Двумерные учения о лидерстве.
Группа ученых университета штата Огайо разработала систему, согласно которой, поведение классифицировалось по двум параметрам:
§ структуре работы;
§ вниманию к подчиненным
Согласно этой точке зрения, руководители могут оказывать влияние на людей своим поведением, которое различается по этим двум критериям. Структура, как переменная, подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения с ней, распределяет производственные роли между подчиненными, расписывает задания и объясняет требования к их выполнению, планирует и составляет графики работ, разрабатывает подходы к выполнению работ, передает свое беспокойство о выполнении задания.
Внимание к подчиненным подразумевает поведение, которое влияет на людей, апеллируя к потребностям более высокого уровня, строя взаимоотношения на основе доверия, взаимоуважения и т.д.
Руководитель участвует в двустороннем общении, допускает участие подчиненных в принятии решений, общается в одобрительной не угрожающей манере, дает возможность людям удовлетворять свои потребности, связанные с работой.
На основе проведенных исследований, было выявлено, что люди могут вести себя с разной степенью внимания к подчиненным и структурированию проблем. 4 возможных комбинации элементов в руководстве были отображены графически.
Высокая Внимание | Низкая степень структурирования Высокая степень внимания к подчиненным | Высокая степень структурирования Высокая степень внимания к подчиненным |
Низкая степень структурирования Низкая степень внимания к подчиненным | Высокая степень структурирования Низкая степень внимания к подчиненным | |
Низкая | Структура | Высокая |
Рисунок 3. Комбинации размерностей стилей руководства по классификации университета Огайо.
Несмотря на то, что самая высокая производительность ассоциировалась с руководителем, который владеет и тем и другим стилем поведения, более поздние исследования показали, что эта классификация применила не ко всем ситуациям.
Управленческая решетка.
Концепция подхода эффективности руководства по двум критериям, разработанная в университете штата Огайо, была модифицирована и популяризована Блейком и Мутоном, которые построили схему, то есть решетку, включавшую 5 основных стилей руководства.
Рисунок 4. Управленческая решетка.
Степень учета интересов людей | 1.9 | 9.9 | ||||||||
5.5 | ||||||||||
1.1 | 9.1 | |||||||||
Степень учета интересов производства
Авторы описывают среднюю и четыре крайних позиции так:
1.1. Обедненное управление (страх перед бедностью).
Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.
Применение минимальных усилий для достижения необходимых производственных результатов достаточно для сохранения членства организации.
1.9 Дом отдыха.
Руководитель сосредотачивается на хороших теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботиться об эффективности выполнения задания. Скрупулезное внимание к удовлетворению потребностей людей ведет к созданию комфортной дружелюбной атмосферы и рабочему режиму в организации.
9.1 Власть подчинения.
Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Эффективность производства в данном случае зависит от создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени.
5.5 Организационное управление.
Руководитель достигает приемлемого качества управления, находя баланс между необходимостью в производственных результатах и поддержания на удовлетворительном уровне морального настроя людей.
9.9. Групповое управление (команда).
Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность, а также ведет к созданию взаимоотношений, основанных на доверии.
Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также отмечали, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка или сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым, повышая эффективность своей работы. Несмотря на то, что было проведено немного эмпирических исследований, есть множество примеров, свидетельствующих об эффективности этой управленческой решетки.