или этниче-

ская группа

Основной вклад в развитие менеджмента

До н.э.

5000

Шумеры Письменность, регистрация фактов

4000 Египтяне Признание необходимости планирования, орга-

низации и контроля

2700 Египтяне Признание необходимости "честной игры". Дове-

рительные беседы — "облегчи свою душу"

2600 Египтяне Децентрализация в организации управления

2000 Египтяне Признание необходимости письменных запросов.

Использование рекомендаций "штаба"

1800 Хаммурапи Использование свидетелей и письменных доку-

ментов для контроля; установление минимальной

заработной платы; признание недопустимости

перекладывания ответственности

1600 Египтяне Централизация в организации управления

1491 Евреи Концепции организации, скалярный принцип,

принцип исключения

1100 Китайцы Признание необходимости организации, плани-

рования, руководства и контроля

600 Навуходоносор Контроль за производством и стимулирование

через заработную плату

Менциус Признание необходимости систем и стандартов

Китайцы Признание принципа специализации

500

Сунь-Цзы Признание необходимости планирования,

руководства и организации

400 Сократ Формулировка принципа универсальности

менеджмента

400 Ксенофонт Признание менеджмента как особого вида

искусства. Признание необходимости контактов

между людьми, проведения исследований моти-

вации, составления планов и обработки мате-

риалов

350 Греки Использование научных методов. Изучение ме-

тодов труда и рабочего ритма.

16

Платон Формулировка принципа

специализации

325 Александр ______________Великий Создание штаба

175 Като Использование описаний работ

50 Варрон Использование рабочих спецификаций

Н.э. 20 Иисус Христос Единоначалие. Золотое правило. Человеческие

отношения

284 Диоклетиан Делегирование полномочий

900 Альфараби Требования к руководителю

1100 Газали Требования к менеджеру

1340 Л.Пачоли (Генуэзец) Двойная бухгалтерия

1395 Франциско Ди Марко Учет издержек производства

1410

Братья Сорансо

Использование журнала доходов и гроссбухов

1418 Барбариго

Формы предпринимательской организации; обра-

ботка статистических отчетов

1436 Арсенал Венеции

Веницианцы

Учет издержек производства; чеки и балансы для

контроля; присваивание номеров при инвентари-

зации; использование метода конвейера; исполь-

зование управления кадрами; стандартизация и

взаимозаменяемость деталей; контроль товар-

ных запасов; контроль себестоимости

1500 Сэр Томас Мор

Призыв к усилению специализации; анализ не-

достатков плохого менеджмента и руководства

1525 Никколо Макиавелли

Осознание принципа массового согласия; при-

знание необходимости, целеустремленности в

организации; определение качества руководите-

ля

1767 Сэр Джеймс Стюарт

Истоки теории власти; исследование влияния ав-

томатизации

1776 Адам Смит

Применение принципа специализации к промыш-

ленным рабочим; концепция контроля; расчет

оплаты труда

1785 Томас Джефферсон Обратил внимание на концепцию взаимозаме-

няемости частей

1799 Эли Уитни

Научные методы; использование методов исчис-

ления себестоимости; контроль качества; кон-

цепция взаимозаменяемости частей; признание

интервала менеджмента

1800 Джеймс Уатт, Маттеус

Бултон, Сохо, Англия

Стандартные операции; спецификации; рабочие

методы; планирование; стимулирование зара-

ботной платой; стандартное время; стандартные

данные; Рождественские праздники для служа-

щих; Рождественские премии; страховое общест-

во служащих; ревизии баланса и отчетности

17

1810 Роберт ______________Оуэн, Нью-

Ланарк, Шотландия

Использование на практике личного опыта; от-

ветственность за подготовку рабочих; строитель-

ство домов с удобствами для рабочих

1820 Джеймс Милл

Анализ и общение человеческой мотивации

1832 Чарльз Баббедж

Упор на научный подход; признание особой важ-

ности специализации; разделение труда; иссле-

дование трудовых движений и затрат времени;

влияние различных цветов на эффективность

труда; исчисление себестоимости

1835 Маршалл, Логлин и др. Признание и обсуждение важности функций ме-

неджмента

1855 Генри Пур Принципы организации связи и информации в

применении к железным дорогам

1856 Даниэль К. Мак-Каллум

Использование организационных схем для

демонстрации структуры менеджмента. Приме-

нение систематического менеджмента на желез-

нодорожном транспорте

1871 В.С.Джевонс Использовал на практике мотивационные иссле-

дования; изучал воздействие различных инстру-

ментов на рабочего; исследование усталости

1881 Джозеф Вартон Разработал для колледжа курс предпринима-

тельского менеджмента

Генри К. Меткалф Искусство менеджмента; наука управления

1886

Генри Р.Таун Наука менеджмента

Фредерик Халси

План премиальных выплат заработной платы

1891

Фрэнк Гилбрет Наука мотивационных исследований

1900 Фредерик У.Тэйлор

Научный менеджмент; системный подход; кадро-

вый менеджмент; необходимость кооперации

между трудом и менеджментом; высокая зара-

ботная плата; равноправие между трудом и ме-

неджментом; функциональная организация;

принцип исключительности в применении к це-

хам; система оценки себестоимости; методиче-

ские исследования; исследования рабочего вре-

мени; определение научного менеджмента; упор

на работу менеджера; упор на исследования,

стандарты, планирование, контроль и коопера-

цию.

1901 Генри Л.Гантт

Задания и система поощрения; гуманный подход

к труду; схемы Гантта; ответственность менед-

жеров за подготовку рабочих

1910 Хьюго Манстерберг Использование психологии в менеджменте и ра-

боте

18

Харрингтон Эмерсон Эффективный инжиниринг; принципы эффектив-

ности

Харлоу С. Персон Организовал первую научную конференцию по

менеджменту в Соединенных Штатах; научное

признание менеджмента

1911

Дж. К.Дункан Первый учебник менеджмента для колледжей

Х.Б.Друри Критика научного менеджмента -утверждение

первоначальных идей

Р.Ф.Хокси Критика научного менеджмента -утверждение

первоначальных идей

Ф.В.Харрис Модель экономической партии товара

1915

Томас А.Эдисон Разработка плана военных маневров в целях об-

наружения и уничтожения подводных лодок

1916 Генри Файоль Первая полная теория менеджмента; функции

менеджмента; принципы менеджмента; призна-

ние необходимости преподавания менеджмента

в учебных заведениях

— Александр Г.Черч Функциональная концепция менеджмента; пер-

вый американец, рассмотревший весь комплекс

концепций менеджмента и связавший их в еди-

ное целое

А.К.Эрланг Предвосхитил теорию очередностей

1917 У. Г.Леффингвелл Применил научный менеджмент в ведомствах

К.К.Парсонс Признал необходимость использования научного

менеджмента в ведомствах

1918

Ордвэй Тид Применение психологии в промышленности

1919 Моррис Л.Кук Различные области использования научного ме-

неджмента

1921 Вальтер Д.Скотт Привнес психологические знания в рекламное

дело и работу с кадрами

1923 Оливер Шелдон Развил философию менеджмента; принципы ме-

неджмента

1924 Г.Ф.Додж, Г.Г.Ромиг

У.А.Шухарт

Использование статистических выводов и теории

вероятностей при проведении инспекций и кон-

троле качества с использованием статистических

средств

1925 Рональд А.Фишер Различные современные статистические методы,

включая бейесовскую статистику, теорию проб и

разработку экспериментов

1927 Элтон Майо Социологическая концепция групповых устрем-

лений

1928 Т.К.Фрай

Статистические основы теории обслуживания

1930 Мэри П.Фоллет Философия менеджмента, основанная на инди-

видуальной мотивации. Групповой подход к ре-

шению проблем менеджмента

1931 Джеймс Д.Муни Признание универсальности принципов органи-

зации

19

Честер Барнард

Теория организации; социологические аспекты

менеджмента; необходимость коммуникации

1938

П.М.С.Блэкетт и др.

Операционные исследования

1943 Линдэлл Урвик

Сведение воедино и корреляция принципов ме-

неджмента

1947 Макс Вебер, Ренсис Ли-

керт

Крис Арджирис

Сделали упор на психологию, социальную психо-

логию и исследования человеческих отношений в

теории организации; включение широкосистем-

ной теории организации

1949 Норберт Винер, Клод

Шеннон

Сделали упор на системный анализ и теорию

информации в менеджменте

1951 Франк Абрамс, Бенджа-

мин М.Селекман

Ввели искусство управления в мышление менед-

жеров

1955 Герберт Саймон, Га-

рольд Дж. Левитт, Роберт

Шляйфер

Придали особое значение поведению . человека

при принятии решений, которое рассматривалось

ими как идентичный, наблюдаемый и измеряе-

мый процесс; повышенное внимание уделяли

философии менеджмента

1960 Дуглас Мак Грегор

Доказал, что отношение менеджера к своим под-

чиненным существенно влияет на их поведение

и. на рабочий климат в организации. В теории "X"

— утверждение приоритета контролирующего

менеджера, в теории "У" - принцип распределе-

ния ответственности

1965 Ансофф

Подверг сомнению прежние методы долгосрочно-

го планирования и предложил модель стратеги-

ческого планирования. Позднее сформулировал

этот подход в книге " Стратегический менедж-

мент"

1967 Фред Фидлер Продолжил разработку теорий 'руководства, ка-

сающихся ориентации соответственно на зада-

ния и отношения

1967 Джемс Томпсон Джей

Гэлбрайт П. Доренс Дж.

Лорше

Отметили, что не существует единственного,

наилучшего пути организации деятельности и

провели дальнейшие исследования ситуацион-

ных аспектов организационного строительства

1969 Карл ______________Вейк Исследовал организацию как интерпретируемые

системы

1975 Вильям Оучи, Оливер

Вильямсон

Развитие теории фирмы. Несовершенство рынка

— причина существования фирм

1975 Генри Минцберг Рассмотрел организационные структуры от ма-

шинной бюрократии до адхократии

20

1975 1980 Геральд Саланчик

Джеффри Пфеффер

Мишель Круазье

Теории властных структур внутри и между орга-

низациями

1976 Розмари Стюарт Альтернативы и ограничения действий менедже-

ра в разнообразных ситуациях и различия между

отдельными видами управленческих задач

1980 Майкл Портер

Выдвинул новые идеи относительно конкурент-

ной стратегии, конкурентоспособности, потреби-

тельских качеств продукции и ресурсов, выра-

женных через себестоимость

Джон Коттер Джон Га-

барро

Исследование работы высших руководителей.

Различные характеристики и их восприятие во

времени

1982

Теренс Дил

Алан Кеннеди

Создали концепцию корпоративной культуры как

важнейшего фактора, влияющего на "организа-

ционное поведение" и корпоративное развитие

1985 Том Петерс

Отношение к потребителям как к людям, а к пер-

соналу организации — как к важному ресурсу

развития бизнеса

Д. М. Гвишиани подчеркивает, что из-за обилия подходов и концепций, развиваемых в ли-

тературе по менеджменту, трудно выделить этапы и школы менеджмента. Он выделяет пять

школ американского менеджмента:

классическую школу, родоначальником которой считается Ф. Тэйлор;

школу «человеческих отношений» (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Р. Лайкерт, К. Арджирис, Д.

Макгрегор и др.);

эмпирическую школу (П. Друкер, Г. Дэвис, Л. Эпии, X. Дейл, А. Слоун (мл.), А. Чандлер, Э.

Петерсен, Э. Плоумен, А. Коул, А. Свенсон, Т. Ливитт, У. Беннис и др.), которая за основу берет

практику и пытается интегрировать два предыдущих подхода;

школу социальных систем (Ч. Барнард, Г. Саймонс и др.), характеризующуюся преимуще-

ственно аналитическим подходом в противовес нормативному;

новую школу, основывающуюся на системном изучении процессов принятия решения с

применением кибернетических методов. Общеметодологические принципы системного подхода

разработаны Л. Берталанфи, А. Рапапортом, К. Боулдиным. Внутри этой школы можно выделить

операционистов (Р. Аккоф, Д. Экман), исследователей систем управления (У. Хитч, А. Энтховен,

Ч. Шульц, Э. Квейд), эконометристов (Я. Тинберген, Л. Клейн, А. Гольдбергер, В. Леонтьев)13.

Еще одним вариантом классификации является следующий.

Таблица 2

Этапы эволюции теорий менеджмента14

Учение Ф. Тейлора об управлении процессом капиталистического производства.

Тейлоризм 900-е годы

Учение о менеджменте организационно-

технического направления

Учение о менеджменте социолого-

бихейвиористического направления

1900 г. Междунароная, или Немецкая, или Международная, Немецкая, или

13 Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М.1972,с.187—193:

14 Критический анализ теории и практики менеджмента. Пер с нем. - М. Прогресс, 1976,с. 170

21

американская,

ветвь

западно-

германская, ветвь

или американская,

ветвь

западно-

германская, ветвь

начало

20-х годов

Административное

учение

Фордизм

Файоль

Гилбрет

Гьюлик

Урвик

Теория частного

предприниматель-

ства

Никлиш

Шер

Вальб

Ф. Шмидт

Бихейвиоризм

Психология

Уотсон

Гантт

Бедо

Психотехника

Социальная

политика

М. Бебер

Мюнстерберг

Баумгартен

20-е годы

(до 2 ми-

ровой

войны)

Школа управленче-

ских процессов

Барнард

Учение об эконо-

мике и организации

производства

Шмаленбах

Меллерович

Шнутенхауз

Зандиг

Доктрина «челове-

ческих» отноше-

ний»

Мэйо

Ретлисбергер

Диксон

Производственная

социология

Фашистская идео-

логия

Производственного

вождизма

Брифс

Гекк,

После 2

мировой

войны

Организационная

теория и теория

принятия решений

Саймон

Марч

Маршак

Организационная

теория учения об

экономике и орга-

низации производ-

ства

Гутенберг

Хайнен

Косиоль

Грохла

Промышленная со-

циология ______________и психо-

логия

Ликерт Арджирис

Уайт Одиорне

Бакке Макгрегор

Организационная

социология, произ-

водственная пси-

хология

Дарендорф

Корфф

Мехлер

Майнтц

60-е

годы

Наука о менеджменте

Попытки синтеза, ориентированные в основном на процесс принятия решений

Мы не будем глубоко затрагивать исторические корни зарождения и развития менеджмен-

та в древности, так как они достаточно аргументированно рассмотрены в научной работе

Б.Карлофа.

Наша задача состоит в том, чтобы в краткой форме показать этапы развития менеджмента

в двадцатом столетии в целом, как в мировом сообществе, так и в России. Вместе с тем следует

помнить, что любое деление довольно условно и не учитывает оттенков всех взглядов; предста-

вители отдельных школ используют и концепции других школ. Это в принципе закономерно, так

как все школы в итоге имеют дело с одним и тем же объектом управления. Речь может идти об

акцентах на те или иные свойства данного объекта, о различных методологических подходах к

оценке получаемых выводов и рекомендаций. Например, представители всех перечисленных

школ могут по-разному относиться к нормативной жесткости выдвигаемых выводов и рекоменда-

ций, т. е. считать их универсальными либо относительными, применимыми лишь в определенных

ситуациях. В этой связи возник ситуационный подход (П. Лоуренс, Дж. Лорш, Ф. Фидлер). А Дж.

Одиоррне, например, заявляет, что «общая теория управления невозможна».

Естественно и то, что в нашем описании мы будем часто обращаться к американским дос-

тижениям в разработке теории и практики управления, так как принципиальные идеи в области

22

менеджмента выдвинуты именно в США. По американскому образцу происходит универсализация

управленческих приемов во многих странах, хотя в последние годы некоторые идеи из-за рубежа

проникают и в американский менеджмент. Менеджеры многих стран проходят подготовку в США;

американские специалисты по менеджменту преподают в других странах; организованы между-

народные центры по менеджменту (например, Международный институт по менеджменту в Жене-

ве), некоторые из них финансируются США. В США имеется целый ряд различных обществ и ас-

социаций, посвятивших свою деятельность развитию теории и практики менеджмента. В их числе

необходимо прежде всего упомянуть Американскую ассоциацию управления (АМА), Общество

совершенствования управления (SАМ) (в некоторых переведенных на русский язык работах это

общество названо Обществом по улучшению методов управления). Оно возникло в 1911 г. как

Общество улучшения организации производства. Одним из его основателей был Ф. Тейлор, по-

сле смерти, которого оно было переименовано в Общество Тейлора. В 1936 г. оно слилось с Об-

ществом инженеров по организации производства и получило свое нынешнее название. В 1948 г.

в него влилось Общество промышленных методов, а также Институт наук об управлении (ТIМS)

(нститут наук об управлении был создан 1 декабря 1953 г. В его уставе говорится, что целями ин-

ститута является «определение, расширение и объединение научных знаний, способствующих

пониманию менеджмента и его практики) и секцию управления Американского общества инжене-

ров-механиков.

Среди международных организаций, посвятивших свою Деятельность проблемам управ-

ления, можно назвать такие организации как: ООН, ЮНЕСКО, МОТ и т.д. Но, пожалуй, наиболее

известными являются ИИАС (Международный институт административных наук) и СИОС (Между-

народный Совет по научной организации управления), созданный в 1924 г.

Мы в своем изложении будем придерживаться следующей классификации.

Этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением

Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые

рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему

управления, разработанную ______________Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно про-

демонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Именно под

воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка

Гилберта, Гантта и др.

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о ме-

неджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появляется и

апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, ро-

доначальниками которой стали А.Файоль. В частности, А.Файоль впервые предложил новую тео-

рию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изу-

чения.

Третий этап развития менеджмента связан с развитием школы "человеческих отношений",

развитие которой связано с именем Э.Мэйо. На этом этапе апробируется социологическая кон-

цепция групповых решений.

Следующий этап относится к периоду развития поведенческой школы. В эти годы проис-

ходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации ме-

неджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих ре-

шающее воздействие на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что про-

исходит становление современных количественных методов обоснования управленческих реше-

ний под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и

электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время.

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду, когда учеными - управлен-

цами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к

тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (орга-

низации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла, происходили установления

взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления.

Современный этап характеризуется следующими тенденциями:

• возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современно-

го производства;

• создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к ор-

ганизационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых

23

работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельно-

сти;

• усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой эко-

номике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.

Управленческие революции

Самая ранняя цивилизация - шумерская культура, знаменитая развитием письменного

языка. Начиная с 3000 г. до н.э., жрецы в шумерском городе Ур (территория современного Ирака)

вели деловые, юридические и исторические записи на клеенных дощечках. Некоторые из этих

дощечек относятся к практике управления шумерских жрецов. Считается, что письменный язык

возник из потребности жрецов осуществлять процесс управления.

Это достижение привело к образованию особой группы жрецов - «бизнесменов», «коммер-

сантов», связанных с торговыми операциями, ведущих деловую переписку и коммерческие расче-

тов. В древнем памятнике письменности Египта — книге «Поучение Птаххотепа», датируемой

2000— 1555 гг. до н. э., содержатся советы и рекомендации, не потерявшие своей актуальности и

в настоящее время: «Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не

отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе»15.

В литературе по истории государственности эта первая управленческая революция харак-

теризуется как религиозно-коммерческая.

Вторую управленческую революцию связывают с деятельностью вавилонского царя

Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), издавшего свод законов управления государством для регу-

лирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными груп-

пами населения. Он также использовал планирование труда, контроль производства, составлял

ведомости заработной платы с данными о рабочем времени и минимальной заработной плате.

На основе законов был внедрен светский стиль управления, усилен контроль и ответст-

венность за выполнение работ. Поэтому вторую управленческую революцию считают светско-

административной. Третья управленческая революция известна как производственно-

строительная, ибо она была направлена на соединение государственных методов управления с

контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Произошла она во времена

Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.).

Из древнеиндийского трактата «Артхамастра», опубликованного в IV—III в. до н. э., видно,

что получили развитие такие науки, как философия, учение о хозяйстве и учение о государствен-

ном управлении. На санскрите искусство управления называется «дан-данити», в буквальном пе-

реводе «руководство по владению палкой» (на санксрите палка — данда). Для древних организа-

ций было характерно:

• относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководи-

телей среднего звена;

• управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой

деятельности;

• посты по руководству организацией занимали чаще всего по праву рождения или силой;

• малое количество крупных организаций16.

Древние римляне также дают многочисленные примеры эффективного управления. Са-

мым известным из них является реорганизация своей империи императором Диоклетианом.

Взойдя на престол в 284 г. до н.э., Диоклетиан вскоре понял, что его империя приобрела неуправ-

ляемую форму. Слишком многими людьми и важными вопросами император должен был зани-

маться лично. Отвергнув структуру, при которой все губернаторы провинций подчинялись непо-

средственно ему, Диоклетиан установил большее число уровней империи. Губернаторы еще

больше усложнили эту структуру. В результате император смог более эффективно управлять об-

ширной империей. Были также разработаны принципы административного управления. Импера-

тор Диоклетиан разделил империю на 101 провинцию, все они сводились в 12 диоцезов, а те, в

свою очередь, в 4 географических региона. Диоклетиан и три его помощника возглавляли эти ре-

гионы. Помощники имели определенную власть и права в решении гражданских дел, но военная

15 История всемирной литературы. Т. 1. — М.: Наука, 1983, с. 63—64.

16 Семенова И.И. История менеджмента. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999, с.11.

24

власть была строго централизована. Изменение структуры управления позволило укрепить могу-

щество Римской империи.

Римская католическая церковь широко использовала описания должностных обязанно-

стей священников, епископов, пресвитеров и др. священнослужителей. Обязанности каждого из

них были четко сформулированы, и была создана цепочка прохождения распоряжений от папы

римского до мирян.

Было введено обязательное обслуживание персонала - некоторые члены церковной ие-

рархии получали советы от других членов иерархии, прежде чем принимать определенные реше-

ния.

Была введена независимость персонала, т.е. прикрепление определенных советчиков к

основным церковным должностным лицам. Они не могли быть уволены судьей церковного суда,

это давало им независимость суждений, не опасаясь наказания от высших чинов иерархии.

Катон Старший (234—149 г. до н. э.) писал о необходимости планирования работ на ферме

на целый год вперед. Он говорил об обязательном контроле за проделанной работой, о необхо-

димости сравнения программы и результатов, о выяснении причин невыполнения плана, о рацио-

нальной организации работ.

При сооружении Китайской стены (с 200 г. до н. э.) использовались расчетные палочки, со-

держащие данные о производительности труда, например, для обжига кирпича и доставки зерна.

Принцип универсальности управления был сформулирован Сократом за 400 лет до н.э. У

Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он гово-

рил о том, что главное в управлении - поставить нужного человека на нужное место и добиться

выполнения поставленных перед ним задач. Современная позиция по существу не изменилась.

Его современник персидский царь Кир выдвинул идею о необходимости выяснения причин, побу-

ждающих людей к действию, как мы сейчас говорим, мотивации.

Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества, как пра-

вило, является отсутствие должного управления либо нарушение старшинства между людьми.

Платон, например, рассматривал управление как науку об общем питании людей и дока-

зывал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения

общества. Мудрое управление, полагал он, должно основываться на всеобщих и разумных зако-

нах, однако законы эти сами по себе слишком абстрактны и догматичны для того, чтобы на их ос-

нове можно было бы отыскать правильное решение в каждой конкретной ситуации. Царь (поли-

тик) является своего рода пастырем, осуществляющим уход и надзор за человеческим стадом.

При этом Платон различал два вида попечения: 1) основанный на силе (вид тиранический) и 2)

мягкий (вид политический). Платон сформулировал принцип специализации.

Другой великий мыслитель - Аристотель - заложил основы учения о домохозяйстве (про-

образ современной политической экономии), в рамках которой указывал на необходимость раз-

работки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусст-

ву управления ими. Впрочем, замечает Аристотель, дело это довольно хлопотное, а поэтому у

тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет на себя эту обязанность,

сами же они занимаются политикой или философией.

Четвертая управленческая революция связана с зарождением капитализма и началом

индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII—XVIII вв.). Ее результатом стало от-

деление управленцев от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления.

Специалисты упоминают четыре принципа Макиавелли17, которые, по мнению Р. Ходжет-

тса, оказали влияние на развитие менеджмента:

1) авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников;

2) подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего

он ожидает от них;

3) лидер должен обладать волей к выживанию;

4) лидер — всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

В 1762 г молодой инженер Перонне выполнил в Женеве исследование процесса изготов-

ления иголок, которое показалось основателю политической экономии Адаму Смиту столь значи-

тельным, что он подробно описал это исследование в своем знаменитой труде. Перонне, ученик

известного строителя крепостных сооружений Ваубана, впервые перенес положения военной нау-

17 Жизнь Никколо Макиавелли пришлась на переломный период — рубеж XV—XVI веков

25

ки на гражданские дела. Инженерами называли военно-технических офицеров. Эти офицеры сис-

тематически изучали свою работу, и Ваубан являлся в нашем понимании исследователем трудо-

вого процесса высокой квалификации.

Исследования процесса изготовления иголок по Перонне дало следующие результаты:

а) фактическое состояние: десять рабочих кустарной мастерской изготовляют в день 200

иголок по принципу количественного разделения (каждый рабочий изготовляет всю иголку само-

стоятельно);

б) плановое (требуемое) состояние: путем расчленения рабочего процесса на 18 частных

операций и разделения этих частных операций между десятью работниками, а также путем орга-

низации рабочих мест, средств производства с помощью простых приспособлений Перонне уда-

лось довести ежедневное изготовление иголок до 48 000 штук, т.е. повысить производительность

труда в 240 раз. Лишь после этого швейная иголка стала предметом широкого потребления. При-

чем следует учесть, что это исследование трудового процесса было выполнено до эры широкого

распространения машин.

Несколькими годами позднее Джеймс Уайтт изобрел паровую машину и тем самым поста-

вил на службу производству силы природы. Разделение труда в сочетании с рабочими машина-

ми, приводимыми от силовых машин, привело к появлению новых технологий производства и но-

вых хозяйственных форм.

Пятая управленческая революция (конец XIX—начало ХХ в.) известна как бюрократи-

ческая: ее теоретической платформой послужила концепция рациональной бюрократии. Основ-

ными ее результатами явились формирование крупных иерархических структур, разделение

управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и

ответственности управленцев.

Первая школа бизнеса в США была основана при Пенсильванском университете еще в

1881 г.18 Американские специалисты делят историю школ бизнеса на три периода: зарождение и

раннее развитие (1880—1914 гг.), расширение и диверсификация (1914—1940 гг.); переоценка и

реорганизация (с 1940 г. до настоящего времени).

До 1890г. только 3 университета: в Пельсильвании, Чикаго, Калифорнии имели курсы

управления бизнесом.

18 Впервые научный курс управления был разработан в 1881 г. американски<

Наши рекомендации