Разновидности ценовой дискриминации
1. Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ЦД) — практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Является, скорее, идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию данного рода. Это возможно в том случае, когда в качестве продавца представлены такие специалисты как: врачи, юристы, бухгалтеры, архитекторы, и т.д — которые имеют возможность более-менее точно оценить, сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить, исходя из этого, соответствующий счёт. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек.
2. Ценовая дискриминация второго рода — изменение цены, в зависимости от объёмов потребления. Применяется в том случае, когда у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей. При этом продавец устанавливает несколько тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий ему тариф. При установлении тарифов целью продавца является забрать максимальную часть потребительского излишка.
3. Ценовая дискриминация третьего рода. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам и студентам. Или, например, продажа товара, мало отличающегося по своим потребительским свойствам, по значительно отличающимся ценам. Например, эконом- и бизнес-класс в авиаперевозках.
Инфляция – это обесценивание денег. Она может происходить в открытой и скрытой формах.
Открытая инфляция означает повышение цен. При скрытой инфляции цены контролируются государством и формально не растут; обесценивание денег выражается здесь в росте дефицита.
Для рыночной экономики характерна открытая инфляция.
Годовой темп инфляции (p) можно рассчитать по формуле:
,
где Р – уровень цен в данном году, Р-1 – уровень цен в прошлом году.
В реальной экономике на рынке присутствует множество товаров. В связи с этим возможны два основных подхода оценки инфляции :
- на основе ценового индекса Ласпейреса(PL):
, где
q0 – количество i-го товара в наборе товаров базисного года;
p0 – цена i-го товара в базисном году;
p1 – цена i-го товара в отчетном году.
- на основе ценового индекса Пааше(PP):
q1 – количество i-го товара в наборе товаров отчетного года;
p0 – цена i-го товара в базисном году;
p1 – цена i-го товара в отчетном году.
Считается, что индекс Ласпейреса завышает рост цен, а индекс Пааше, напротив, его занижает. Поэтому иногда для расчета изменения цен используют индекс Фишера (PF), представляющий собой среднее геометрическое индексов Ласпейреса и Пааше:
В России для измерения инфляции, как правило, используется индекс потребительских цен, т.е. цен товаров, приобретаемых домашними хозяйствами для непроизводственного потребления. Он исчисляется по формуле Ласпейреса.
С точки зрения темпов инфляции различают:
а) ползучую инфляцию (цены растут менее чем на 10% в год);
б) галопирующую инфляцию (не имеет строго обозначенных количественных рамок);
в) гиперинфляцию (рост цен более чем на 50% в месяц в течение как минимум трех месяцев подряд).
Гиперинфляция особенно опасна для экономики. О ее последствиях будет сказано в п. 3 данной темы.
Причины инфляции
Существуют три основные причины, вызывающие инфляцию, соответственно – три вида инфляции:
- инфляция, вызванная ростом спроса. При инфляции, вызванной ростом спроса, цены растут потому, что в экономике увеличивается совокупный спрос:
- инфляция, вызванная ростом издержек. При инфляции, вызванной ростом издержек, цены растут потому, что увеличиваются затраты производителей:
- инфляция, вызванная инфляционными ожиданиями. При инфляции, вызванной инфляционными ожиданиями, цены растут потому, что и производители, и потребители ожидают их роста. Известный американский экономист Р. Солоу писал по этому поводу: «Может быть, инфляция неистребима в силу того, что мы ее ожидаем, а ожидаем мы ее потому что она была».
Все эти три причины инфляции можно увидеть с помощью уравнения количественной теории денег: MV=PY.
Отсюда:
Иными словами уровень цен тем выше, чем: а) больше денежная масса в экономике (М), б) выше скорость обращения денег (V), в) меньше ВВП (Y).
Рост денежной массы означает инфляцию, вызванную ростом спроса (больше денег – выше совокупный спрос), а падение ВВП – инфляцию, вызванную ростом издержек (больше затраты – меньше выпуск). Наконец, повышение скорости обращения денег может означать как инфляцию, вызванную ростом спроса, так и инфляцию, вызванную инфляционными ожиданиями. Последнее объясняется так: когда люди ждут повышения цен, они стремятся как можно скорее избавиться от денег, потратив их на товары или валюту. Обращение денег ускоряется, и цены растут.