V. З а к р е п л е н и е и з у ч е н н о г о м а т е р и а л а .

Выставляется сюжетная картина с изображением следов диких животных, деревьев.

Л.: Дети, прямо перед занятием мне позвонил Шарик из деревни Простоквашино. Он как всегда пошёл в лес, чтобы сфотографировать животных, но все звери испугались и спрятались за деревья. Шарик не может узнать, какое животное за каким деревом, потому что он не различает звериных следов. Давайте поможем нашему Шарику!

Д.: Давайте!

Л.: Дети, чьи это следы?

Д.:Это медвежьи следы.

Л.: А это?

Д.: Заичьи.

(Аналогично беличьи, лисьи следы).

Л.: Молодцы! И в доказательство ваших правильных ответов сейчас из-за каждой ёлочки покажется животное, но не полностью, а какае-то его часть.

Логопед вставляет в прорези части тела животных.

Л.: Ребята, что показалось из-за этой ёлки?

Д.: Из-за ёлки показалась медвежья голова.

Л.: Правильно! А из-за этой ёлки?

Д.: Из-за этой ёлки показались заичьи уши.

(беличий хвост, лисий хвост).

Л.: Молодцы! Вы помогли Шарику, и он прислал каждому из вас подарок – фотографию дикого животного.

(Логопед каждому ребёнку раздаёт по картинке с изображением дикого животного, у которого нет какой-либо части тела.)

Л.: Дети, когда Шарик делал фотографии, то каждая немножко засветилась, и у животных не хватает какой-либо части тела (у кого-то ушей, у кого-то хвоста). Ну мы ведь не будем расстраиваться . Сейчас каждый из вас возьмёт в руки карандаш и дорисует иу часть тела у животного, которой нет.

(Дети дорисовывают недостающую часть тела животного)

Л.: Нарисовали?

Д.: Да!

Каждый ребёнок поочерёдно поднимает картинку и говорит, что он нарисовал:

Д.: Я нарисовал лисий хвост.

Я нарисовал заичьи уши.

Я нарисовал волчью лапу.

VI. И т о г .

Л.: Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о ком мы сегодня говорили?

Д.: О диких животных.

Л.: Правильно. А вы можете их назвать?

Д.: Белка, заяц, медведь, волк, лиса.

Л.: Дети, а вы знаете ещё каких-нибудь диких животных?

Д.: Да, лось, олень, тигр.

Л.: Хорошо! Ещё вы узнали, что части тела разных животных называются по-разному. У лисы хвост лисий.

Л.: Чьи уши у зайца?

Д.: Заичьи.

Л.: Чьи лапы у волка?

Д.: Волчьи.

(Аналогично и про других животных.)

Л.: Молодцы, ребята! Все сегодня работали очень хорошо.

.

Конспект индивидуального логопедического занятия, проведённого студенткой 31 группы Селивёрстовой М. В. в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи д/с "Катюша" г. Смоленска.

ТЕМА: Звук [р].

ЦЕЛИ: -автоматизация звука [ р ] в слогах, словах;

- совершенствование мелодической стороны речи;

- Совершенствование умения образовывать существительные с

уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- развитие слухового внимания;

- развитие мелкой моторики;

- развитие мышления, внимания, активизация умственной деятельности путем формирования операций обобщения, сравнения.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1) игрушечная кошка;

2) предметные картинки на темы: "Живот-

ные", "Птицы", " Фрукты и овощи";

3) изображения гор, ворот, стражников;

4) два кубика, мостик из картона;

5) плоская фигурка крота;

6) игровое поле с картинками и кубик;

7) телеграмма;

8) яркая коробочка, в ней изображение крота.

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ: звукоподражания, слоги, слова, загадки.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1) Организационный момент.

2) Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно.

3) Произнесение звука [ р ] в слогах.

4) Произнесение звука [ р ] в словах.

5) Итог.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т.

ЛОГ.: Раз, два, повернись и в животное превратись. Изобрази

дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр

- р-р). Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка. (Мур.)

Покажи, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом ( кар-р-р ), а мама-ворона отвечает ему низким голосом (кар-р-р).

Даня, какой звук сегодня придёт в гости ?

РЕБ.: Звук [ р ].

У т о ч н е н и е а р т и к у л я ц и и и п р о и з н е с е н и е

З в у к а и з о л и р о в а н н о.

ЛОГ.: Даня, какое положение принимают губы и зубы при

произнесении [ р ]

Реб.: - губы полураскрыты;

- зубы разомкнуты;

ЛОГ.: - А где находится кончик языка ?

( кончик языка поднят вверх, слегка касается бугорков за

верхними зубами);

ЛОГ.: - боковые края плотно прилегают к верхним зубам.

( Ребёнок перед зеркалом повторяет.)

ЛОГ.: - Порычи как тигр. Он рычит грозно.

РЕБ.: [ Р ].

3. П р о и з н е с е н и е з в у к а [ Р ] в с л о г а х.

Пальчиковая гимнастика.

ЛОГ.: Даня, нам что-то принёс почтальон. Давай посмотрим. Это телеграмма тебе. В ней написано, освободить, найти волшебную коробочку, в которой будет сюрприз - знак того, что звук освобождён. Ты поможешь освободить звук?

РЕБ.: Да.

ЛОГ. Чтобы ты лучше думал и преодолел все препятствия, поиграем в игру "Здравствуй, пальчик"( Большой палец поочерёдно " здоровается" с остальными, при этом ребёнок должен произносить определённые слоги).

РЕБ.: Ар-ар-ар; ро-ро-ро; тра-тра-тра; орт-орт-орт.

2). Воспроизведение слоговых рядов с заданной интонацией.

ЛОГ.: Даня, так как мы настоящие волшебные герои, то мы должны перед путешествием произнести заклинание (волшебные слова). Повторяй за мной.

РЕБ.: ыр-ыр-ыр; ру-ру-ру; тру-тру-тру.

4. П р о и з н е с е н и е з в у к а [ P ] в с л о в а х.

1).Перед ребенком изображение гор .

ЛОГ.: Что это ?

РЕБ.: Горы.

ЛОГ.: Чтобы преодолеть это препятствие, тебе надо выполнить задание.

Игра " Волшебный кубик "

(Ребёнок бросает на игровое полотно с картинками кубик и называет картинки, на которые попал кубик ).

2). ЛОГ.: Расступилась гора, а за ней огромные ворота, чтобы они от открылись, необходимо выполнить ещё задание.

Игра " Большой - маленький ".

ЛОГ.: Я назову большой предмет, а ты - маленький. Рука.

РЕБ.: Ручка.

(Аналогично ребенок преобразует слова: рана, рыба, корова др.).

3). ЛОГ.: Даня, а за воротами стражники, чтобы они нас пропустили,

необходимо найти лишний предмет и объяснить, почему он не подходит к остальным предметам.

Игра " Четвертый лишний " .

( Ребенок проговаривает названия картинок, на которых изображены тигр, зубр, ворона)

РЕБ.: Лишняя ворона, потому что это птица, а тигр и зубр - дикие

животные.

(Аналогичная работа проводится с картинками: морковь, помидоры,

картофель, груша; хурма, персики, гранат, огурцы).

4.) ЛОГ.: Умница, но перед нами ров, а чтобы его пройти, нужен мос-

тик. Он у мудрого Крота. Крот его отдаст, если ты поигра ешь с ним в " добавлялки ".

Игра " Добавлялки "с опорой на картинки.

Жарким летом по горам в шубе бегает …

РЕБ.: Баран.

ЛОГ.: ''Как бы мне пошла кор- рона'',- важно каркает …

РЕБ.: Ворона.

И т о г.

ЛОГ.: Ты молодец, дошёл до "волшебной коробочки". Открой её.

Что там?

РЕБ.: Мудрый Крот.

ЛОГ.: Какой звук ты освободил?

РЕБ.: Звук [ р ]

ЛОГ.: Ты раскрасишь эту картинку дома, а с Мудрым Кротом в очень интересную игру мы сыграем в следующий раз. Сегодня ты правильно и чётко произносил звук [ р ].

Приложение 12.

Наши рекомендации