Сущность, цели, формы и показатели уровня концентрации
Концентрация – это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.
В качестве целей концентрации можно назвать:
- гарантия сырьевой базы и сбыта. Например, фабрика целлюлозы, бумажная фабрика, типография и издательство газет договариваются о взаимном сотрудничестве;
- увеличение сбыта продукции и услуг путем совместной распродажи. Например, бюро путешествий и производители одежды для отдыха, туризма и путешествий объединяются;
- получение более высоких доходов путем ограничения и исключения конкуренции, т.е. фактически за счет монополизации рынка;
- гарантия занятости путем планирования заданий, которые превосходят производственные и финансовые возможности отдельного предприятия. Несколько строительных предприятий объединяются в большой строительный трест для увеличения объемов выполняемых заказов;
- повышение технического уровня производства за счет совместного проведения дорогостоящих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Например, создание исследовательского общества ограниченной ответственности с капиталовложениями нескольких предприятий различных отраслей промышленности (автомобильной, химической, электротехнической и энергосистем);
- повышение уровня хозяйствования благодаря рационализации процесса производства, формирования ассортимента, использованию общих норм и нормативов, стандартов, специализации производства и т.п.;
- поддержание конкурентоспособности на мировом уровне. В качестве примера можно рассмотреть соглашение автозаводов одного государства об общей распродаже автомобилей на иностранных рынках.
Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:
- увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия);
- увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);
- развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия - комбинаты);
- развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.
Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:
- увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;
- применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;
- одновременного увеличения машин, оборудования, как прежнего технического уровня, так и более современного;
С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации – интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.
Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию.
Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.
Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой – либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.
Примером концентрации является концерн.
Концерн – это горизонтально-вертикальное и неорганичное объединение предприятий, которые, оставаясь в правовом отношении самостоятельными, отказались от своей экономической самостоятельности в пользу единого руководства.
Акционерное общество объединенных сталелитейных заводов получает большинство акций у акционерного общества металлургических комбинатов. Акционерное общество металлургических комбинатов остается под именем своей фирмы, но его деловая политика в будущем будет определяться правлением акционерного общества объединенных сталелитейных заводов. Различают:
Подчиненные концерны, в которых одно предприятие подчиняет себе одно или несколько других.
- Предприятие (высшее или материнское общество) подчиняет себе другое (низшее или дочернее общество) через капитал или большинство голосов.
Высшее общество – это обычно общество прикрытия. Оно присваивает большую часть капитала или голосов других предприятий в обмен на собственные акции или продает их на рынках капитала. Общество прикрытия является чисто финансовой и административной организацией без производства.
- Предприятие передает функции собственного управления другому по договору о подчинении. Переплетения капиталов в этом случае не требуется.
Координационные концерны – это концерны, в которых предприятия собраны под единым управлением, не имея при этом зависимости друг от друга. При такой связи предприятия остаются в правовом отношении независимыми. Их экономическая независимость ограничивается тем, что каждое предприятие получает более 25% капитальных вкладов другого предприятия (запрещающее меньшинство). Предприятия имеют взаимное влияние на общее руководство (сестринские общества).
При наличии связей между концернами связанные предприятия на основе договоров о полном или частичном ассигновании или объединении прибыли, о производственной аренде или о передаче производственных мощностей и т.д.
Законодательством предусматривается правовое регулирование деятельности связанных предприятий.
Обязанности правлений:
- Сообщать председателям контрольных советов, контрольным советам и общим собраниям обо всех важных событиях на связанных предприятиях, которые могут повлиять на изменение положения общества.
- Отказывать в справке, если это не повлечет отрицательных последствий для связанных предприятий.
- Не допускать к контролю особых проверяющих, которые состоят в определенных отношениях с одним из связанных предприятий.
- Показывать в балансе затраты и накопления по отношению к связанным предприятиям, инвестиции в главенствующее общество капитала.
- Предоставлять статистические данные в дополнение к годовому отчету и справке о положении дел для выяснения взаимного финансирования связанных предприятий. Отчет в концерне.
Отдельные предприятия составляют годовые отчеты, затем высшее руководство готовит итоговый отчет концерна, который учитывает итоги деятельности всех предприятий концерна внутри страны.