ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ. Грамматический строй речи

Грамматический строй речи

Образование прилагательных в сравнительной степени

Высокий — выше,

широкий — шире,

красивый — красивее,

мягкий — мягче,

удобный — удобнее,

тонкий — тоньше,

низкий — ниже,

медленный — медленнее,

теплый — теплее,

чистый — чище.

Образование наречий «Назови по образцу»

Теплый — тепло,

удобный — удобно,

чистый — чисто,

широкий — широко,

холодный — холодно,

тонкий — тонко,

осторожный — осторожно,

низкий — низко,

грязный — грязно,

медленный — медленно.

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

Улица — улочка,

город — городок,

магазин — магазинчик,

мост — мосток,

сквер — скверик,

двор — дворик,

адрес — адресок.

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

Город — города — городов,

улица — улицы — улиц,

вокзал — вокзалы — вокзалов,

площадь — площади — площадей,

театр — театры — театров,

магазин — магазины — магазинов,

проспект — проспекты — проспектов,

бульвар — бульвары — бульваров,

сквер — скверы — скверов,

школа — школы — школ,

храм — храмы — храмов,

библиотека — библиотеки — библиотек,

аптека — аптеки — аптек,

москвич — москвичи — москвичей.

Лексический строй речи

город- квар-

Связь слов по типу согласования «Скажи со словом ской"»

Транспорт — городской транспорт, квартира — городская квартира,

дома — ... , парк — ... , улицы — ... , театр — ... , почта — ... , здание — ... , школа — ... , площади — ... , вокзал — ... , жители — ....

Поиск соответствующего понятия «Назови, какой, какая?»

Город Москва (какой?) — большой, красивый, главный, благо­устроенный, величавый, чистый ... ;

улица (какая?) —длинная, широкая, чистая, красивая ... .

Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)

Эта улица узкая, а эта ... (широкая),

эта дорога длинная, а эта ... (короткая),

эта речка мелкая, а эта ... (глубокая),

эта школа близкая, а эта ... (далекая),

эта тропинка прямая, а эта ... (кривая),

этот дуб молодой, а этот ... (старенький),

этот путь далекий, а этот ... (близкий),

этот мост высокий, а этот ... (низкий).

Поиск соответствующего понятия «Закончи фразу»

Эти машины делают в Москве, и называются они... («москвича­ми»). Почти каждый, кто приезжает в Москву, мечтает попасть на спектакль в Большой ... (театр). Сейчас наша Москва огромный город, а 850 лет назад это была маленькая ... (деревня).

В Москве можно пешком прогуливаться по красивой и боль­шой улице ... (Арбат). В Париже самый знаменитый музей назы­вается Лувр, а в Москве — Третьяковская ... (галерея). Это краси­вое сооружение стоит в Москве прямо посреди Кутузовского про­спекта и называется Триумфальная ... (арка). Самый большой стадион в Москве называется ... («Лужники»).

Поиск соответствующего понятия «Знаешь ли ты свой город?» (детям 6—8 лет)

1.Как называется город, в котором ты живешь?

2. Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий.)

3. Что означает слово «столица»? (Главный город.)

4. Какая главная башня Кремля? (Спасская башня с курантами.)

5. Москва — столица чего? (Нашей страны, России.)

6. Чем похожи все большие башни Кремля? (Рубиновыми звез­
дами, они вечером зажигаются.)

7. Что является центром, сердцем Москвы? (Кремль со множе­
ством башен.)

8. Какая главная площадь Москвы? (Красная площадь.)

9. В нашей столице много памятников, красивых старинных и
современных зданий. Назовите их. (Храм Христа Спасителя, па­
мятник А.С. Пушкину, Третьяковская галерея, памятник Ю. Дол­
горукому, Успенский собор.)

10. Чем отличается город от деревни? Где в городе люди лечат­ся? Где покупают продукты, лекарства? Где отправляют и получа­ют посылки и письма? Назови свой адрес.

МИНУТКА ОТДЫХА

**

Кремлевские звезды над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины нет.

С. Михалков

ТЕМА «ПОЧТА»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

— что такое почта, для чего она предназначена;

— названия разных почтовых отправлений;

— кто работает на почте, чем занимаются почтальоны, телеграфисты и др.;

— как отправить письмо или посылку.
Расширение словарного запаса детей:

названия: почта, почтальон, оператор, письмо, конверт, телеграм­ма, посылка, перевод, адрес, открытка, газета, журнал, бланк, банде­роль, печать, индекс, телефонист, телеграфист, адресат, отправитель, телефон, телеграф, переговоры, извещение, доставка;

признаки: почтовый, телеграфный, телефонный, переговорный, срочный, ценная, заказное, поздравительная;

действия: посылать, отправлять, получать, упаковывать, штампо­вать, сортировать, разбирать, доставлять, выписывать, поздравлять, переписываться, телеграфировать, заполнять, вызывать, заказывать.

Наши рекомендации