Выбор формального и выявление
НЕФОРМАЛЬНОГО ЛИДЕРА(на примере группы)
Задание 1. Выбрать претендента на роль формально лидера в студенческой группе.
Исходные данные
Исходными данными будут ответы на вопросы, представленные в таблице….., позволяющие оценить каждого члена студенческой группы как претендента на роль формального лидера.
Теоретически положения
Формальная структура любого трудового коллектива отражает его производственными функциями и характеризуется взаимоотношениями, которые регулируются должностными инструкциями, требованиями к соблюдению трудовой дисциплины, приказами и распоряжениями. К формальной структуре относятся все официальные каналы, административно связывающие, специалистов и руководителей аппарата управления, мастера и рабочих в их деятельности.
Кроме административной субординации к формальной структуре коллектива относятся и технологические взаимосвязи работников, необходимые при выполнении трудовых функций. Нормальное функционирование коллектива зависит от хорошо спланированной и слаженной деятельности всех её участников. Эффективность их взаимодействия определяется степенью организации труда в рамках формальной структуры коллектива.
Ритмичная работа обусловливается чёткостью функционирования аппарата управления, умением его работников использовать данные им полномочия для организации и координации производственного процесса.
Руководить аппаратом управления должен начальник - формальный лидер (так как рассматриваемая структура - формальная), человек образованный, компетентный, обладающий организаторским чутьём, психологической совместимостью, умением уживаться с другими и с самим собой.
Кого назначить руководителем? Кому отдать предпочтение? Как разобраться, не ошибиться и назначить именно того человека, который соответствует всем предъявляемым требованиям? На эти вопросы поможет ответить предлагаемая анкета.
Методические указания к выполнению задания 1
Для определения претендента на роль формального лидера в студенческой группе каждому студенту необходимо вычертить анонимную анкету, включая в неё всех членов своей группы (таблица 6).
На вопросы надо отвечать честно, откровенно, справедливо, объективно.
Заполнить анкету, то есть способности, деловые, профессиональные, деловые, организаторские моральные и другие качества членов студенческой группы, как кандидата в руководители, предлагается с помощью индексов, расшифровка которых приведена в таблице 5.
Таблица 5 – Индексы оценки кандидатов на должности
Руководителей
Индекс | Расшифровка |
А – назначить | Наивысшее проявление качеств по данному вопросу |
Б– пожалуй, можно | Проявление качеств по данному вопросу |
В – недостоин | Средние способности |
Г – нельзя | Отсутствие необходимых качеств |
Д – возражение | От ответа воздержался |
На основании анкет, заполненных на отдельных листах индексами, составляется сводная структурная карта оценки качества коллектива (таблица 7)
Таблица 6 – Анкета(анонимная)оценки коллектива(студенческой группы)
Оценка качества и способностей кандидатов в руководители | Андреев П. | Бородин К. | Волков И. | Карпенко В. | Макеева Н. | Панов Д. | Савинова Л. |
I. Профессиональная компетентность | |||||||
1. Производственный опыт. Знание условий и технологии производства | А | А | Б | А | А | Б | В |
2. Профессиональные знания в области планирования, организации, управления, делопроизводства | Б | В | Г | Д | Д | А | Б |
3. Знания, опыт и навыки руководителя работы | Д | Д | А | В | Б | Д | Д |
II. Деловитость | |||||||
4. Умение вести дело | Б | Б | Б | Г | А | Б | Г |
5. Практичность и бережливость | Б | Б | А | Д | Д | Г | Г |
6. Находчивость, предприимчивость | А | Б | Б | В | В | В | А |
7. Рассудительность, самообладание, обязательность | Г | Д | Д | А | А | Б | В |
8. Умение генерировать идеи, анализировать ситуации и делать выводы | Б | В | А | В | Б | Б | Б |
9. Способность четко ставить и формулировать цели, находить оптимальные пути их достижения, принимать самостоятельные решения | Б | Б | В | В | Д | Д | В |
10. Уметь постоянно учитывать изменяющиеся условия, оправданно рисковать | А | А | А | Б | В | В | Б |
11. Способность смело и творчески подходить к делу, инициативность, самостоятельность | Г | Д | Д | В | Б | Д | Д |
12. Умение видеть перспективу, увязывать планы с реальными условиями, доводить начатое дело до конца | Б | В | В | Д | А | Б | В |
Окончание таблицы …
III. Организаторские качества | |||||||
13. Умение организовать слаженную работу коллектива, проверить исполнение | А | А | В | Б | А | В | Б |
14. Умение подбирать кадры, опираться на коллектив, контактировать с подчинёнными, коллегами, руководителями | Д | Б | Б | Г | Д | В | Д |
15. Способность завоевать авторитет и доверие, не приказывать, а убеждать | Б | А | В | Б | Д | Д | В |
16.Умение хорошо организовать свой личный труд, распределять время, быть дисциплинированным | В | Б | Б | А | А | В | Б |
IV. Моральные качества | |||||||
17. Порядочность и высокая внутренняя культура | Б | А | Б | Б | А | А | Б |
18. Вежливость, скромность, тактичность | Б | Б | А | А | Б | Б | Б |
19. Уравновешенность, выдержанность, терпимость | А | Б | Б | А | Б | Д | Д |
20. Чуткость и внимательность к подчинённым | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б |
21. Смелость, настойчивость | Б | Б | Б | Д | Д | В | Б |
22. Решительность, воля, оптимизм | Б | Б | Б | А | А | Д | Б |
23. Высокая работоспособность | В | А | А | Б | Б | Б | Б |
24. Хорошее здоровье | А | Б | Б | Б | Б | Б | Б |
25. Семейное положение | В | Д | Д | Б | Б | В | Д |
Всего: А | - | ||||||
Б | |||||||
В | |||||||
Г | |||||||
Д |
Таблица 7 – Сводная структурная карта оценки качества коллектива
Фамилии кандидатур | Общая сумма индексов | Структурное отношение индексов, % | Место | ||||||
А | Б | В | Г | Д | Сумма | А + Б | |||
Андреев П. | 72,0 | ||||||||
Бородин К. | 72,0 | ||||||||
Волков И. | 70,1 | ||||||||
Карпенко В. | 56,0 | ||||||||
Макеева Н. | 69,0 | ||||||||
Панов Д. | 44,0 | ||||||||
Савинова Л. | 50,0 |
Задание 2. Выявить неформального лидера в студенческой группе.
Для выявления неформального лидера необходимо:
· составить социометрические таблицы;
· определить коэффициент сплочённости;
· рассчитать социометрические индексы;
· произвести выбор лидера.
В качестве исходных данных используется социометрическая таблица (таблица 8).
Таблица 8 – Социометрическая таблица
Кто выбирает | Номер выбираемого | Число отданных выборов | ||||||||
«+» | «–» | всего | ||||||||
1. Андреев П. | + | + | + | + | ||||||
2. Бородин К. | - | + | + | - | + | + | ||||
3. Волков И. | + | + | - | - | + | |||||
4. Карпенко В. | - | + | + | |||||||
5. Макеева Н. | + | + | + | + | + | |||||
6. Панов Д. | + | + | + | |||||||
7. Савинова Л. | + | + | + | |||||||
Число полученных выборов | ||||||||||
«+» | ||||||||||
«–» | ||||||||||
всего |
Теоретические положения
Неформальная структура коллектива основана на неофициальных отношениях, зависящих от симпатий и антипатий людей. Эта структура является внутренней, подчас незримой, и создаётся на основе субъективных связей между людьми, которые больше симпатизируют и доверяют друг другу вне всякой зависимости от того, обусловлено данное взаимодействие какими-либо официальными предписаниями вышестоящего администратора. Изучение неофициальных отношений важно потому, что они в значительной мере обусловливают психологический климат в трудовом коллективе. Знание этих взаимоотношений помогает руководителю в организации трудового процесса.
С действием неформальной структуры тесно связан психологический климат – реальное состояние взаимоотношений людей в коллективе как участников совместной деятельности.
Сработанность, слаженность коллектива определяется степенью единства формальной и неформальной структур на основе благоприятного климата психологического климата. Чем выше эта степень, тем больших успехов может добиться коллектив в своей производственной деятельности. Руководителю рекомендуется балансировать систему официальных и неофициальных отношений, улучшая психологическую атмосферу в коллективе.
Методические указания к выполнению задания 2
Авторитет руководителя в значительной мере определяется тем, является ли он неформальным лидером в данном коллективе, испытывает ли коллектив потребность именно в данном руководителе.
Для этого необходимо оценить характер взаимосвязей членов коллектива, определить общую социально-психологическую обстановку и выявить неформального лидера коллектива с помощью ответов на вопросы, которые затрагивают сферу официальных взаимоотношений. Критерии можно ценить по-разному, например, дублирую идеи:
· кого из предлагаемых кандидатов Вы более всего хотели бы видеть в роли руководителя?
· с кем из предлагаемых кандидатов Вы менее всего хотели бы работать как со своим руководителем?
· с кем Вы больше всех хотели бы работать?
Для выявления неформального лидера студенческой группы надо составить социометрическую таблицу (таблица …), и каждому студенту заполнить только свою строку. Заполнение таблицы должно быть строго самостоятельным и по возможности анонимным.
Приняты следующие условные обозначения:
«+» - положительный выбор (чувство симпатии, уважения);
«–» - отрицательный выбор (чувство антипатии, неуважения);
«0» - нулевой выбор (безразличие).
По результатам заполнения социометрической таблицы можно судить о степени и характере влияния каждого члена группы на остальных лиц, о потребности в общении с ними.
Количественный анализ результатов производят по коэффициентам сплочённости и социометрическим индексам.
Коэффициент сплочённости определяется как отношение общего количества положительных выборов к общему количеству возможных выборов
Пример. Выбор неформального лидера на основе социометрического опроса и заполнения таблицы (таблица …)в коллективе из семи человек.
В примере коэффициент сплочённости будет равен
Такой коэффициент свидетельствует о достаточно высоком уровне сплочённости коллектива.
Затем рассчитываются социометрические индексы.
Положительный статус i-ого члена коллектива определяется по формуле
Отрицательный статус i-ого члена коллектива определяется по формуле
В примере получены следующие индексы:
положительные
;
отрицательные ,
В данном примере неформальным лидером является Савинова Л., у неё шесть положительных выборов из шести возможных, и совсем нет отрицательных, а также «)».
Ярко выраженного изолированного члена коллектива, то есть обладающего наименьшей притягательностью, нет, что подтверждается коэффициентом сплочённости.
Практическое занятие № 3
РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ