V. З а к р е п л е н и е и з у ч е н н о г о м а т е р и а л а .
Выставляется сюжетная картина с изображением следов диких животных, деревьев.
Л.: Дети, прямо перед занятием мне позвонил Шарик из деревни Простоквашино. Он как всегда пошёл в лес, чтобы сфотографировать животных, но все звери испугались и спрятались за деревья. Шарик не может узнать, какое животное за каким деревом, потому что он не различает звериных следов. Давайте поможем нашему Шарику!
Д.: Давайте!
Л.: Дети, чьи это следы?
Д.:Это медвежьи следы.
Л.: А это?
Д.: Заичьи.
(Аналогично беличьи, лисьи следы).
Л.: Молодцы! И в доказательство ваших правильных ответов сейчас из-за каждой ёлочки покажется животное, но не полностью, а какае-то его часть.
Логопед вставляет в прорези части тела животных.
Л.: Ребята, что показалось из-за этой ёлки?
Д.: Из-за ёлки показалась медвежья голова.
Л.: Правильно! А из-за этой ёлки?
Д.: Из-за этой ёлки показались заичьи уши.
(беличий хвост, лисий хвост).
Л.: Молодцы! Вы помогли Шарику, и он прислал каждому из вас подарок – фотографию дикого животного.
(Логопед каждому ребёнку раздаёт по картинке с изображением дикого животного, у которого нет какой-либо части тела.)
Л.: Дети, когда Шарик делал фотографии, то каждая немножко засветилась, и у животных не хватает какой-либо части тела (у кого-то ушей, у кого-то хвоста). Ну мы ведь не будем расстраиваться . Сейчас каждый из вас возьмёт в руки карандаш и дорисует иу часть тела у животного, которой нет.
(Дети дорисовывают недостающую часть тела животного)
Л.: Нарисовали?
Д.: Да!
Каждый ребёнок поочерёдно поднимает картинку и говорит, что он нарисовал:
Д.: Я нарисовал лисий хвост.
Я нарисовал заичьи уши.
Я нарисовал волчью лапу.
VI. И т о г .
Л.: Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о ком мы сегодня говорили?
Д.: О диких животных.
Л.: Правильно. А вы можете их назвать?
Д.: Белка, заяц, медведь, волк, лиса.
Л.: Дети, а вы знаете ещё каких-нибудь диких животных?
Д.: Да, лось, олень, тигр.
Л.: Хорошо! Ещё вы узнали, что части тела разных животных называются по-разному. У лисы хвост лисий.
Л.: Чьи уши у зайца?
Д.: Заичьи.
Л.: Чьи лапы у волка?
Д.: Волчьи.
(Аналогично и про других животных.)
Л.: Молодцы, ребята! Все сегодня работали очень хорошо.
.
Конспект индивидуального логопедического занятия, проведённого студенткой 31 группы Селивёрстовой М. В. в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи д/с "Катюша" г. Смоленска.
ТЕМА: Звук [р].
ЦЕЛИ: -автоматизация звука [ р ] в слогах, словах;
- совершенствование мелодической стороны речи;
- Совершенствование умения образовывать существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развитие слухового внимания;
- развитие мелкой моторики;
- развитие мышления, внимания, активизация умственной деятельности путем формирования операций обобщения, сравнения.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1) игрушечная кошка;
2) предметные картинки на темы: "Живот-
ные", "Птицы", " Фрукты и овощи";
3) изображения гор, ворот, стражников;
4) два кубика, мостик из картона;
5) плоская фигурка крота;
6) игровое поле с картинками и кубик;
7) телеграмма;
8) яркая коробочка, в ней изображение крота.
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ: звукоподражания, слоги, слова, загадки.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1) Организационный момент.
2) Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно.
3) Произнесение звука [ р ] в слогах.
4) Произнесение звука [ р ] в словах.
5) Итог.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т.
ЛОГ.: Раз, два, повернись и в животное превратись. Изобрази
дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр
- р-р). Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка. (Мур.)
Покажи, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом ( кар-р-р ), а мама-ворона отвечает ему низким голосом (кар-р-р).
Даня, какой звук сегодня придёт в гости ?
РЕБ.: Звук [ р ].
У т о ч н е н и е а р т и к у л я ц и и и п р о и з н е с е н и е
З в у к а и з о л и р о в а н н о.
ЛОГ.: Даня, какое положение принимают губы и зубы при
произнесении [ р ]
Реб.: - губы полураскрыты;
- зубы разомкнуты;
ЛОГ.: - А где находится кончик языка ?
( кончик языка поднят вверх, слегка касается бугорков за
верхними зубами);
ЛОГ.: - боковые края плотно прилегают к верхним зубам.
( Ребёнок перед зеркалом повторяет.)
ЛОГ.: - Порычи как тигр. Он рычит грозно.
РЕБ.: [ Р ].
3. П р о и з н е с е н и е з в у к а [ Р ] в с л о г а х.
Пальчиковая гимнастика.
ЛОГ.: Даня, нам что-то принёс почтальон. Давай посмотрим. Это телеграмма тебе. В ней написано, освободить, найти волшебную коробочку, в которой будет сюрприз - знак того, что звук освобождён. Ты поможешь освободить звук?
РЕБ.: Да.
ЛОГ. Чтобы ты лучше думал и преодолел все препятствия, поиграем в игру "Здравствуй, пальчик"( Большой палец поочерёдно " здоровается" с остальными, при этом ребёнок должен произносить определённые слоги).
РЕБ.: Ар-ар-ар; ро-ро-ро; тра-тра-тра; орт-орт-орт.
2). Воспроизведение слоговых рядов с заданной интонацией.
ЛОГ.: Даня, так как мы настоящие волшебные герои, то мы должны перед путешествием произнести заклинание (волшебные слова). Повторяй за мной.
РЕБ.: ыр-ыр-ыр; ру-ру-ру; тру-тру-тру.
4. П р о и з н е с е н и е з в у к а [ P ] в с л о в а х.
1).Перед ребенком изображение гор .
ЛОГ.: Что это ?
РЕБ.: Горы.
ЛОГ.: Чтобы преодолеть это препятствие, тебе надо выполнить задание.
Игра " Волшебный кубик "
(Ребёнок бросает на игровое полотно с картинками кубик и называет картинки, на которые попал кубик ).
2). ЛОГ.: Расступилась гора, а за ней огромные ворота, чтобы они от открылись, необходимо выполнить ещё задание.
Игра " Большой - маленький ".
ЛОГ.: Я назову большой предмет, а ты - маленький. Рука.
РЕБ.: Ручка.
(Аналогично ребенок преобразует слова: рана, рыба, корова др.).
3). ЛОГ.: Даня, а за воротами стражники, чтобы они нас пропустили,
необходимо найти лишний предмет и объяснить, почему он не подходит к остальным предметам.
Игра " Четвертый лишний " .
( Ребенок проговаривает названия картинок, на которых изображены тигр, зубр, ворона)
РЕБ.: Лишняя ворона, потому что это птица, а тигр и зубр - дикие
животные.
(Аналогичная работа проводится с картинками: морковь, помидоры,
картофель, груша; хурма, персики, гранат, огурцы).
4.) ЛОГ.: Умница, но перед нами ров, а чтобы его пройти, нужен мос-
тик. Он у мудрого Крота. Крот его отдаст, если ты поигра ешь с ним в " добавлялки ".
Игра " Добавлялки "с опорой на картинки.
Жарким летом по горам в шубе бегает …
РЕБ.: Баран.
ЛОГ.: ''Как бы мне пошла кор- рона'',- важно каркает …
РЕБ.: Ворона.
И т о г.
ЛОГ.: Ты молодец, дошёл до "волшебной коробочки". Открой её.
Что там?
РЕБ.: Мудрый Крот.
ЛОГ.: Какой звук ты освободил?
РЕБ.: Звук [ р ]
ЛОГ.: Ты раскрасишь эту картинку дома, а с Мудрым Кротом в очень интересную игру мы сыграем в следующий раз. Сегодня ты правильно и чётко произносил звук [ р ].
Приложение 12.