Выбор формального и выявление

НЕФОРМАЛЬНОГО ЛИДЕРА(на примере группы)

Задание 1. Выбрать претендента на роль формально лидера в студенческой группе.

Исходные данные

Исходными данными будут ответы на вопросы, представленные в таблице….., позволяющие оценить каждого члена студенческой группы как претендента на роль формального лидера.

Теоретически положения

Формальная структура любого трудового коллектива отражает его производственными функциями и характеризуется взаимоотношениями, которые регулируются должностными инструкциями, требованиями к соблюдению трудовой дисциплины, приказами и распоряжениями. К формальной структуре относятся все официальные каналы, административно связывающие, специалистов и руководителей аппарата управления, мастера и рабочих в их деятельности.

Кроме административной субординации к формальной структуре коллектива относятся и технологические взаимосвязи работников, необходимые при выполнении трудовых функций. Нормальное функционирование коллектива зависит от хорошо спланированной и слаженной деятельности всех её участников. Эффективность их взаимодействия определяется степенью организации труда в рамках формальной структуры коллектива.

Ритмичная работа обусловливается чёткостью функционирования аппарата управления, умением его работников использовать данные им полномочия для организации и координации производственного процесса.

Руководить аппаратом управления должен начальник - формальный лидер (так как рассматриваемая структура - формальная), человек образованный, компетентный, обладающий организаторским чутьём, психологической совместимостью, умением уживаться с другими и с самим собой.

Кого назначить руководителем? Кому отдать предпочтение? Как разобраться, не ошибиться и назначить именно того человека, который соответствует всем предъявляемым требованиям? На эти вопросы поможет ответить предлагаемая анкета.

Методические указания к выполнению задания 1

Для определения претендента на роль формального лидера в студенческой группе каждому студенту необходимо вычертить анонимную анкету, включая в неё всех членов своей группы (таблица 6).

На вопросы надо отвечать честно, откровенно, справедливо, объективно.

Заполнить анкету, то есть способности, деловые, профессиональные, деловые, организаторские моральные и другие качества членов студенческой группы, как кандидата в руководители, предлагается с помощью индексов, расшифровка которых приведена в таблице 5.

Таблица 5 – Индексы оценки кандидатов на должности

Руководителей

Индекс Расшифровка
А – назначить Наивысшее проявление качеств по данному вопросу
Б– пожалуй, можно Проявление качеств по данному вопросу
В – недостоин Средние способности
Г – нельзя Отсутствие необходимых качеств
Д – возражение От ответа воздержался

На основании анкет, заполненных на отдельных листах индексами, составляется сводная структурная карта оценки качества коллектива (таблица 7)

Таблица 6 – Анкета(анонимная)оценки коллектива(студенческой группы)

Оценка качества и способностей кандидатов в руководители Андреев П. Бородин К. Волков И. Карпенко В. Макеева Н. Панов Д. Савинова Л.
I. Профессиональная компетентность
1. Производственный опыт. Знание условий и технологии производства А А Б А А Б В
2. Профессиональные знания в области планирования, организации, управления, делопроизводства Б В Г Д Д А Б
3. Знания, опыт и навыки руководителя работы Д Д А В Б Д Д
II. Деловитость
4. Умение вести дело Б Б Б Г А Б Г
5. Практичность и бережливость Б Б А Д Д Г Г
6. Находчивость, предприимчивость А Б Б В В В А
7. Рассудительность, самообладание, обязательность Г Д Д А А Б В
8. Умение генерировать идеи, анализировать ситуации и делать выводы Б В А В Б Б Б
9. Способность четко ставить и формулировать цели, находить оптимальные пути их достижения, принимать самостоятельные решения Б Б В В Д Д В
10. Уметь постоянно учитывать изменяющиеся условия, оправданно рисковать А А А Б В В Б
11. Способность смело и творчески подходить к делу, инициативность, самостоятельность Г Д Д В Б Д Д
12. Умение видеть перспективу, увязывать планы с реальными условиями, доводить начатое дело до конца Б В В Д А Б В


Окончание таблицы …

III. Организаторские качества
13. Умение организовать слаженную работу коллектива, проверить исполнение А А В Б А В Б
14. Умение подбирать кадры, опираться на коллектив, контактировать с подчинёнными, коллегами, руководителями Д Б Б Г Д В Д
15. Способность завоевать авторитет и доверие, не приказывать, а убеждать Б А В Б Д Д В
16.Умение хорошо организовать свой личный труд, распределять время, быть дисциплинированным В Б Б А А В Б
IV. Моральные качества
17. Порядочность и высокая внутренняя культура Б А Б Б А А Б
18. Вежливость, скромность, тактичность Б Б А А Б Б Б
19. Уравновешенность, выдержанность, терпимость А Б Б А Б Д Д
20. Чуткость и внимательность к подчинённым Б Б Б Б Б Б Б
21. Смелость, настойчивость Б Б Б Д Д В Б
22. Решительность, воля, оптимизм Б Б Б А А Д Б
23. Высокая работоспособность В А А Б Б Б Б
24. Хорошее здоровье А Б Б Б Б Б Б
25. Семейное положение В Д Д Б Б В Д
Всего: А -
Б
В
Г
Д

Таблица 7 – Сводная структурная карта оценки качества коллектива

Фамилии кандидатур Общая сумма индексов Структурное отношение индексов, %   Место  
А Б В Г Д Сумма А + Б
Андреев П. 72,0
Бородин К. 72,0
Волков И. 70,1
Карпенко В. 56,0
Макеева Н. 69,0
Панов Д. 44,0
Савинова Л. 50,0

Задание 2. Выявить неформального лидера в студенческой группе.

Для выявления неформального лидера необходимо:

· составить социометрические таблицы;

· определить коэффициент сплочённости;

· рассчитать социометрические индексы;

· произвести выбор лидера.

В качестве исходных данных используется социометрическая таблица (таблица 8).

Таблица 8 – Социометрическая таблица

Кто выбирает Номер выбираемого Число отданных выборов
«+» «–» всего
1. Андреев П.   + + + +
2. Бородин К. -   + + - + +
3. Волков И. +   + - - +
4. Карпенко В. - +   +
5. Макеева Н. + + +   + +
6. Панов Д. + +   +
7. Савинова Л. + + +  
Число полученных выборов
«+»    
«–»    
всего    

Теоретические положения

Неформальная структура коллектива основана на неофициальных отношениях, зависящих от симпатий и антипатий людей. Эта структура является внутренней, подчас незримой, и создаётся на основе субъективных связей между людьми, которые больше симпатизируют и доверяют друг другу вне всякой зависимости от того, обусловлено данное взаимодействие какими-либо официальными предписаниями вышестоящего администратора. Изучение неофициальных отношений важно потому, что они в значительной мере обусловливают психологический климат в трудовом коллективе. Знание этих взаимоотношений помогает руководителю в организации трудового процесса.

С действием неформальной структуры тесно связан психологический климат – реальное состояние взаимоотношений людей в коллективе как участников совместной деятельности.

Сработанность, слаженность коллектива определяется степенью единства формальной и неформальной структур на основе благоприятного климата психологического климата. Чем выше эта степень, тем больших успехов может добиться коллектив в своей производственной деятельности. Руководителю рекомендуется балансировать систему официальных и неофициальных отношений, улучшая психологическую атмосферу в коллективе.

Методические указания к выполнению задания 2

Авторитет руководителя в значительной мере определяется тем, является ли он неформальным лидером в данном коллективе, испытывает ли коллектив потребность именно в данном руководителе.

Для этого необходимо оценить характер взаимосвязей членов коллектива, определить общую социально-психологическую обстановку и выявить неформального лидера коллектива с помощью ответов на вопросы, которые затрагивают сферу официальных взаимоотношений. Критерии можно ценить по-разному, например, дублирую идеи:

· кого из предлагаемых кандидатов Вы более всего хотели бы видеть в роли руководителя?

· с кем из предлагаемых кандидатов Вы менее всего хотели бы работать как со своим руководителем?

· с кем Вы больше всех хотели бы работать?

Для выявления неформального лидера студенческой группы надо составить социометрическую таблицу (таблица …), и каждому студенту заполнить только свою строку. Заполнение таблицы должно быть строго самостоятельным и по возможности анонимным.

Приняты следующие условные обозначения:

«+» - положительный выбор (чувство симпатии, уважения);

«–» - отрицательный выбор (чувство антипатии, неуважения);

«0» - нулевой выбор (безразличие).

По результатам заполнения социометрической таблицы можно судить о степени и характере влияния каждого члена группы на остальных лиц, о потребности в общении с ними.

Количественный анализ результатов производят по коэффициентам сплочённости и социометрическим индексам.

Коэффициент сплочённости определяется как отношение общего количества положительных выборов к общему количеству возможных выборов

выбор формального и выявление - student2.ru

Пример. Выбор неформального лидера на основе социометрического опроса и заполнения таблицы (таблица …)в коллективе из семи человек.

В примере коэффициент сплочённости будет равен

выбор формального и выявление - student2.ru

Такой коэффициент свидетельствует о достаточно высоком уровне сплочённости коллектива.

Затем рассчитываются социометрические индексы.

Положительный статус i-ого члена коллектива определяется по формуле

выбор формального и выявление - student2.ru

Отрицательный статус i-ого члена коллектива определяется по формуле

выбор формального и выявление - student2.ru

В примере получены следующие индексы:

положительные выбор формального и выявление - student2.ru выбор формального и выявление - student2.ru выбор формального и выявление - student2.ru

выбор формального и выявление - student2.ru выбор формального и выявление - student2.ru выбор формального и выявление - student2.ru выбор формального и выявление - student2.ru ;

отрицательные выбор формального и выявление - student2.ru выбор формального и выявление - student2.ru выбор формального и выявление - student2.ru ,

выбор формального и выявление - student2.ru выбор формального и выявление - student2.ru

В данном примере неформальным лидером является Савинова Л., у неё шесть положительных выборов из шести возможных, и совсем нет отрицательных, а также «)».

Ярко выраженного изолированного члена коллектива, то есть обладающего наименьшей притягательностью, нет, что подтверждается коэффициентом сплочённости.

Практическое занятие № 3

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ

Наши рекомендации