Грамматический строй речи. Словоизменение.
I.Существительное.
А) падежные формы:
Откуда идут дети? Ит сада______________________________________
На кого смотрят дети? На земью________________________________
Чем девочка ест суп? Йозкой__________________________________
С кем играет мальчик? С мисей________________________________
Чем накрыт стол? -__________________________________
Где спит кошка? На ковре______________________________
Б) единственное и множественное число существительных:
Стол - -__ рука - -__ коза - козы_ глаз - глаза_
Стул - стула_ ухо - -___ дерево - дервы_ рот - йоты_
Перо - пера__ окно - окоска рукав - рукава_ воробей - вообей_
В) творительный падеж множественного числа:
За чем дети идут в лес? За ягодами, за грибами_____________________
Г) родительный падеж множественного числа:
Деревья - дерева_ медведи - медведи_ линейки - линейков
Листья - йистяв__ ботинки - -_____ львы - лёвов
Карандаши - карандашей мячи - мятей__
Д) предлоги:
На - а_ у - у_ в - -___ к - -__ по - -__
С - с__ за - за_ из - из_ над - -__ под - под_
Из-за - из_ из-под - - _ около - -_
II. Глагол.
А) единственное и множественное число глагола:
Идёт - идут +_______________________________________________
Б) род глагола единственного числа прошедшего времени:
Рисовал - рисовала +______ читал - читала +________________
В) времена глагола:
Мыл - вымыл -___________________________________________
III. Прилагательное.
А) согласование прилагательного с существительным в роде:
Мяч большой - +_____ ручка большая - +_______________
Колечко большое - -_____ лимон жёлтый - +______________
Б) согласование прилагательного с существительным в падеже:
Зелёный лист - зелёный лист______________________________
Нет зелёного листа - нет зелёного листа________________________
Под зелёным листом - под зелёнах листа_________________________
О зелёном листе - -____________________________________
В) согласование прилагательного с существительным в числе и падеже
(множественное число):
Жёлтые лимоны - +________________________________
Жёлтых лимонов - зейтых лимонах_________________________
Жёлтыми лимонами - -_______________________________
IY Числительное.
А) согласование числительного с существительным:
Один мяч - ___________ два мяча - +______ пять мячей - 5 мятя_
Одна пирамидка - 2 пийямидка 5 пийямидка______
Одно колечко - 2 колетька 5 колетька_______
15. Общее звучание речи (темп, голос, внятность, дыхание): темп слегка замедлен, речь невнятная, смазанная; недостаточная сила, дыхание поверхностное, выдох укороченный._____________________________________
16. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) строение - короткая подъязычная связка; язык массивный. Подвижность - тремор кончика языка, с трудом удерживает заданную позу и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую_________________________________________________________________
17. Произношение и различение звуков:ш=с, ж=з, ч=ть, щ=сь, л=i, р=i, ц - смягч.________________________________________________________
Готовность к звуковому анализу.
Выделяет звуки ___________________________________________________
Не выделяет звуки_______________________________________________
20.Произношение слов сложного слогового состава:
Клубника - кубника_ велосипед - весипед_____
Февраль - февай__ физкультура - вискутий_
Строительство - таитесво_ сковорода - сакавода____
Экскаваторщик - аскаватосник
Логопедическое заключение:Общее недоразвитие речи (III уровень) у ребёнка с дизартрическим компонентом.______________________________
Учитель-логопед________________
Примерные формулировки логопедических заключений для детей дошкольного возраста с первичной речевой патологией.
1.Дефекты произношения звуков.
2.Нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).
3.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН).
4.Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).
5.Общее недоразвитие речи (II уровень).
6.Дефекты произношения звуков у ребёнка с дизартрией.
7.Дефекты произношения звуков у ребёнка с дизартрическим компонентом.
8.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребёнка с дизартрией.
9.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребёнка с дизартрическим компонентом.
10.Общее недоразвитие речи (II уровень) у ребёнка с дизартрией.
11.Общее недоразвитие речи (II уровень) у ребёнка с дизартрическим компонентом.
12.Дефекты произношения звуков у ребёнка с расщелиной твёрдого, мягкого нёба, с субмукозной щелью (оперированного или неоперированого).
13.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребёнка с расщелиной твёрдого нёба (оперированного).
14.Общее недоразвитие речи (III уровень) у ребёнка с расщелиной твёрдого, мягкого нёба, с субмукозной щелью (оперированного или неоперированного).
15.Общее недоразвитие речи (II - III уровень) у ребёнка с моторной или сенсорной формой алалии.
16.Заикание средней степени (тяжёлой, лёгкой).
17.Дефекты произношения у заикающегося ребёнка.
18.Заикание средней степени у ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
19.Общее недоразвитие речи (II, III уровень) у заикающегося ребёнка.
Содержание IV этапа (коррекционно-воспитательной работы)
(3 - 7-я недели)
1. Наблюдение за детьми во время различных занятий, в процессе индивидуальной работы с ними, а также вне занятий.
2. Наблюдение и подробный анализ фронтальных занятий логопеда,
фиксирование своих наблюдений в дневнике практики.
3. С конца третьей недели и всю четвертую недели, разработка и самостоятельное проведение студентами фрагментов занятий и пробных фронтальных (подгрупповых) занятий.
Учитель-логопед и методист кафедры оказывают консультативную помощь студентам при составлении конспектов занятий или их фрагментов. В ходе такой совместной деятельности у студентов постепенно формируется целостное видение логопедического занятия в системе коррекционно-логопедического воздействия. Студенты учатся точно формулировать тему занятия, цель и задачи, отбирать программное содержание, намечать структуру занятия в зависимости от поставленных целей и задач, методически грамотно подбирать речевой материал, наглядные и дидактические пособия, учитывая основные дидактические и специальные принципы моделирования логопедического воздействия в рамках одного занятия коррекционно-речевого обучения дошкольников с дефектами речи.
4. Начиная с пятой недели, проведение зачётных фронтальных (подгрупповых) логопедических занятий.
Студенты самостоятельно составляют развернутый конспект открытого занятия, в котором указывают его цель, подробно раскрывают содержание каждого этапа занятия, отмечают время, которое он предположительно займет, отражают использование демонстрационного и раздаточного материала, приводят перечень основных вопросов, адресуемых детям с учетом их индивидуальных речевых возможностей, а также предполагаемые ответы детей (приложение 11). Все студенты наблюдают и принимают участие в аналитическом разборе открытых занятий, что, естественно способствует совершенствованию их собственной работы. Результаты наблюдений и анализа занятий регистрируются ими в дневнике производственной практики. В нем отмечаются ход занятия, используемые методы, приемы, поведение и речь детей на занятии, положительные стороны занятия, недостатки и причины, а также предложения по совершенствованию занятий. Анализ проведенных занятий осуществляется студентами под руководством методиста кафедры и учителя-логопеда по примерной схеме (приложение 12). Таким образом, студенты приобретают умение самостоятельно анализировать педагогический процесс, делать выводы, критически оценивать свои занятия и занятия своих товарищей, вести постоянный поиск наиболее рациональных и эффективных приемов коррекционного воздействия, осуществлять в ходе фронтальной работы индивидуальный подход к детям с учетом их речевых возможностей и особенностей личности.
5. Проведение студентами индивидуальные логопедические занятия с прикрепленными к ним детьми.
Осуществляя подготовку к индивидуальному занятию, студент указывает дату его проведения, тему, задачи, план, речевой материал, необходимое оборудование.
6.Анализ индивидуальных занятий под руководством учителя-логопеда.
7. Составление примерной психолого-педагогической характеристики дошкольника (на основе изучения медико-педагогической документации, результатов всестороннего психолого-педагогического обследования, бесед с родителями, а также собственных наблюдений за данным воспитанником в процессе занятий логопеда, воспитателя, музыкального руководителя и в режимные моменты) (приложение 13).
8. Изготовление наглядных пособий, дидактического материала для фронтальной и индивидуальной работы с детьми, различные дидактические игры.
9. Участие (по возможности) в работе педагогического совета, осуществление взаимодействия с родителями, оформление материалов по работе с ними.
10. В конце практики и в течение семи дней после ее окончания представление студентами методисту кафедры необходимой отчётной документации (приложение 14).
11. Проверка отчётной документации (в течение 14 дней после окончания практики) факультетским руководителем и методистами кафедры.
Приложение 11.
Оформление конспекта занятия (примерный образец)
Титульный лист
Смоленский государственный педагогический университет
Факультет начального и специального образования
Кафедра специальной педагогики
КОНСПЕКТ
Фронтального (индивидуального) логопедического занятия, проведенного студенткой______группы в подготовительной (старшей) группе________для детей с общим недоразвитием речи детского сада_____________г. Смоленска
1. Дата проведения.
2. Тема и цель занятия.
3. Основные задачи занятия.
4. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.)
5. Речевой материал.
6. План занятия.
7. Ход занятия (с указанием инструкций логопеда, предполагаемых ответов детей, основных методических приемов на каждом этапе занятия).
Конспект фронтального логопедического занятия, проведённого студенткой 31 группы Бакановой В. С. в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи д/с "Катюша" г. Смоленска.