Модель организации перевозок при нестационарных пассажиропотоках

Поток пассажиров, приходящих на автобусную остановку, харак­теризуется переменной интенсивностью, заданной в таблице. В каж­дом из приведенных в таблице интервалов времени поток имеет ха­рактер простейшего.

Интервал времени « Время суток (ч) Интенсивность пассажиропо­тока (человек/мин.) Щ
0-4 0,5
4-8
8-12
12-16
16-20
20-24

Задание 29* Составление оптимального расписания работ

Поток покупателей, приходящих в магазин, имеет характер про­стейшего, но характеризуется интенсивностью, которая изменяется в зависимости от дней недели (см. таблицу).

День недели Интенсивность потока (покупатель/мин.) Число продавцов, обслуживающих покупателей
Понедельник 0,2 ? i
Вторник 0,2 ?
Среда 0,25 ?
Четверг 0,5 ?
Пятница 0,75 ?
Суббота ?
Воскресенье 0,5 ?


Вместимость автобусов, циркулирующих на маршруте, — 30 чело­век. Если на маршруте циркулирует один автобус, то интервалы вре­мени между приходами его на остановку определяются величиной 40±10 мин. Увеличение числа автобусов на маршруте в п раз соответ­ственно уменьшает интервалы между приходами автобусов на оста­новку в п раз. Загруженность приходящего автобуса определяется в процентах от его вместимости эмпирической зависимостью (10*Аj/п) %. Например, для i=3 (см. таблицу) автобус, приходящий на остановку, будет загружен на 100 %, если на линии работает 1 авто­бус, на 50 %, если на линии 2 автобуса, и т. д.

Перевозка одного пассажира приносит доход в размере $0,5. Пе­ревозка «пустых мест» (отсутствие пассажиров на остановке) прино­сит убытки в таком же размере на одно пустое место. Невозможность перевозки пассажира по причине переполненности автобуса связана с упущенной выгодой, так же оцениваемой величиной в $0.5 на пасса­жира, который не смог сесть в автобус.

Суточное движение автобусов организовано в три смены по 8 ча­сов.

Построить имитационную модель и на ее основе определить рас­писание смен и количество автобусов, работающих в сменах, при ко­тором перевозка пассажиров будет наиболее рентабельной.

Прогон каждого варианта организации перевозок проводить для 10 суток.

Время обслуживания покупателя продавцом — 4+2 мин. Покупа­тель, пришедший в магазин и обнаруживший, что все продавцы заня­ты обслуживанием, ожидает освобождения продавца не более 2±1 мин. Если за это время ни один из продавцов не освободится, поку­патель уходит из магазина без покупки. Это событие связано с упу­щенной выгодой для владельца магазина, поэтому он заинтересован в определении такого количества продавцов, при котором такие уходы были бы сведены к минимуму. Величина упущенной выгоды на одно­го ушедшего покупателя составляет в среднем $2. Простой продавца в течение 1 часа из-за отсутствия покупателей связан с убытками в раз­мере $3.

Построить имитационную модель обслуживания клиентов в мага­зине и с ее помощью определить для каждого дня недели количество продавцов, при котором размеры дневной упущенной выгоды и убытки от простоя сводятся к минимуму. В результате решения этой (первой) задачи вы должны заполнить третий столбец приведенной таблицы.

Владелец магазина может принять на работу продавцов только на условиях полного рабочего дня (8 часов), при этом каждому из них в течение рабочей недели должны быть предоставлены два выходных дня. В качестве выходных могут использоваться два любых дня неде­ли (не обязательно следующих друг за другом). В этой связи менеджер

186

Задания по имитационному моделированию



Модель организации перевозок при нестационарных пассажиропотоках - student2.ru магазина должен решить вторую задачу: составить такой график рабо­ты продавцов, при котором каждый из них имел бы два выходных дня в неделю и в то же время общее количество продавцов, работающих в течение рабочего дня, было бы как можно ближе к соответствующему значению третьего столбца приведенной таблицы, найденному вами при решении первой задачи.

При решении первой задачи использовать Micro Saint, при реше­нии второй — Excel (Поиск решения).

Литература

1. Аронович А. Б., Афанасьев М. Ю., Суворов Б. П. Сборник за­
дач по исследованию операций. М.: Изд-во МГУ, 1997.

2. Городецкий В. И. Многоагентные системы: современное состо­
яние исследований и перспективы применения. // Новости искусст­
венного интеллекта. 1996. №1. С. 44—59.

3. Евдокимов В. В. и др. Экономическая информатика: Учебник
для вузов. СПб.: Питер, 1997.

4. Карлберг Конрад. Бизнес-анализ с помощью Excel. Пер. с англ.
К.: Диалектика, 1997.

5. Кораблин М. A. EXCEL для менеджера: решение оптимизаци­
онных задач Учебно-методическое пособие. Самара: СГАУ, МИР,
1997.

6. Кораблин М. А. Реинжиниринг бизнес-процессов.— новое на­
правление современного менеджмента // Рыночная экономика: со­
стояние, проблемы, перспективы. Вып. 2. Самара: ИПО СГАУ, 1998.
С. 50-54.

7. Кораблин М. А., Зайцев Я. В. Технология имитационного моде­
лирования в процессе обучения менеджеров // Информационные тех­
нологии. № 4. 1999. С. 42—47.

8. Кораблин М. А., Поручиков А. Н. Информационные техноло­
гии менеджмента Сборник задач. Самара: СГАУ, 1999.

9. Курицкий Б. Я. Поиск оптимальных решений средствами Ex­
cel 7.0. СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1997.

10. Таха X. Введение в исследование операций: В 2 кн. Кн. 1. Пер.
с англ. М.: Мир, 1985.

11. Тоффоли Т., Марголус Н. Машины клеточных автоматов. Пер.
с англ. М.: Мир, 1991.

12. Шрайбер Т. Дж. Моделирование на GPSS. Пер. с англ. М.:
Машиностроение, 1980.

13. Uschold M., King M., Moralee S., Zorgios Y. The Enterprise On­
tology // The Knowledge Engineering Review. Vol. 13. No. 1. 1998.
P. 31-88.

Содержание

Введение....................................................................................................................... 3

Наши рекомендации