Организация службы контроля качеством на предприятии

Система качества создается и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели. Политика предприятия в области качества формируется высшим руководством предприятия.

Система качества включает:

- обеспечение качества;

- управление качеством;

- улучшение качества.

Она создается руководством предприятия как средство реализации политики в области качества.

В системе качества функционируют заказчик (потребитель) и поставщик (изготовитель).

Система качества, обеспечивающая политику предприятия и достижение цели в области качества включает:

- Маркетинг, поиск и изучение рынка.

- Проектирование и /или разработка технических требований, разработка продукции.

- Материально-техническое снабжение.

- Подготовка и разработка технических процессов.

- Производство.

- Контроль, проведение испытаний и обследований.

- Упаковка и хранение.

- Реализация и распределение

- Монтаж и эксплуатация.

- Техническая помощь в обслуживании.

- Утилизация после использования.

Первичным является формирование и документальное оформление руководством фирмы (предприятия) политики в области качества.

При формировании политики могут быть следующие направления:

1. Улучшение экономического положения предприятия за счет улучшения качества;

2. Расширение или завоевание новых рынков сбыта;

3. Достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

4. Снижение дефектности и др.

Политика в области качества должна быть изложена в специальном документе, оформлена в виде программы. Общая система управления качеством может иметь подсистемы по отдельным видам продукции или деятельности фирмы.

Деятельность по гарантии качества включает:

- планирование и проектирование;

-проектирование технологических процессов и подготовка производства;

- изготовление;

- проверка качества;

- предотвращение ухудшения качества;

- реклама;

- сбыт;

- послепродажное обслуживание;

- получение информации от потребителя;

- проверка системы гарантии качества.

К настоящему моменту логистика как практическая деятельность устойчиво заняла свою нишу в управлении современными предприятиями. Логистический подход к объекту управления, инструменты и методы логистики применяются в самых различных областях менеджмента. Наличие логистического подразделения в компании уже не является чем-то необычным, а рассматривается как обязательная составляющая оргструктуры успешного предприятия. Область компетенции специалистов в сфере логистики охватывает управление самыми разными объектами - документооборот, людские потоки, информационные, финансовые и товарно-материальные. Именно управление товарно-материальными потоками, их оптимизация являются наиболее распространенными задачами менеджмента в среде коммерческих предприятий. Высокая стоимость используемых материальных ресурсов, широкая их номенклатура, большое число возможных поставщиков обусловливают привлечение логистических менеджеров к выработке стратегии материалообеспечения предприятия. При выборе вариантов стратегии специалисты-логистики способны рассчитать их эффективность с учетом временных и финансовых затрат на перемещение и хранение материальных ресурсов. Например, эффект от рационализации затрат на транспортировку и хранение может обусловить выбор поставщика, предлагающего материальные ресурсы по более высокой цене, но расположенного на удобных транспортных путях и принимающего на себя обязательства отгружать материальные ресурсы партиями в сроки и размерами, синхронизированными с производственным циклом предприятия-закупщика. Рассмотрение всех возможных вариантов материалообеспечения с учетом транспортных расходов и затрат на хранение материальных ресурсов позволяет оптимизировать совокупные материальные затраты предприятия.

5. Производственная логистика

5.1 Понятие материального потока

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем.

Материальный поток - это отнесенная к временному интервалу совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных логистических операций.

Совокупность ресурсов одного наименования, находящихся на всем протяжении от конкретного источника производства до момента потребления, образует элементарный материальный поток. Множество элементарных потоков, формирующихся на предприятии, составляет интегральный (общий) материальный поток, обеспечивающий нормальное функционирование предприятия.

Рис. 1. Схема движения материальных потоков

5.2 Понятие производственной логистики

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

Объектом изучения производственной логистики являются внутрипроизводственные логистические системы: промышленные предприятия; оптовые предприятия, имеющие складские сооружения; грузовые станции и др.

Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микроуровне.

На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источником материальных потоков.

На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой комплекс взаимосвязанных подсистем, образующих определенную целостность, единство. Это подсистемы: организация закупки, работы складов, транспортно-складская, управление движением материалов в производстве, организация сбыта продукции и др. Они обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри ее и выход из системы.

Основная задача производственной логистики состоит в создании и обеспечении эффективного функционирования интегрированной системы управления материальными потоками на предприятии.

Управление материальным потоком на промышленном предприятии представляет собой процесс целенаправленного воздействия на производственные подразделения, запятые продвижением материальных и информационных потоков из пункта производства в пункт потребления продукции.

Принятие управленческих решений осуществляется на основе данных о ходе выполнения производственных заказов, информации и ресурсах и потребительском спросе.

Рис. 2. Основные данные, используемые в процессе управления материальными потоками

С помощью поступающей с рынка сбыта и рынка снабжения информации формируется комплексный план производства, материального обеспечения и сбыта готовой продукции, в соответствии с которым организуется деятельность по выполнению заказов. По результатам проверки вырабатываются управленческие решения, направляемые на устранение отклонений от графика выполнения производственных заказов. Таким образом, в системе управления материальными потоками осуществляется циркуляция информации и формируется замкнутый контур управления с обратной связью.

Рис. 3. Система управления материальными потоками

6. Организация производства предприятия. Роль логистики в производственном процессе

На предприятиях по ходу движения материального потока с ним осуществляются различные логистические операции, которые в совокупности представляют сложный процесс превращения сырья, материалов, полуфабрикатов и других предметов труда в готовую продукцию.

Отраслевые особенности структуры предприятия

Отраслевая принадлежность почти всегда в той или иной мере оказы­вает влияние

на структуру предприятия и его размеры. Эти два фактора во многом связаны.

Например, малое предприятие не имеет возможнос­ти изготавливать многие виды

машин и материалов – автомобили, трак­торы, прокатные станы, химические

удобрения, нефтепродукты, желез­нодорожный транспорт и др.; они создаются

только на крупных пред­приятиях. Технология изготовления этой продукции не

укладывается в рамки малого или даже среднего предприятия. Вступает в силу

принцип естественной монополии, при котором объективно сама технология и

организация производства создают монополиста.

В то же время совершенно нецелесообразно создавать (и практически не

создаются) крупные предприятия по бытовому обслуживанию насе­ления –

мастерские по ремонту обуви, индивидуальному пошиву и ре­монту одежды,

парикмахерские, аптеки, столовые и др.

Структура предприятия непосредственно складывается под воздейст­вием

отраслевой технологии производства. Чем выше сложность техно­логического

процесса, тем разнообразней и более громоздкой оказыва­ется структура

предприятия, а следовательно, и его размеры.

В повседневной практике сложность технологического процесса определяется:

- многообразием способов воздействия на предметы труда, необходи­мых

для получения готового изделия;

- количеством технологических операций, которым подвергается изде­лие в

процессе производства;

- уровнем предельной точности исполнения технологических опера­ций.

Например, для изготовления на ЗИЛе одного грузового автомоби­ля средней

грузоподъёмности с дизельным двигателем требуется в общей сложности выполнить

около 200 тыс. операций, многие из которых, особенно заключительные,

выполняются с точностью до сотых долей миллиметра. Благодаря многообразию

способов и точно­сти обработки решаются важнейшие экономические задачи:

повыша­ется качество (надёжность и долговечность изделия), достигается

пол­ная взаимозаменяемость комплектующих узлов и деталей, что значи­тельно

снижает затраты на ремонты машин и оборудования, повы­шается

производительность.

Для машиностроительных предприятий в целом характерна сложная,

многоступенчатая технология, а поэтому и наиболее громоздкая струк­тура.

Напротив, для транспортной организации достаточно иметь гараж для

транспортных средств, небольшую ремонтную мастерскую и диспет­черскую.

Предприятия, продукция которых при изготовлении не требует использования

сложной технологии, преобладают в лёгкой, пищевой, автотранспортной

промышленности, бытовом обслуживании. Выпечка хлеба, пошив одежды,

транспортировка грузов и перевозка пассажиров на автомобилях не требуют

использования такого большого количества разнообразного оборудования и

привлечения высококвалифицирован­ных специалистов различных отраслей знаний,

как, например, при изго­товлении автомобиля. Поэтому в этих отраслях

промышленности воз­можна организация малых предприятий с упрощённой

организацией производства, допускается индивидуальная и семейная

производствен­ная деятельность.

К одной из важнейших отраслевых особенностей структуры предпри­ятия относится

территориальное размещение производственных единиц. В отраслях обрабатывающей

промышленности производственные и вспомогательные цехи, как правило,

размещаются компактно на одной площадке, поскольку связаны технологическим

процессом, жёсткими транспортными устройствами и не зависят от природно-

климатических условий.

В добывающих отраслях промышленности размещение шахт, сква­жин, разрезов

полностью зависит от места залегания ископаемых. По­этому эти предприятия,

как правило, разбросаны на большой терри­тории. Помимо дискретных

транспортных связей других прямых кон­тактов между отдельными

производственными точками здесь не со­здается.

Структура и специализация сельскохозяйственных предприятий в значительной

мере определяется размерами принадлежащих предприя­тию земельных угодий и

природно-климатическими условиями.

Несмотря на то, что основную массу товарной продукции на вну­тренние и

мировые рынки поставляют крупные сельскохозяйствен­ные предприятия (как

правило, многопрофильные хозяйства зерно­вого, животноводческого и

плодоовощного направления), наряду с ними могут свободно уживаться малые,

семейные фирмы – мастер­ские по ремонту сельскохозяйственных и транспортных

машин и механизмов, принадлежащих крупным фирмам, мастерские по пере­работке

сельхозпродукции и другие подсобные и кустарные промыс­лы, которые

технологически и организационно независимы и могут размещаться на отдаленных

участках.

Отдалённость между структурными подразделениями и большая протяженность

производственных площадей характерна для предприятий строительной

промышленности, железнодорожного и водного транспор­та, шоссейно-дорожного

хозяйства. Подрядные строительные организа­ции размещают объекты в

соответствии с желанием заказчиков незави­симо от какой-либо местной

внутренней структуры. Отдельные строи­тельные участки предприятий действуют

самостоятельно, а расстояние между ними может измеряться десятками и сотнями

километров. Общее между ними – это лишь единое административно-хозяйственное

управ­ление и техническое обслуживание.

В структуру предприятий железнодорожного, водного и трубопро­водного

транспорта входят станции, причалы, ремонтные базы и ангары для подвижного

состава. Предприятия этих отраслей, так же, как предприятия шоссейно-

дорожного хозяйства, организуются ис­ключительно по территориальному

признаку: по отрезкам дорог, вод­ных путей: Волжское пароходство, Байкало-

Амурская железнодорож­ная магистраль, Московская кольцевая дорога и др. Эти

предприятия включают в себя не только магистрали, определяющие их название,

но и весь арсенал средств, необходимых для обеспечения нормаль­ной работы

магистрали.

Наши рекомендации