Доктрина продовольственной безопасности
Вопросы продовольственной безопасности в РФ регламентируются на двух уровнях власти: региональном и федеральном.
В России до настоящего времени не был принят Федеральный закон «О продовольственной безопасности», хотя дважды вопрос об этом поднимался:
- в октябре 1995 года Совет Федерации предложил Правительству РФ подготовить проект федерального закона об обеспечении продовольственной безопасности РФ и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Правительство проигнорировало рекомендации Совета Федерации;
- Государственная Дума предложила разработать и внести на рассмотрение проект федерального закона «О продовольственной безопасности РФ» до 1 июля 1996 года. 4 июля 1996г. закон «О продовольственной безопасности РФ» был рассмотрен Советом Государственной Думы, 25 декабря 1997г. одобрен Советом Федерации. Президент РФ возвратил без рассмотрения по причине отсутствия финансового заключения Правительства РФ.
Основным документом федерального уровня, регламентирующим вопросы продовольственной безопасности является Доктрина продовольственной безопасности.
В Доктрине о продовольственной безопасности определена стратегическая цель продовольственной безопасности. Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее - рыбная продукция) и продовольствием.
Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности, определенными Доктриной о продовольственной безопасности являются:
- своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;
- устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;
- достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;
- обеспечение безопасности пищевых продуктов.
Для оценки состояния продовольственной безопасности в ст.7 Доктрины выделен ряд показателей, которые объединены в три группы. Это сфера потребления, сфера производства и национальной конкурентоспособности и сфера организации управления. Они представлены в таблице.
Таблица 4. Критерии продовольственной безопасности
в сфере потребления | в сфере производства и национальной конкурентоспособности | в сфере организации управления |
-располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам населения; -обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек; - потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения; - объемы адресной помощи населению; - суточная калорийность питания человека; - индекс потребительских цен на пищевые продукты; | - объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; -импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; -импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; - бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции; - продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов; -объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания; | - объемы продовольствия государственного материального резерва, сформированного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; - запасы сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; |
В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации в качестве критериев продовольственной безопасности также используются:
- Рациональные нормы потребления пищевых продуктов – рацион, представленный в виде набора продуктов, включающего пищевые продукты в объемах и соотношениях, отвечающих современным научным принципам оптимального питания, учитывающий сложившуюся структуру и традиции питания большинства населения.
- Экономическая доступность продовольствия – возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченная соответствующим уровнем доходов населения.
- Физическая доступность продовольствия – уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов.
Физическую доступность продовольствия следует оценивать с помощью показателей самообеспечения региона продовольствием, рассчитав их величину в динамике за ряд лет, а также показателей импорта и экспорта продовольствия по региону.
Для измерения степени экономической доступности продуктов питания в качестве основных были выбраны три показателя:
- коэффициент бедности;
- коэффициент покупательной способности доходов населения;
- коэффициент концентрации доходов (индекс Джини).
В ст.8 установлен критерий оценки продовольственной безопасности страны – удельный вест отечественной сельскохозяйственной продукции в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка. В этой же статье установлены пороговые значения в отношении ряда продуктов. Они представлены на рисунке 3.
Наличие перечисленных рисков формирует угрозы продовольственной безопасности, которые могут приводить к несоблюдению пороговых значений критерия продовольственной безопасности. Устойчивость развития экономики страны требует реализации мер государственного регулирования для преодоления:
-низкого уровня платежеспособного спроса населения на пищевые продукты;
-недостаточного уровня развития инфраструктуры внутреннего рынка;
-ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, с одной стороны, и материально-технических ресурсов - с другой;
Рис.3. Пороговые значения критериев продовольственной безопасности
В Доктрине перечислены основные риски продовольственной безопасности, которые представлены на рисунке 4.
Рис.4. Риски продовольственной безопасности
-недостаточного уровня инновационной и инвестиционной активности в сфере производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
-сокращения национальных генетических ресурсов животных и растений;
-дефицита квалифицированных кадров;
-различий в уровне жизни городского и сельского населения;
-искусственных конкурентных преимуществ зарубежной продукции, формируемых за счет различных мер государственной поддержки производства пищевых продуктов в зарубежных странах.