Структура дневника производственной практики

Титульный лист

Смоленский государственный университет

Факультет начального и специального образования

Кафедра специальной педагогики

Дневник производственной практики

студентки (-а) 4 курса Ф.И.О. ________________________________

(специальность ______________________________________________ )

Логопункт при СШ № ____ города ____________________________

Методист кафедры ___________________________________________

Директор школы _____________________________________________

Учитель-логопед ____________________________

Производственная практика проводится с ____ по _____ 200 __ г.

Содержание дневника производственной практики

1.Индивидуальный план работы студента на период производствен

ной практики (график проведения пробных зачетных занятий).

2.Список детей, зачисленных в логопункт (без указания фамилий

детей: Оля Н.) с указанием полных логопедических заключений,

возраста детей.

3.Образцы документации учителя-логопеда:

4.Схема логопедического обследования.

5.Схема психолого-педагогического обследования.

6.Речевая карта на одного младшего школьника и перспективный

план работы с ним на период практики.

7.Психолого-педагогическая характеристика на этого же ученика.

8.Конспекты 2 фронтальных (подгрупповых) и 2 индивидуальных ло- гопедических занятий, проведенных учителем-логопедом с их анали- зом.

9.Конспекты зачетных логопедических занятий, проведенных

студентом (2 фронтальных и 1 индивидуальное).

10.Конспекты 2 фронтальных и 2 индивидуальных логопедических

занятий, проведенных товарищами с их анализом (очное отделение).

11. Фиксация ежедневной работы (кратко и в свободной форме).

Содержание II этапа (ознакомительного)

(1-я неделя)

1. Получение информации о структуре общеобразовательной школы, знакомство с коллективом педагогов, с организацией работы по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи в условиях данной школы.

2. Знакомство с нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу логопедического пункта при общеобразовательной школе и деятельность учителя-логопеда. Наблюдение за взаимодействием в коррекционно-педагогическом процессе учителя-логопеда, психолога, учителя начальных классов.

3. Знакомство с документацией учителя-логопеда и ее ведением, запись ее образцов в дневник практики (приложение 2).

4. Знакомство с оформлением и оборудованием логопедического пункта.

5. Изучение порядка комплектования групп.

6. Наблюдение за фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными логопедическими занятиями (анализ оформляется в дневнике практики).

7. Совместное планирование (к концу 1-й недели) методистом кафедры, логопедом и студентами содержания работы; определение перечня пособий и дидактического материала, необходимого для логопедических занятий; распределение индивидуальных занятий с детьми между студентами, установление сроков их выполнения.

Приложение 2

Документация учителя-логопеда

Для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит на логопедическом пункте, предлагаются следующие виды документации:

1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт.

2. Журнал обследования устной и письменной речи.

3. Общая речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся.

4. Индивидуальные карточки учащихся.

5. Общий план методической работы на учебный год.

6. Перспективные планы работы на каждую группу учащихся на учебный год.

7. Ежедневные планы работы на каждую группу учащихся.

8. Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.

9. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).

10. Расписание занятий групп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела образования.

11. Паспорт логопедического кабинета, картотека оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

12. Копии отчетов о проделанной за учебный год работе.

Содержание III этапа (диагностического)

(2-я неделя)

1. Закрепление у студентов умений самостоятельно проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с речевой патологией, анализировать и оформлять результаты, составлять перспективный план коррекционной работы:

а) наблюдение за процедурой обследования младшего школьника с нарушением речи (задачи, разделы, приемы, формы обследования, используемый наглядный и дидактический материал, инструкции логопеда, виды помощи и т.д.);

б) психолого-педагогическое и логопедическое обследование студентом закрепленного за ним младшего школьника;

в) обсуждение студентами с учителем-логопедом и методистом кафедры результатов обследования; занесение данных обследования в речевые карты (приложение 3);

г) составление развернутого перспективного индивидуального плана работы с закрепленным за студентом учеником.

2. Предоставление старостой группы методисту кафедры графиков проведения зачетных логопедических занятий с точным указанием даты и времени проведения, вида и темы занятий (к концу 2-й недели).

Приложение 3

РЕЧЕВАЯ КАРТА

(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопункт)

1. Фамилия, имя, возраст.

2. Класс.

3. Домашний адрес, телефон.

4. Дата зачисления в логопедический пункт.

5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).

6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).

7. Заключение психиатра.

8. Состояние слуха.

9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.: какие части речи преимущественно употребляет: ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков;отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя-логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

Содержание IV этапа (коррекционно-воспитательной работы)

(3-7-я недели)

1. Наблюдение за детьми во время логопедических занятий.

2. Наблюдение за фронтальными (подгрупповыми) занятиями логопеда и их подробный анализ; фиксирование своих наблюдений в дневнике.

3. Разработка и самостоятельное проведение студентами фрагментов занятий и пробных фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных занятий (с конца 3-й и всю 4-ю неделю) (приложение 4).

4. Проведение студентами зачетных фронтальных (подгрупповых) и

индивидуальных логопедических занятий (приложение 5).

5. Анализ зачетных занятий и занесение результатов в дневник практики (приложение 6).

6. Составление психолого-педагогической характеристики на младшего школьника (приложение 7).

7. Изготовление наглядных пособий и дидактического материала.

8. Осуществление взаимодействия с родителями.

9. В течение одной недели после окончания практики предоставление студентами методисту необходимой отчетной документации.

Приложение 4

Требования к организации логопедических занятий

Периодичностьгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушений речевого развития.

Групповые занятияпроводятся:

- с обучающимися, имеющими ОНР; нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР - не менее 3 раз в неделю;

- с обучающимися, имеющими ФФН или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН или фонематическим недоразвитием речи - не менее 2-3 раз в неделю;

- с обучающимися, имеющими фонетический дефект - не менее

1-2 раз в неделю;

- с заикающимися обучающимися - не менее 3 раз в неделю.

Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут.

Для групповых занятий подбираются обучающиеся по возможности с однородными нарушениями в развитии и одинакового возраста.

Индивидуальныезанятия проводятся не менее 3 раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся:

-с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня (по Р.Е. Левиной);

- с обучающимися, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия,

ринолалия).

Продолжительность групповыхзанятий – 40 минут, индивидуального – 20 минут.

Приложение 5

Оформление конспекта занятия (примерный образец)

Титульный лист

Смоленский государственный университет

Факультет начального и специального образования

Кафедра специальной педагогики

КОНСПЕКТ

фронтального (индивидуального) логопедического занятия, проведенного студенткой_________________________на логопункте СШ № _________

г. ___________________

1. Дата проведения.

2. Тема и цель занятия.

3. Основные задачи занятия.

4. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.)

5. Речевой материал.

6. План занятия.

7. Ход занятия (с указанием инструкций логопеда, предполагаемых ответов детей, основных методических приемов на каждом этапе занятия).

Приложение 6

Наши рекомендации