Социально-экономическое развитие регионов страны

Региональная политика на современном этапе нацелена на максимально эффективное использование возможностей регионов с учетом специфики климатических, экономических, человеческих ресурсов.

Основные цели – повышение уровня жизни населения, рациональное использование производственного, ресурсного и кадрового потенциала регионов, обеспечение устойчивого развития территорий, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения независимо от места проживания.

Для достижения указанных целей предусматривается:

развитие эффективных направлений размещения производств в регионах, содействующих реализации их конкурентных преимуществ на внутреннем и внешних рынках товаров и услуг;

обеспечение сбалансированного воспроизводства и рационального использования в регионах местных природных ресурсов;

улучшение экологической ситуации в крупных промышленных центрах;

повышение инициативы и ответственности органов местного управления и самоуправления при решении региональных проблем социально-экономического развития.

Для решения этих задач необходимо:

взаимозависимое развитие базовых и обслуживающих производств региональной экономики, гарантирующее комплексное решение проблем, максимальные социально-экономический и экологический эффекты;

дальнейшее развитие свободных экономических зон, повышение эффективности работы градообразующих организаций малых и средних городских поселений, стимулирование размещения в них новых предприятий и организаций;

развитие предпринимательства, формирование региональной инновационной инфраструктуры, включающей технопарки, бизнес-инкубаторы, сети трансферта технологий, специализированные консалтинговые организации;

организация региональных межотраслевых производств, кооперативно-интеграционных структур путем объединения отраслевых и межотраслевых комплексов в единую хозяйственно-технологическую систему;

приближение социальных услуг к потребителям, оптимизация сети учреждений социального обслуживания, укрепление их материально-технической базы;

развитие социальной инфраструктуры села, малых и средних городских поселений;

формирование территориальных социально-культурных центров многофункционального характера, обслуживание отдаленных населенных пунктов мобильными выездными бригадами, имеющими в своем составе специалистов различных служб;

развитие производств и видов деятельности, связанных непосредственно с переработкой местных ресурсов, сельскохозяйственной продукции, обслуживанием сельского и лесного хозяйства;

развитие городов-спутников г.Минска.

Особое внимание в региональном развитии будет уделено расширению и созданию производств на основе местных сырьевых ресурсов.

Предполагается обеспечить:

увеличение использования в производстве местных сырьевых ресурсов с максимальной глубиной переработки и ограничение экспорта местных видов сырья и полуфабрикатов;

снижение зависимости экономики страны от импортируемого сырья посредством максимально возможного замещения местными сырьевыми ресурсами.

Для этого предусматривается:

развитие биоэнергетики, производств по углубленной безотходной переработке древесины;

создание предприятий по производству комплексных минеральных, рассыпных и гранулированных удобрений;

разработка новых видов продукции, в том числе лекарственных препаратов на основе продукции растительного и животного происхождения;

внедрение технологий по комплексной переработке торфа на удобрение, стимуляторы роста растений, сорбенты, красители для древесины;

расширение рынков сбыта и увеличение объемов экспорта продукции, произведенной на основе местных сырьевых ресурсов (калийные удобрения, цемент, минеральные и питьевые воды, пеллеты на основе древесных отходов и соломы, поваренная соль, продукция деревопереработки, доломит, щебень гранитный, кирпич);

комплексное освоение и переработка местных ресурсов.

Осуществление намеченных целей, задач и приоритетных направлений социально-экономического развития регионов приведет к экономическому росту и оптимизации региональной экономики, снижению межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации условий, уровня и качества жизни населения.Проведение предлагаемых мер позволит уменьшить в 2015 году разрыв по уровню производства валового регионального продукта на душу населения между регионами.

Экологическая политика

Проводимая в Республике Беларусь экологическая политика направлена на обеспечение экологической безопасности, эффективное использование природных ресурсов при сохранении целостности природных комплексов, в том числе уникальных.

Основные направления реализации:

значительное улучшение качества компонентов окружающей среды на основе повышения технологического уровня производства;

сокращение объемов образования отходов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы, предотвращение загрязнения подземных вод, почв и деградации сельскохозяйственных угодий;

реализация комплекса мероприятий по предотвращению и минимизации вреда, причиненного окружающей среде от катастроф техногенного и природного характера за счет проведения превентивных организационно-технических мер в сфере производства, разработки и внедрения в практику современных методов, технологий и оборудования для гидрометеорологических наблюдений и подготовки гидрометеорологических прогнозов;

увеличение уровня вовлечения отходов в гражданский оборот, обезвреживания накопленных опасных отходов производства;

сохранение биологического разнообразия, природных ландшафтов, естественных экологических систем путем развития сети особо охраняемых природных территорий;

развитие Национальной системы мониторинга окружающей среды на основе внедрения прогрессивных технологий наблюдения, сбора данных, получения и представления экологической информации;

формирование экологической культуры населения через систему образования;

предупреждение экологических угроз, связанных с увеличением выбросов парниковых газов в атмосферу, антропогенным изменением климата и техногенными катастрофами.

Развитие минерально-сырьевой базы страны будет основываться на реализации крупных проектов по следующим направлениям: разработка и внедрение технологии комплексных геологических исследований строения недр, прогноза месторождений различных видов полезных ископаемых с целью обеспечения прироста запасов в количествах не меньших, чем объемы добычи; сохранение качества и повышение эффективности использования добываемого сырья; создание новых производств по добыче и розливу питьевых вод высокого качества для расширения экспорта бутилированных вод белорусского производства и обеспечения качественной продукцией населения страны; снижение отрицательных последствий добычи полезных ископаемых для окружающей среды.

Реализация мер экологической политики будет способствовать снижению негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека в крупных промышленных центрах, созданию экономических стимулов для применения современных инновационных технологий в сфере природопользования.

Экономическая безопасность

В сфере экономической безопасности страны будет обеспечено своевременное выявление негативных факторов и тенденций в социально-экономическом развитии, определение внешних и внутренних угроз национальным интересам и устойчивости экономики.

Главная задача-обеспечение динамичного развития экономики республики в коридоре, определенном пороговыми значениями показателей экономической безопасности страны.

Направления реализации:

в сфере социальной безопасности:

достижение размера заработной платы, эквивалентного среднему уровню в сопредельных странах;

сохранение социально приемлемой величины безработицы;

обеспечение допустимой степени дифференциации доходов населения на основе поддержки социально уязвимых слоев населения;

в сфере инновационно-инвестиционной безопасности:

существенное повышение доли затрат на научные исследования и разработки в ВВП с одновременным ростом их эффективности;

увеличение вложений в технологические инновации;

в сфере внешнеэкономической безопасности:

выравнивание баланса внешней торговли товарами и услугами;

осуществление страновой и отраслевой диверсификации внешнеторговых отношений;

снижение импортоемкости производства и повышение в экспорте доли товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;

в сфере финансовой безопасности:

обеспечение финансовой стабильности во всех секторах экономики;

повышение рентабельности производства;

обеспечение эффективного использования средств государственного бюджета;

обеспечение эффективного прохождения пиковых значений по платежам по внешнему долгу;

в сфере энергетической безопасности:

внедрение современных энергосберегающих технологий;

диверсификация источников получения энергоресурсов;

реализация совместных проектов с Российской Федерацией и другими странами по транспортировке, переработке и добыче энергоносителей;

использование альтернативных энергоносителей с расширением местных источников энергии;

в сфере продовольственной безопасности:

кооперация и интеграция с целью повышения эффективности работы агропромышленного комплекса;

повышение качества и безопасности продуктов питания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главным результатом реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

Будет предпринят комплекс эффективных мер для того, чтобы страна не позднее 2015 года вошла в число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала.

В стране изменится технологическая и отраслевая структура экономики – она станет более наукоемкой, основанной на значительно возросшей доле высокотехнологичных отраслей и производств, что станет возможным в результате создания национальной инновационной системы. В экономике произойдет переход к быстрому обновлению основных средств.

Инвестиционная политика будет нацелена на модернизацию более трети существующих и создание около одного миллиона новых рабочих мест. Гарантированные высокопроизводительные хорошо оплачиваемые рабочие места позволят всем трудоспособным гражданам раскрыться в профессиональном плане, с максимальной отдачей применить свой опыт, квалификацию и способности, получать достойное вознаграждение за достойный труд.

Все это повысит долю производств с высокой добавленной стоимостью, увеличит производительность труда.

В предстоящей пятилетке предусматривается обеспечить увеличение ВВП на 62 – 68 процентов, индекса промышленного производства – на 54 - 60 процентов, продукции сельского хозяйства – на 39 – 45 процентов, производства услуг – в 1,96 - 2 раза, инвестиций в основной капитал – в 1,9 – 1,97 раза.

Достижение намеченных целевых ориентиров призвано увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14,3 тыс. долларов США в 2010 году до 26 – 27 тыс. в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого – с 26,2 тыс. до 49 – 51 тыс. долларов США.

Экономический уровень развития Беларуси к концу пятилетия будет сопоставимым со средней европейской страной.

Национальная социально ориентированная модель экономики в значительной мере обновится за счет широкого встраивания в нее институтов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства. Будут созданы все базовые условия для организации и развития ”собственного дела“.

Все это позволит Республике Беларусь к 2015 году войти
в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса, в том числе привлекательными и для зарубежных инвестиций.

Будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля и сохранность частных вкладов.

Экономика сохранит свою социальную ориентацию. Это значит, что, как бы ни было трудно, государство всегда будет стоять на защите интересов людей, гарантируя поддержку тем, кто не может без нее справиться.

Намеченные меры приблизят качество жизни населения к европейскому уровню социальных стандартов. Позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7 – 1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8 – 1,9 раза.

Уровень обеспеченности жильем в расчете на одного жителя составит не менее 27 – 28 кв. метров в 2015 году, цены на услуги жилищно-коммунального хозяйства будут расти в жесткой увязке с ростом доходов населения.

В демографической сфере главным приоритетом государства останется повышение уровня рождаемости при одновременном увеличении продолжительности жизни, снижении материнской и детской смертности.

Образовательная и кадровая политика будут нацелены на выдвижение молодежи на ключевые позиции в политике, экономике и общественной жизни, создание условий для реализации способностей и талантов молодого поколения в Беларуси.

Доступность услуг здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта обеспечат возможности для всестороннего развития человека – физически здорового, духовно богатого, грамотного, восприимчивого к научно-техническим нововведениям – независимо от места его жительства. Привлекательность жизни населения в любом уголке страны также повысится за счет выравнивания жилищных условий, качества и скорости транспортных путей сообщения, обеспеченности услугами современной связи.

Это позволит равномерно улучшать уровень и качество жизни населения независимо от того, где проживает человек.

Таким образом, в результате реализации намеченных планов Республика Беларусь в очередной раз наглядно продемонстрирует свою приверженность курсу социального государства и неизменность политики, направленной на улучшение качества жизни своих граждан.

Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 год даны в приложении.

Приложение

Основные показатели социально-экономического развития

Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы

(в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)

Показатели Годы 2015 год к 2010 году
Валовой внутренний продукт (ВВП) 109 – 110 111 – 112 162 – 168
Продукция промышленности 109 – 109,5 109 – 110,5 154 – 160
Рентабельность продаж в промышленности 8 – 9 14 – 15  
Продукция сельского хозяйства 107 – 108 107 – 108 139 – 145
Рентабельность продаж в сельском хозяйстве 6 – 8 10 – 11  
Производительность труда 109,3 – 109,4 111 – 112,2 163 – 168
Инвестиции в основной капитал 116 – 117 112,5 – 113,5 190 – 197
Внутренние затраты на исследования и разработки, в процентах к ВВП 1,2 – 1,4 2,5 – 2,9  
Удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основными видами экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции 12 – 13 20 – 21  
Экспорт товаров и услуг 116 – 116,4 117,5 – 117,9 218 – 222
Сальдо внешней торговли товарами и услугами, в процентах к ВВП (-8,9) – (-9) 0,5 – 0,6  
Реальные располагаемые денежные доходы населения 108 – 109,5 114 – 115 170 – 176
Снижение энергоемкости валового внутреннего продукта 6 – 7 7,5 – 8 29 – 32
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров 7,5 9,5 – 10 136,5 – 143,7
Дефицит консолидированного бюджета, в процентах к ВВП 1,5  

Содержание

1. Результаты реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы и факторы, влияющие на ограничения экономического роста 3

2. Положение Республики Беларусь в мире и макроэкономические тенденции мирового развития 7

3. Цель и приоритеты социально-экономического развития 8

4. Социальная политика и развитие человеческого потенциала 8

Демографическая политика 13

Занятость и рынок труда 14

Доходы населения 14

4.4. Здравоохранение16

Образование 17

Культура 18

Наши рекомендации