Общая характеристика социально-экономической ситуации

Показатели 2010 год 2010 год в % к 2009 году Справочно: 2009 год в % к 2008 году
Бюджетная система
Исполнение консолидированного бюджета Республики Коми, млн. рублей:        
доходы 49551,0 109,2 103,3
расходы 48565,6 104,6 104,7
профицит (дефицит) 985,4 х х
Государственный долг Республики Коми, млн. рублей 5367,31) 93,32) 181,42)
Промышленность
Индекс промышленного производства 100,3 98,3
Добыча полезных ископаемых 100,4 98,2
Обрабатывающие производства 100,8 97,9
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 98,1 99,3
Жилищное строительство
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. м – всего 81,2 67,6 65,2
в том числе индивидуальными застройщиками 42,7 84,2 73,9
Инвестиции
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей 69,23)4) 81,93)4) 159,0
Доходы населения
Денежные доходы в расчете на душу населения, рублей 21713,3 107,9 108,0
Реальные среднедушевые денежные доходы, % 101,7 96,4
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника, рублей 248613) 110,73) 113,7
Реальная среднемесячная заработная плата, % 104,53) 101,5
Цены (декабрь к декабрю предыдущего года)
Индекс потребительских цен 108,1 108,6
Индекс цен производителей промышленных товаров 118,8 126,4
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции 107,2 119,9
Сводный индекс цен строительной продукции 107,3 99,8
Индекс тарифов на грузовые перевозки 146,6 86,8
Потребительский рынок
Оборот розничной торговли, млрд. рублей 121,3 102,5 88,0
Оборот оптовой торговли, млрд. рублей 67,5 108,1 69,0
Оборот общественного питания, млрд. рублей 4,9 101,4 99,8
Объем платных услуг населению, млрд. рублей 34,5 101,5 99,4

1) – на 1 января.

2) – к 1 января предыдущего года.

3) – январь-ноябрь 2010 года; к январю-ноябрю предыдущего года.

4) – по крупным организациям.

В Республике Коми в течение 2010 года сохранялась достаточно стабильная социально-экономическая ситуация. Сложилась положительная динамика отдельных показателей социально-экономического развития:

снижение задолженности организаций в бюджеты всех уровней;

увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему в целом, в том числе в бюджеты всех уровней;

рост доходов консолидированного бюджета Республики Коми;

умеренный рост объемов промышленного производства в целом;

увеличение объемов добычи естественного газа, угля

увеличение объемов производства бензина автомобильного, мазута топочного;

рост объемов производства бумаги, фанеры, древесностружечных плит, пиломатериалов, древесноволокнистых плит;

увеличение объемов производства в сельскохозяйственных организациях;

рост объемов производства продукции растениеводства;

увеличение объемов производства отдельных пищевых продуктов;

увеличение объемов грузовых перевозок и перевозок пассажиров транспортом общего пользования;

рост объемов услуг связи;

снижение уровня инфляции;

снижение естественной убыли и смертности населения;

снижение уровня зарегистрированной безработицы;

рост номинальной и реальной заработной платы работников организаций;

увеличение оборота розничной и оптовой торговли, платных услуг населению;

уменьшение количества зарегистрированных преступлений.

Наряду с положительными тенденциями в экономике и социальной сфере республики наблюдались и негативные, основные из которых:

сохранение значительной суммы задолженности организаций по платежам в бюджетную систему Российской Федерации;

снижение объемов инвестиций в основной капитал;

снижение объемов поступивших в экономику республики иностранных инвестиций;

сокращение объемов добычи нефти;

снижение объемов производства дизельного топлива;

снижение объемов производства лесоматериалов, картона;

сокращение объемов производства электроэнергии, теплоэнергии;

снижение объемов сельскохозяйственного производства в целом;

снижение объемов производства продукции животноводства;

уменьшение объемов лесозаготовительного производства;

уменьшение объемов жилищного строительства;

снижение рождаемости населения и увеличение миграционного оттока;

рост суммы просроченной задолженности по заработной плате.

Система государственного управления

Административная реформа

В 2010 году в Республике Коми продолжена работа в рамках направлений административной реформы, которая направлена на повышение эффективности государственного и муниципального управления в Республике Коми, создание механизмов ответственности государственной и местной власти в Республике Коми перед населением.

Для реализации мероприятий административной реформы в Республике Коми в течение 2010 года разработано и принято более 50 правовых актов Республики Коми.

В сфере реформирования системы государственного управления в Республике Коми применяются такие инструменты бюджетирования, ориентированного на результат, как государственные задания и доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования в Республике Коми (далее – доклады).

В 2010 году государственные задания и доклады разработаны, утверждены и размещены на Интернет-портале Республики Коми 29 субъектами бюджетного планирования.

В конце 2010 года разработана Программа повышения эффективности бюджетных расходов Республики Коми на период до 2012 года, в рамках которой планируется продолжить совершенствование результативных принципов управления.

С целью внедрения мотивационных механизмов в государственном управлении:

- принято Положение об особом порядке оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Коми в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности;

- разработан проект указа Главы Республики Коми, регламентирующий порядок премирования лиц, замещающих государственные должности Республики Коми в системе исполнительной власти Республики Коми, в зависимости от показателей эффективности и результативности деятельности.

С 2007 года проводится оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Коми.

К началу 2011 года в республике сформирована комплексная система оценки, которая включает в себя оценку:

деятельности Правительства Республики Коми, органов исполнительной власти Республики Коми по реализации полномочий, установленных законодательством;

деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Коми, по реализации полномочий, установленных законодательством;

деятельности по реализации Указов Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 (об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и от 28 апреля 2008 г. №607 (об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления).

В конце 2010 года разработана новая структура комплексной системы оценки, в которой расширено количество объектов оценки (от Правительства Республики Коми до государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов, образованных Главой Республики Коми, муниципальных служащих).

С целью комплексного внедрения системы результативного управления, затрагивающего все уровни управления, в том числе и муниципальный, в 2010 году утверждена Концепция повышения эффективности государственного и муниципального управления в Республике Коми на период до 2020 года.

В Республике Коми организован процесс регламентации государственных (муниципальных) функций и услуг.

Сформирована необходимая нормативная правовая и методическая база, регулирующая порядок разработки административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), а также проведения мониторинга их применения (далее – административные регламенты).

К концу 2010 года органами исполнительной власти Республики Коми разработано 288 административных регламентов, из них утверждены 220. Муниципалитетами Республики Коми разработано 189 проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг, из них утверждены – 61.

В Республике Коми в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р реализованы первые два этапа процесса перевода услуг на предоставление в электронной форме.

К концу 2010 года на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Коми размещены сведения:

- по 156 государственным услугам и услугам государственных организаций;

- по 87 муниципальным услугам и услугам муниципальных организаций.

Кроме того, на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Коми реализована возможность копирования и заполнения форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг:

- по 122 государственным услугам и услугам, предоставляемым государственными учреждениями;

- по 59 муниципальным услугам и услугам, предоставляемым муниципальными учреждениями.

В 2010 году продолжена работа по созданию и модернизации основных элементов электронного правительства.

В 2010 году начато внедрение системы электронного документооборота в пилотных ведомствах (Администрация Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, Министерство финансов Республики Коми).

На базе 20 региональных и муниципальных библиотек открыты центры общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти Республики Коми, в том числе к информации органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

В 2010 году работа по созданию (развитию) центров предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» проведена в пяти городах республики: Сыктывкар, Воркута, Печора, Усинск, Ухта.

В сфере проведения антикоррупционной политики в полном объеме выполнен План мероприятий по противодействию коррупции в Республике Коми на 2009-2010 годы, утвержденный распоряжением Правительства Республики Коми от 24 сентября 2008 г. № 332-р.

С 2010 года реализуется долгосрочная республиканская целевая программа «Противодействие коррупции в Республике Коми (2010-2012 годы)», определяющая задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции.

С целью повышения качества принимаемых решений государственными гражданскими служащими Республики Коми и муниципальными служащими Республики Коми по вопросам реализации административной реформы в 2010 году организовано и проведено обучение 36 государственных и 261 муниципальных служащих по программам курсов повышения квалификации, профессиональной подготовки, тренингам и семинарам, проводимым Коми республиканской академией государственной службы и управления, Институтом дополнительного профессионального образования Сыктывкарского государственного университета и Сыктывкарским лесным институтом.

Основные проблемы развития:

не внедрены электронный документооборот и система межведомственного электронного взаимодействия, как на уровне региональных органов власти, так и муниципалитетов;

отсутствие необходимых навыков и компетенции у специалистов органов исполнительной власти, осуществляющих перевод услуг в электронный вид.

Бюджетная система

Показатели 2010 год 2010 год в % к 2009 году Справочно: 2009 год в % к 2008 году
Исполнение консолидированного бюджета Республики Коми, млн. рублей:        
доходы 49551,0 109,2 103,3
расходы 48565,6 104,6 104,7
профицит (дефицит) 985,4 х х
Государственный долг Республики Коми, млн. рублей 5367,31) 93,32) 181,42)
Поступление налоговых платежей во все уровни бюджетов, млн. рублей 80413,7 115,4 67,4
в том числе: в федеральный бюджет 42259,1 118,9 52,8
в консолидированный бюджет Республики Коми 38154,6 111,8 94,7
Удельный вес налоговых поступлений в федеральный бюджет, % 52,6 +1,6 п.п. - 14,1 п.п.
Задолженность по налоговым платежам, пеням и санкциям в бюджетную систему Российской Федерации, млн. рублей 10432,5 98,8 91,8

1) – на 1 января.

2) – к 1 января предыдущего года.

На 1 января 2011 года доходы консолидированного бюджета Республики Коми составили 49551 млн. рублей, что на 9,2%, или на 4187,3 млн. рублей, больше по сравнению с уровнем доходов, полученных за 2009 год. По итогам 2010 года годовой план по доходам исполнен на 101,8%.

Из общей суммы доходов консолидированного бюджета Республики Коми 75,2% составляют налоговые доходы, 8,2% – неналоговые доходы, 16,6% – безвозмездные поступления из федерального бюджета.

Доходы консолидированного бюджета Республики Коми без учета безвозмездных поступлений из вышестоящего бюджета за 2010 год составили 41328,9 млн. рублей. Данный показатель к уровню 2009 года увеличился на 17,5%, или на 6159,8млн. рублей, за счет повышения как налоговых, так и неналоговых доходов.

Объем налоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет Республики Коми за 2010 год, составил 37241,7 млн. рублей. Увеличение налоговых доходов за 2010 год по сравнению с уровнем 2009 года составило 12,6%, или 4153,1 млн. рублей.

Общая характеристика социально-экономической ситуации - student2.ru

Наибольший удельный вес в налоговых поступлениях отмечен по налогу на доходы физических лиц – 40,9%. В сравнении с уровнем 2009 года по данному виду налога произошло увеличение на 8,9%, или на 1249,9 млн. рублей.

Удельный вес налога на прибыль организаций в объеме налоговых доходов составил 33,6%. Прирост поступлений по данному налогу к уровню прошлого года составил 31,2%, или 2976,7 млн. рублей.

Удельный вес налогов на имущество в объеме налоговых доходов в 2010 году составил 13,7%, что на 1,6 процентного пункта выше уровня 2009 года. Поступления по данному виду налога возросли на 0,7%, или на 34,5 млн. рублей.

Удельный вес налогов на совокупный доход в общем объеме налоговых доходов составил 4,0%. Увеличение поступлений в 2010 году по данному показателю составило 19,5% к уровню прошлого года.

За 2010 год сумма акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, увеличилась на 673,8 млн. рублей, или на 42,9%.

Поступления по налогу на добычу полезных ископаемых в 2010 году уменьшились по сравнению с уровнем 2009 года на 69,8%, или на 1048 млн. рублей, и составили 1,2% от всех налоговых поступлений.

В 2010 году неналоговые доходы консолидированного бюджета Республики Коми составили 4087,2 млн. рублей, что на 96,5%, или на 2006,7 млн. рублей, больше объема неналоговых доходов, поступивших за 2009 год.

За 2010 год в консолидированный бюджет Республики Коми из вышестоящего бюджета поступило безвозмездных поступлений на сумму 8222,1 млн. рублей. По сравнению с уровнем прошлого года, данные поступления снизились на 19,3%, или на 1972,5 млн. рублей.

Из общего объема безвозмездных поступлений 24,2% составляют дотации; 31,6% – субвенции на исполнение государственных полномочий, передаваемых с федерального уровня; 18,1% – субсидии; 26,1% – иные межбюджетные трансферты, поступления.

Расходы консолидированного бюджета Республики Коми за 2010 год составили 48565,6 млн. рублей, что на 4,6%, или на 2150,5 млн. рублей, больше объема произведенных расходов за 2009 год. Годовой план по расходам за 2010 год исполнен на 95,3%.

Общая характеристика социально-экономической ситуации - student2.ru

Более 57,0% расходов консолидированного бюджета Республики Коми было направлено на финансирование социально-культурной сферы: образования (26,9%), социальной политики (16,4%), здравоохранения и спорта (10,9%), культуры, кинематографии и средств массовой информации (2,9%).

По сравнению с уровнем 2009 года увеличились расходы по следующим разделам консолидированного бюджета Республики Коми: национальная оборона – на 10,1 млн. рублей, или на 53,9%; жилищно-коммунальное хозяйство – на 554,8 млн. рублей, или на 15,0%; национальная экономика – на 544,7 млн. рублей, или на 10,2%; образование – на 936,2 млн. рублей, или на 7,7%; общегосударственные вопросы – на 234,8 млн. рублей, или на 5,4%; социальная политика – на 397,5 млн. рублей, или на 5,3%; национальная безопасность и правоохранительная деятельность – на 20 млн. рублей, или на 0,8%.

В 2010 году по сравнению с уровнем предыдущего года снизились расходы по следующим разделам консолидированного бюджета Республики Коми: здравоохранение и спорт – на 1014,7 млн. рублей, или на 16,0%; культура, кинематография и средства массовой информации – на 259,1 млн. рублей, или на 15,3%; охрана окружающей среды – на 3 млн. рублей, или на 6,6%.

В 2010 году консолидированный бюджет Республики Коми исполнен с профицитом в сумме 985,4 млн. рублей.

По информации Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми, за 2010 год налоговые платежи в бюджеты всех уровней составили 80413,7 млн. рублей, из них в федеральный бюджет поступило 42259,1 млн. рублей, или 52,6% от общего объема, в консолидированный бюджет Республики Коми – 38154,6 млн. рублей, или 47,4%.

По сравнению с уровнем прошлого года произошло увеличение доли поступлений в федеральный бюджет на 1,6 процентного пункта.

К уровню 2009 года налоговые платежи в целом увеличились на 15,4% (10721,9 млн. рублей), в том числе в федеральный бюджет – на 18,9% (6706,4 млн. рублей), в консолидированный бюджет Республики Коми – на 11,8% (4015,5 млн. рублей).

По сравнению с уровнем 2009 года произошло уменьшение поступлений налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от налогоплательщиков республики по налогу на добавленную стоимость на 16,6% (2065,2 млн. рублей).

Рост поступлений налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от налогоплательщиков Республики Коми отмечается по следующим видам налогов: налог на прибыль организаций – на 40,7% (3851,3 млн. рублей); налог на добычу полезных ископаемых – на 28,1% (6895,3 млн. рублей); акцизы – на 24,5% (653,9 млн. рублей); транспортный налог – на 11,3% (47,8 млн. рублей); налог на доходы физических лиц – на 8,9% (1249,9 млн. рублей); налог на имущество организаций – на 2,5% (106,9 млн. рублей); земельный налог – на 1,3% (3,0 млн. рублей).

В структуре налоговых поступлений в федеральный бюджет наибольшая доля поступлений приходится на налог на добычу полезных ископаемых – 73,2% и налог на добавленную стоимость – 24,5%. В 2009 году их доли составляли, соответственно, 64,7% и 34,9%.

В 2010 году свыше 72,0% всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Коми обеспечили налог на доходы физических лиц (39,9%) и налог на прибыль (32,8%).

В республиканский бюджет Республики Коми за 2010 год поступило налогов в сумме 30592,4 млн. рублей, или 80,2% от общего объема поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми (за 2009 год – 79,8%), в местные бюджеты – 7562,2 млн. рублей, или 19,8% (20,2%).

По информации Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми, задолженность по налоговым платежам, а также по пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2011 года составила 10433,6 млн. рублей, в том числе задолженность по налоговым платежам – 6891 млн. рублей (66,0% от общей суммы задолженности), задолженность по пеням и налоговым санкциям – 3542,6 млн. рублей (34,0%).

За 2010 год задолженность снизилась на 1,2%, в том числе по налоговым платежам возросла на 6,8%, по пеням и налоговым санкциям снизилась на 13,8%. На 1 января 2011 года задолженность по налоговым платежам превысила сумму задолженности по пеням и налоговым санкциям на 94,5% (3348,4 млн. рублей).

За 2010 год государственный долг Республики Коми уменьшился на 386 млн. рублей и составил на 1 января 2011 года 5367,3 млн. рублей (или 17,4% от утвержденного общего годового объема доходов Республики Коми без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).

В марте 2010 года в целях финансирования дефицита бюджета Республики Коми было произведено заимствование в виде кредита, полученного от кредитной организации, в размере 1,0 млрд. рублей, в апреле 2010 привлечен бюджетный кредит из федерального бюджета в размере 204,6 млн. рублей для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), в августе 2010 года – бюджетный кредит из федерального бюджета в размере 600,0 млн. рублей для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Коми, в октябре 2010 года размещен облигационный займ Республики Коми в объеме 2,1 млрд. рублей.

В течение 2010 года были погашены кредиты, привлеченные от кредитных организаций в размере 3,5 млрд. рублей (в том числе 2,5 млрд. рублей – досрочно), в октябре 2010 года погашен облигационный займ 2003 года в объеме 700,0 млн. рублей. Расходы на обслуживание государственного долга составили 492,0 млн. рублей (или 1,4% от объема расходов республиканского бюджета Республики Коми без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций). Обслуживание долговых обязательств Республики Коми производилось в соответствии с заключенными договорами и соглашениями в пределах бюджетных ассигнований. Просроченной задолженности по долговым обязательствам Республики Коми нет.

Основные факторы (причины), положительно повлиявшие на сложившуюся ситуацию: снижение ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации повлекло за собой снижение процентных ставок по кредитам коммерческих банков, а, следовательно, и уменьшение расходов на обслуживание государственного долга Республики Коми. Наличие неснижаемого остатка бюджетных средств позволило досрочно погасить кредиты кредитных организаций, что также положительно отразилось на объеме расходов по обслуживанию государственного долга. Самостоятельное исполнение обязательств принципалами позволило не допустить расходов республиканского бюджета Республики Коми на исполнение гарантированных обязательств.

Наши рекомендации