Виды учебной работы и формы контроля

Г.Н. Чернышёва

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА

(Руководство к изучению дисциплины)

Учебное пособие

Виды учебной работы и формы контроля - student2.ru

Воронеж 2012

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный

технический университет»

Г.Н. Чернышёва

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА

(РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ)

Утверждено Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия

Виды учебной работы и формы контроля - student2.ru Воронеж 2012

УДК 616.6

Чернышёва Г.Н. Управленческая экономика (Руководство к изучению дисциплины): учеб. пособие / Г.Н. Чернышева. Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2012. 203с.

Учебное пособие представляет методическую основу изучения дисциплины, формирующую профессиональные компетенции выпускника.

Издание соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080200.68 «Менеджмент», магистерским программам подготовки «Организация предпринимательской деятельности»; «Организация производственных систем»;«Финансовый менеджмент».

Учебное пособие подготовлено в электронном виде в текстовом редакторе MS Word XP и содержится в файле Управленческая экономика (Руководство к изучению дисциплины).doc.

Табл. 13. Ил. 37. Библиогр.: 30 назв.

Научный редактор д-р экон. наук, проф. О.Г. Туровец

Рецензенты: кафедра финансов и кредита Воронежского филиала Российского государственного торгово-экономического университета (зав. кафедрой канд. экон. наук, доц.

С.Н. Нечаева);

Канд. экон. наук, доц. И.Ф. Елфимова

Ó Чернышёва Г.Н., 2012

© Оформление. ФГБОУ ВПО

«Воронежский государственный

технический университет», 20

 
  Виды учебной работы и формы контроля - student2.ru

Введение

Современный рынок труда требует от студентов, кроме высокого уровня теоретической подготовки определенного профессионального опыта, который для руководителя любого предприятия или фирмы является главным определяющим критерием при приеме на работу.

В условиях жесткой конкуренции на рынке труда наиболее опытные, квалифицированные, целеустремленные, способные, предприимчивые молодые люди имеют преимущества перед остальными при получении работы.

К критериям конкурентоспособности обучающегося относятся профессиональная квалификация, компетентность, уровень знаний, мотивация, культура, поведенческие характеристики (план построения карьеры, определенность целей трудоуст­ройства и др.).

Формированию профессиональных навыков способствует освоение дисци­плины Управленческая экономика, учебно-методический комплекс которой разработан с учетом специфики будущей профессии и специальности студента.

Основная цель изучения дисциплины «Управленческая экономика» заключается в формировании глубоких знаний о законах и закономерностях развития современной экономики и общих принципах рационального поведения фирм в условиях рынка.

Круг обсуждаемых проблем помогает студенту системно и глубоко понять основные факторы, определяющие состояние и развитие современного бизнеса; приобретение практических навыков по использованию инструментов экономической теории для анализа факторов, определяющих успех деятельности фирмы на рынке, обоснования принимаемых решений реализации финансово-инвестиционной политики и управления производством.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к уровню освоения

дисциплины

Дисциплина «Управленческая экономика» включена в базовую часть профессионального цикла по направлению подготовки ООП 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. N 543

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплинматематического и естественнонаучного цикла подготовки бакалавра по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»:

по циклу ГЭС: с «Экономической теорией» и с «Социологией»

- по циклу МиЕН: с «Статистикой (Теоретической и социально-экономической)»

- по циклу ПрофД: с «Экономикой отрасли», «Экономикой

предприятий», «Анализом деятельности производственных систем», «Учетом и анализом», «Планированием производства»

Дисциплина «Управленческая экономика» является основой для изучения дисциплин: «Современный стратегический анализ», «Организация производства товаров и услуг» Инновационное развитие предприятия (фирмы)», «Сравнительный менеджмент» а также для прохождения производственной практики.

Указанные связи и содержание дисциплины «Управленческая экономика» дают обучающемуся системное представление о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с ФГОС ВПО, что обеспечивает соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности бакалавра менеджмента.

Для освоения данной дисциплины, обучающиеся должны иметь представление о современном предприятии как о будущем объекте профессиональной деятельности, полученном после прохождения учебной ознакомительной практики на производственных предприятиях, должны знать основные экономические законы и закономерности , систему микро и макроэкономических показателей, принципы их расчета, уметь использовать математический инструментарий и информационные технологии для анализа внешней и внутренней среды предприятия.

В процессе освоения дисциплины, обучающиеся должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

В организационно-управленческая деятельности: способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями; способностью разрабатывать корпоративную стратегию ;

умением использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач; способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию;

В аналитической деятельности: способностью использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами ; владением методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде; владением методами стратегического анализа;способностью готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности;

В научно-исследовательской деятельности: способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы; способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования; способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой; способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада ;

В педагогической деятельности: способностью применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин;

способностью разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать

-основные законы и закономерности рыночной экономики;

- принципы и основные критерии формирования целей фирм;

- методы практического анализа и прогнозирования спроса на продукцию (услуги) предприятия;

- методы практического анализа и прогнозирования издержек на производство продукции (оказания услуг);

- принципы и факторы ценообразования на продукцию фирмы;

- методы планирования производственной программы предприятия;

- принципы формирования финансовых результатов деятельности предприятия;

- экономическую сущность, виды и принципы управления рисками предприятия;

- экономическую сущность внешнеэкономических торговых связей и зарубежных инвестиций предприятий;

Уметь:

- разрабатывать корпоративную стратегию;

- экономически правильно формулировать постановку задач и конкретно формализовать в виде соответствующей экономико-управленческой модели на основе положений экономического анализа и показателей;

- применять методы управленческого и финансового анализа для оценки деловых ситуаций на уровне предприятия, учитывать их связь с критериями рыночного хозяйствования на микро и макро уровне;

- оценивать положение и потенциал фирмы и обосновывать цели деятельности со стороны собственников и менеджеров на внутреннем и внешнем рынках;

- идентифицировать факторы риска фирмы и оценивать управленческие решения;

- оценивать обеспеченность предприятия основным и оборотным капиталом;

- обосновать ценовую политику предприятия;

- оценивать экономические показатели результатов деятельности предприятия;

- оценивать качество менеджмента на основе анализа целей и результатов деятельности фирмы.

Владеть

- методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде;

- методами подготовки аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности;

- навыками оценки производственного потенциала предприятия, факторам роста производства и реализации на товарных рынках;

- приемами обоснования и количественных расчетов показателей, адекватно выражающих цели фирмы;

- приемами обоснование методов оценки риска управленческих решений по производству отдельных продуктов;

- методами оценки результативности отдельных управленческих решений.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план занятий

Раздел дисциплины Всего часов Количество часов Форма контроля
Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции   Практические занятия
Модуль 1 «Рыночное моделирование и рационализация управленческих решений»  
Раздел 1. Введение в управленческую экономику Прием практического или домашнего задания
Раздел 2. Анализ рыночных сил Реферат, прием практического занятия.
           
Раздел 3. Микроэкономические аспекты теории производства Прием практического или домашнего задания
Раздел 4. Конкурентная среда и концепции максимизации прибыли Реферат, прием практического занятия
Модуль 2 Управление поведением фирмы на внутреннем и внешнем рынках    
Раздел 5. Цели фирмы и принятие оптимальных решений   Реферат, прием практического занятия.
Раздел 6. Фирма на рынке ресурсов   Прием практического или домашнего задания
Раздел 7. Экономическая теория инвестиционного анализа .   Реферат, прием практического занятия
Раздел 8. Практика ценообразования и принятие решений о ценах   Реферат, прием практического занятия
Раздел 9. Экономика управленческих решений на внешнем рынке.   Реферат, прием практического занятия
Всего  

Содержание Модуля 1 «Рыночное моделирование и рационализация управленческих решений»

Рис.4. Предельная норма технической замены

Если же производитель увеличивает и труд, и капитал, то это позволяет ему достичь большего выпуска, т.е. перейти на более высокую изокванту (q2). Изокванта, расположенная правее и выше предыдущей, соответствует большему объему выпуска. Совокупность изоквант образует карту изоквант (рис. 5):

Виды учебной работы и формы контроля - student2.ru

Рис.5. Карта изоквант

В краткосрочном периоде различают совокупный (валовой), средний и предельный продукт труда.

Совокупный (валовой) продукт (q) – это итоговое количество выпуска. Средний продукт труда (APL) – это выпуск, деленный на количество используемого труда:

Виды учебной работы и формы контроля - student2.ru

Чаще используется понятие «производительность труда», выражающее то же самое.

Предельный продукт труда (MPL) – это приращение выпуска при приращении переменного фактора – труда на одну единицу:

Виды учебной работы и формы контроля - student2.ru

Предельный продукт труда показывает, какое количество дополнительной продукции приносит фирме дополнительный рабочий.

Если фирма увеличивает капитал при неизменном количестве труда, то предельный продукт капитала (MPK) – есть приращение выпуска при приращении капитала на одну единицу:

Виды учебной работы и формы контроля - student2.ru

Если количество труда возрастает при постоянном капитале, предельный продукт сначала увеличивается, потом достигает максимума, а затем начинает падать. Последнее отражает закон убывающей производительности переменного фактора.

Динамику выпуска, предельного и среднего продукта в зависимости от изменения переменного фактора – труда можно отобразить графически (рис. 6):

Виды учебной работы и формы контроля - student2.ru

Рис. 6. Валовой, средний и предельный продукт переменного фактора

На рисунке 6 можно выделить четыре зоны (стадии роста выпуска):

Зона 1: Предельный продукт труда здесь растет и достигает максимума при количестве работников L1, соответственно средний и валовой продукт также возрастают. Валовой продукт при этом достигает величины q1.

Зона 2: Предельный продукт начинает снижаться, в то время как средний продукт еще возрастает, достигая в итоге своего максимума. Возрастает и валовой продукт (достигая величины q2 при количестве работников L2), поскольку предельный продукт все еще положителен.

Зона 3: Предельный продукт продолжает падать, но пока он положителен, валовой продукт еще возрастает; как только предельный продукт становится нулевым, валовой продукт достигает максимума (величины qmax.). Происходит это при числе работников L3. В свою очередь в данной зоне средний продукт начинает снижаться, хотя и медленнее предельного продукта.

Зона 4: Предельный продукт становится отрицательным, средний и валовой продукт падают. Все это происходит при количестве работников, превышающем L3.

Очевидно, зона 4 не интересует рационально мыслящего предпринимателя, поскольку дополнительное использование переменного ресурса (труда) лишь уменьшает выпуск. То же самое можно сказать и о зонах 1-2, ибо здесь средний продукт переменного ресурса (производительность труда) растет, а следовательно затраты труда на единицу выпуска сокращаются. Поэтому рациональный предприниматель будет использовать труд в интервале от L2 до L3, т.е. в границах зоны 3, что обеспечит выпуск от q2 до qmax.

В долгосрочном периоде не только труд, но и капитал является переменным фактором производства.

. Отдача от масштаба показывает, во сколько раз возрастает выпуск при увеличении всех факторов производства в n раз.

Возможны три случая:

1) Если при увеличении всех факторов производства в n раз выпуск возрастает более чем в n раз, имеет место возрастающая отдача от масштаба;

2) Если при увеличении всех факторов производства в n раз выпуск возрастает менее чем в n раз, имеет место убывающая отдача от масштаба;

3) Если при увеличении всех факторов производства в n раз выпуск возрастает тоже в n раз, имеет место постоянная отдача от масштаба.

Аналитически отдачу от масштаба можно определить по производственной функции вида:

q=AKaLb

Пусть и капитал, и труд возросли в n раз, что привело к росту выпуска с q до Q. Тогда:

Q=A(nK)a(nL)b=AKaLbna+b=na+bq

Отсюда вытекает, что при a+b=1 выпуск возрастает ровно в n раз, т.е. отдача от масштаба постоянна. При a+b>1 выпуск увеличивается более чем в n раз, т.е. отдача от масштаба возрастает. Наконец, при a+b<1 выпуск увеличивается менее чем в n раз, т.е. имеет место убывающая отдача от масштаба.

Бухгалтерские затраты фирмы – это сумма ее фактических платежей за купленные ресурсы. В частности, фирма платит заработную плату своим работникам, покупает сырье и материалы, оплачивает коммунальные услуги, выплачивает процент за кредит, делает отчисления в амортизационный фонд, несет исследовательские и рекламные расходы, платит налоги, относимые на себестоимость и т.д. Экономические затраты – это альтернативные затраты или затраты упущенных возможностей. Они представляют собой ценность тех благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ограниченных ресурсов

Экономические затраты = Бухгалтерские затраты + Неявные затраты

Неявные затраты представляют собой сумму неполученных доходов фирмы на принадлежащие ей ресурсы. Речь идет о доходах, которые руководство фирмы могло бы получить, используя собственные ресурсы не в данном бизнесе, а как-то иначе.

1. Разница между выручкой и бухгалтерскими затратами составляет бухгалтерскую прибыль фирмы:

Бухгалтерская прибыль = Выручка – Бухгалтерские затраты

2. Разница между выручкой и экономическими затратами составляет экономическую прибыль (сверхприбыль) фирмы:

Экономическая прибыль = Выручка – Экономические затраты

Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль – Неявные затраты

Доход конкурентной фирмы

Валовой доход или выручка фирмы (TR) – это произведение цены товара (P) на объем выпуска (реализации) (q):

TR=P*q

Средний доход фирмы (AR) – это частное от деления выручки на объем реализации:

Виды учебной работы и формы контроля - student2.ru

Предельный доход фирмы (MR) – это приращение валового дохода при увеличении продаж на одну единицу:

Виды учебной работы и формы контроля - student2.ru

Виды учебной работы и формы контроля - student2.ru

Рис. 12. Равновесная рыночная цена и кривая спроса на продукт отдельной фирмы

На рис. 12 А изображены кривые спроса и предложения на рынке данного товара. Здесь сталкиваются сотни продавцов и тысячи покупателей, соответственно величины спроса и предложения (Q) измеряются многими тысячами, а может быть и миллионами единиц продукции. В результате взаимодействия предложения и спроса формируется равновесная рыночная цена товара (Р*). На рис. 12 Б наблюдаем положение отдельной фирмы, представляющей собой песчинку в рыночном масштабе. Фирма принимает рыночную цену как заданную и способна продать любое количество своей продукции по этой цене. Иными словами, покупатели могут приобрести любое количество продукции фирмы по равновесной рыночной цене: кривая рыночного спроса на продукт отдельной совершенно конкурентной фирмы – горизонтальная линия.

А. Условие равновесия

В теории рынков короткимназывается период, когда число фирм в отрасли и размер капитала каждой фирмы фиксированы, но фирмы могут изменить выпуск, изменяя количество переменных факторов, в частности труда.

Цель фирмы – максимизация прибыли. Прибыль (П) – это разница между выручкой (TR) и совокупными затратами фирмы (TC):

П=TR-TC

Как выручка, так и затраты фирмы есть функции выпуска (q). Поскольку в функции выручки (TR=P*q) рыночная цена неподконтрольна совершенно конкурентной фирме, задача последней состоит в определении выпуска, при котором ее прибыль станет максимальной.

Фирма максимизирует прибыль при таком выпуске, когда ее предельный доход становится равен предельным затратам:

MR=MC

Равенство MR=MC как условие максимизации прибыли можно обосновать логически. Каждая дополнительная единица выпуска приносит фирме какую-то дополнительную выручку (предельный доход), но и требует дополнительных затрат (предельные затраты). Если предельный доход превышает предельные затраты при некотором объеме выпуска, то фирма получает больше прибыли, производя еще одну единицу продукции. Фирма находится в состоянии равновесия – для получения максимальной прибыли ей не надо ни увеличивать, ни сокращать свой выпуск.

Поскольку предельный доход совершенно конкурентной фирмы равен цене товара, вышеприведенное равенство принимает вид:

Р=МС

Если функция совокупных (переменных) затрат фирмы непрерывна и дифференцируема, то для нахождения равновесного выпуска совершенно конкурентной фирмы надо сначала найти функцию предельных затрат (взяв производную функции совокупных или переменных затрат по выпуску), а затем приравнять ее к цене товара.

Точка равновесия совершенно конкурентной фирмы представлена на рис.13

Виды учебной работы и формы контроля - student2.ru Рис. 13. Равновесие совершенно конкурентной фирмы

Пока производство возрастает от нуля до q1, каждая следующая единица выпуска увеличивает убытки фирмы, поскольку в этом интервале предельные затраты превосходят предельный доход (рис. 13 Б). Соответственно при выпуске q1 убытки достигают максимума. На рис. 13 А мы видим, что при выпуске q1 расстояние между функциями TC и TR максимально – совокупные затраты превосходят выручку фирмы на максимально возможную величину.

Фирма продолжает увеличивать выпуск и переходит в зону, где предельный доход оказывается выше предельных затрат (MR>MC на рис. 13Б). В этой зоне дополнительные единицы выпуска начинают приносить прибыль. Тем не менее из-за груза прошлых убытков общая прибыль еще остается отрицательной вплоть до достижения выпуска q2, при котором убывающие средние совокупные затраты (совокупные затраты на единицу выпуска) становятся равны цене. В этой точке, называемой точкой безубыточности, прибыль (убытки) равны нулю. На рис. 13 А точка безубыточности – это точка, где выручка становится равна совокупным затратам.

Пройдя точку безубыточности, фирма покидает зону убыточности и переходит в зону прибыльности, поскольку после выпуска q2 средние совокупные затраты на рис. 13 Б оказываются ниже цены. При этом при выпуске q3 средние совокупные затраты минимальны, т.е. разница между ценой и средними совокупными затратами максимальна. Последнее означает, что при выпуске q3 максимальна прибыль на единицу производимой продукции.

Фирма, однако, продолжает наращивать производство, ибо ее цель – получить максимальную общую прибыль. Это достигается при выпуске q4, когда предельный доход на рис 13 Б равен предельным затратам. Выручка фирмы (TR=P*q) в этой точке равна площади P*Eq4O, а совокупные затраты (TC=AC*q) – площади ONMq4. Таким образом, максимальная прибыль фирмы (П=TR-TC) составляет площадь P*EMN.

При выпуске q4 прибыль максимальна и на рис. 13 А, поскольку при данном выпуске расстояние между функциями выручки и совокупных затрат становится максимальным – выручка превышает затраты на максимально возможную величину.

Если же выпуск q4 будет превзойден, прибыль начнет убывать, т.к. предельные затраты на рис. 13 Б превысят предельный доход. Тем не менее, прибыль останется положительной вплоть до выпуска q5, при котором возрастающие средние совокупные затраты достигнут уровня цены. Мы имеем вторую точку безубыточности, за которой начинается зона убытков.

На рис. 13 А вторая точка безубыточности, достигаемая при том же объеме выпуска (q5) – это точка, где выручка вновь становится равна совокупным затратам.

В длительном периоде фирма может изменить любые свои затраты. Например, она может попытаться заключить новый арендный договор на более выгодных для себя условиях, усовершенствовать технологический процесс, изменить размеры используемого капитала и т.д. Если все эти меры не приведут к получению прибыли, фирме придется окончательно покинуть отрасль.

Виды учебной работы и формы контроля - student2.ru Рис. 14. «Точка бегства» и кривая предложения конкурентной фирмы

Пусть первоначальная цена равна P1. Фирма выбирает выпуск q1, при котором предельный доход (цена) равен предельным затратам: MR=P=MC. Достигается это равенство в т. Е1. Поскольку при таком выпуске q1 цена превышает средние совокупные затраты, фирма получает экономическую прибыль.

Если цена упадет до Р2, точкой пересечения линий цены и предельных затрат станет т. Е2, и фирма сократит выпуск до q2. Однако в т. Е2 цена равна еще и средним совокупным затратам. Последнее означает равенство выручки и совокупных затрат. Поэтому при цене Р2 экономическая прибыль равна нулю. Последнее вовсе не означает, что фирма находится на грани банкротства, ибо экономическая прибыль – это, по сути, сверхприбыль. Ее исчезновение не затрагивает нормальную для фирмы бухгалтерскую прибыль, покрывающую неявные затраты.

Допустим, что цена упала еще ниже – до уровня Р3. Выбирая объем выпуска (q3), фирма по-прежнему следует правилу: предельный доход (цена) должен быть равен предельным затратам, что достигается в т. Е3. Проблема, однако, в том, что при столь низкой цене фирма обречена на экономические убытки при любом выпуске: кривая средних совокупных затрат (АС) всегда находится выше линии цены. Соответственно максимизация прибыли означает в данном случае лишь минимизацию убытков, поскольку при большем либо меньшем выпусках убытки будут еще выше.

Перед фирмой встает вопрос: закрываться или продолжать работать. В коротком периоде фирма предпочтет не уходить с рынка, мирясь с убытками. Дело в том, что если она остановит производство, убытки возрастут, т.к. постоянные затраты все равно придется нести. Важно то, что цена Р3 превышает средние переменные затраты (AVC) при выпуске q3, и эту разницу фирма может пустить на частичное погашение убытков, возникающих из-за наличия постоянных затрат.

Отсюда вытекает, что фирма будет работать в коротком периоде до тех пор, пока цена не упадет ниже минимума средних переменных затрат (т. Е4). При падении цены ниже Р4 продолжать бессмысленно, поскольку цена не будет покрывать даже средние переменные затраты, а значит производство каждой следующей единицы продукции только увеличит убытки. Поэтому точка минимума средних переменных затрат называется «точкой бегства».

Подведем итоги. При падении цены ниже минимума AVC выпуск фирмы падает до нуля. При более высоких ценах фирма продолжает производство, по крайней мере, в коротком периоде. При этом объем выпуска определяется точкой пересечения линии цены с кривой предельных затрат. Так при цене Р4 точкой пересечения будет т. Е4 и выпуск составит q4. При цене Р3 точкой пересечения будет т. Е3 и выпуск составит q3. И т.д. Поэтому кривая предельных затрат выше точки минимума средних переменных затрат содержит все точки, отражающие изменение выпуска фирмы вследствие изменения рыночной цены.

Периоде

В длительном периоде, в отличие от короткого периода, все производственные ресурсы являются переменными. В результате фирма имеет большую, нежели в коротком периоде, возможность изменять уровень выпуска. С другой стороны, в длительном периоде может меняться и число фирм в отрасли. Оба эти фактора влияют на достижение долгосрочного равновесия на совершенно конкурентном рынке.

Под отраслью в данном случае понимается множество производителей – фирм, предлагающих к продаже совершенно однородные товары.

Отрасль находится в состоянии долгосрочного равновесия, когда ни одна из фирм не стремится ни войти в отрасль, ни выйти из нее и когда ни одна из действующих в отрасли фирм не стремится ни увеличить, ни сократить свой выпуск.

Предположим, в отрасли действует очень большое количество типичных фирм с одинаковыми функциями предельных и средних затрат. Выбирая свой уровень выпуска, конкурентная фирма ориентируется на рыночную цену (рис. 15):

А. Отрасль Б. Типичная фирма

Виды учебной работы и формы контроля - student2.ru

Рис. 15. Долгосрочное равновесие фирмы и отрасли

В коротком периоде при рыночной цене Р1 (рис. 15 А) фирма выбирает выпуск (q1), соответствующий точке пересечения линии цены и кривой краткосрочных предельных затрат (МС – рис. 15 Б). При этом она получает экономическую прибыль, равную площади P1E1MN.

В длительном периоде фирма имеет возможность увеличить производство. При этом для максимизации прибыли при той же цене (Р1) она выбирает выпуск (q2), при котором цена равна долгосрочным предельным затратам (LMC). В результате при цене Р1 фирма увеличивает свою экономическую прибыль, которая теперь соответствует площади P1E2FG.

Однако все остальные фирмы также увеличивают свое производство, что ведет к росту рыночного предложения (сдвигу кривой предложения вправо на левом графике) и снижению цены. С другой стороны, в отрасль вторгаются новые фирмы, привлеченные экономической прибылью, что способствует дальнейшему увеличению предложения.

Рост предложения продолжается до тех пор, пока кривая предложения не приходит из положения S1 в положение S2 (рис. 15 А). Цена при этом падает до уровня Р2, т.е. до уровня минимальных долгосрочных средних затрат типичной фирмы (рис. 15 Б).

Таким образом, экономическая прибыль, получаемая типичной фирмой, исчезает. Новые фирмы перестают входить в отрасль, а действующие фирмы теряют стимул сокращать, либо расширять производство. Долгосрочное равновесие достигнуто.

Вывод: в условиях совершенной конкуренции, когда фирмы могут свободно покидать отрасль и входить в нее, типичная фирма не в состоянии в длительном периоде получать экономическую прибыль (сверхприбыль).

Монополией называется фирма, являющаяся единственным производителем товара, не имеющего близких заменителей.

Олигополией называется рыночная структура, характеризующаяся небольшим количеством действующих фирм. Производимый продукт при этом может быть как стандартным (абсолютно одинаковым у разных фирм), так и дифференцированным (продукция каждой фирмы несколько отличается от продукции конкурентов

Фундаментальной характеристикой олигополии является осознание фирмами своей взаимозависимости: каждая фирма в состоянии идентифицировать своих соперников и учитывать их поведение при принятии собственных решений. Отсюда вытекает стратегическое поведение олигополий, когда решения принимаются в расчете на ту или иную реакцию конкурентов.

Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, при которой группа товаров, являющихся близкими заменителями, производится большим количеством независимых фирм. Это означает, что покупатели способны отличать один продукт от другого по качеству, торговой марке, местоположению продавца и т.п.

От совершенной конкуренции такая ситуация отличается прежде всего тем, что там все фирмы продают абсолютно одинаковый продукт и все продавцы неотличимы друг от друга в глазах покупателей. Здесь же каждый продукт имеет некоторую «изюминку» – истинную или мнимую, порождаемую, например, рекламой.

Обладание монопольной властью ведет к тому, что кривая спроса на продукт фирмы перестает быть горизонтальной (как у совершенно конкурентной фирмы), но имеет отрицательный наклон.

Основные причины существования монопольной власти:

- Исключительные права, предоставленные органами власти;

- Исключительная собственность на какой-либо производственный ресурс;

- Возрастающая отдача от масштаба – случай естественной монополии. (Возрастающая отдача от масштаба означаетчто при увеличении всех факторов производства в n раз выпуск возрастает более чем в n раз).

У естественной монополии выпуск растет быстрее, чем количество используемых ею ресурсов, т.е. по мере роста производства (соответственно – укрупнения фирмы) затраты на единицу продукции (долгосрочные средние затраты) падают. Тем не менее, естественная монополия – это фирма, могущая удовлетворить любой рыночный спрос с меньшими долгосрочными средними затратами, чем те, которые сложились бы, если бы вместо нее на рынке действовали две или большее количество фирм (рис. 16):

Виды учебной работы и формы контроля - student2.ru

Рис. 16. Естественная монополия

Предположим, естественная монополия выбрала выпуск q1, при котором ее долгосрочные средние затраты составляют АС1. Если бы вместо одной монополии на рынке действовали две фирмы, на долю каждой из них при данной цене досталась бы примерно половина рыночного спроса ( Виды учебной работы и формы контроля - student2.ru ). Но тогда средние затраты у каждой фирмы оказались бы выше, чем у монополии – выросли до АС2.

Монопольное равновесие

Рис. 17. Кривые спроса и предельного дохода монополии

Если функция спроса задана аналитически: P=P(q), то для определения функции предельного дохода проще всего сначала вывести функцию выручки от выпуска: TR=P(q)*q, а затем взять ее производную по выпуску: Виды учебной работы и формы контроля - student2.ru

Рис. 18. Максимизация прибыли фирмы, обладающей монопольной властью

Точка пересечения кривых MR и MC определяет выпуск (qm), при котором монополист получает максимальную прибыль. Предельный доход здесь равен предельным затратам. На кривой спроса находим монопольную цену, соответствующую этому выпуску (Pm). При такой цене (объеме выпуска) монополия находится в состоянии равновесия, ибо ей не выгодно ни повышать, ни снижать цену.

В данном случае в точке равновесия монополист получает экономическую прибыль (сверхприбыль). Она равна разнице между ее выручкой и совокупными затратами:

П=TR-TC=Pm*qm-AC*qm

На рис. 18 выручка – это площадь прямоугольника OPmEqm, совокупные затраты – прямоугольника площадь OCFqm. Поэтому прибыль равна площади прямоугольника CPmEF.

Так как в условиях монопольного равновесия цена оказывается выше предельных затрат, то в отличие от равновесия конкурентной фирмы: такая фирма выбирает выпуск, при котором цена в точности равна предельным затратам.

В длительном периоде конкурентная фирма не в состоянии получать экономическую прибыль . В условиях монополии это не так. До тех пор пока монополисту удается защитить свой рынок от вторжения конкурентов, он сохраняет экономическую прибыль в длительном периоде.

В то же время обладание монопольной властью само по себе не гарантирует получение экономической прибыли даже в коротком периоде. Монополист может нести убытки, если спро<

Наши рекомендации