Анализ качества и конкурентоспособности продукции
Качество продукции – совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением.
При анализе показателей работы предприятия должны быть учтены качественные характеристики выпускаемой продукции.
В зависимости от особенностей продукции и предъявляемых к ней требований показатели качества могут быть объединены в несколько групп. Возможна также группировка: показатели технического уровня, надежности и долговечности, эстетические, экономические.
К экономически показателям качества относятся удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, мировому, допустимому и т.д.), экспортируемой продукции, забракованной продукции, зарекламированной продукции и другие.
В процессе анализа качества продукции необходимо: оценить технический уровень продукции, выявить отклонение технического уровня отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем; проанализировать структуру выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество её изготовления и подготовки; выявить факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции, обосновать возможности повышения качества.
В отношении каждого изделия целесообразно по возможности проанализировать соблюдение установленных этими показателями параметров. Показатели качества должны быть приведены в стандартах или технических условиях на соответствующее изделие. Эти показатели различны, ибо их содержание определяется потребительскими свойствами продукции.
При изыскании резервов совершенствования продукции необходимо проанализировать в первую очередь уровень (количественные значения) показателей качества продукции.
Для оценки выполнения плана по качеству целесообразно определить средневзвешенный балл качества продукции и посредством сравнения фактического и планового его уровня находить процент выполнения плана по качеству (балльный прием).
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, (отношение количества продукции первого сорта к общему количеству или отношение стоимости всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта), средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.
Долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с планом, а для изучения динамики качества сравнивают с данными предыдущего периода.
Анализ выполнения плана по качеству продукции производится также по показателям удельного веса сертифицированных изделий, удельного веса забракованной продукции, удельного веса зарекламированной продукции в общем объеме выпуска продукции.
Качество продукции следует анализировать в тесной связи с показателями её себестоимости, поскольку между ростом издержек производства и улучшением изделий существует определенная зависимость. При этом необходимо исходить из того, что экономия от повышения качества продукции должна увеличиваться в большей степени в сравнении с ростом её себестоимости, а снижение себестоимости только тогда будет экономически целесообразно, когда оно достигается без ухудшения качества.
Особое внимание должно быть уделено анализу брака. Брак следует анализировать по следующим основным направлениям в зависимости от того, является ли он окончательным или исправимым: по отдельным бракованным изделиям; по цехам и операциям, где допущен брак; по причинам его происхождения; по характерным признакам брака; по размерам нанесенного ущерба; по виновникам (поставщик, рабочий, предприятие).
В процессе анализа необходимо определить удельные значения брака в себестоимости продукции.
На предприятиях обычно ограничиваются сопоставлением величины допущенного брака (в денежном выражении) с себестоимостью продукции. Наряду с этим необходимо также определять соотношение суммы убытков от брака с удержаниями из зарплаты бракоделов. При прочих равных условиях, чем больше удержаний и выше материальная ответственность, тем меньше убытков от брака.
Нельзя признать правильным то, что под величиной потерь от брака понимается только сумма денежных затрат, связанных с изготовлением бракованной продукции. Иногда считают, что если стоимость возмещается виновником, то предприятие вообще не понесло никаких потерь. В действительности к потерям от брака должно быть отнесено непроизводительно использованное рабочее время и время эксплуатации оборудования при изготовлении изделий, оказавшихся браком.
Анализируя качество продукции, целесообразно изучить соблюдение так называемых гарантийных сроков. Когда для продукции данного предприятия устанавливаются гарантийные сроки, то предполагается, что в течение оговоренного периода изделие будет служить исправно. В действительности же гарантия зачастую сводится лишь к обязательству предприятия-изготовителя перед потребителем бесплатно ремонтировать изделие в течение определенного срока. Поэтому, проводя анализ соответствия фактических сроков службы изделий гарантийным срокам, одновременно следует проверять качество самих гарантий.
Под конкурентоспособностью понимают такую характеристику товара, которая показывает её отличие от товара-конку-
рента, как по степени соответствия общественным потребностям (требованиям рынка), так и по затратам на её удовлетворение.
При оценке конкурентоспособности продукции рассчитывают и анализируют единичные и интегральные показатели.
Для расчета интегральных показателей используют, прежде всего, технические (свойства товара, область его применения и назначения) и экономические (уровень цен на товар, сервисное обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности) параметры. Другие параметры – эстетические (внешний вид товара), норматичные (соответствие товара действующим нормам и стандартам) используют в качестве дополнительных для всесторонней оценки уровня конкурентоспособности.
Единичные показатели представляют собой соотношение (выраженное в долях единицы или процента) уровней какого-либо технического или экономического параметра продукции анализируемого предприятия.
Данные параметров (показателей) анализируемой продукции по исследуемому предприятию сопоставляются с уровнем параметров (показателей) продукции предприятия-конкурента. В качестве эталона сравнения могут быть использованы также средние (высшие) рыночные или отраслевые параметры.
На основе выявленных причин снижения конкурентоспособности продукции направления работы по их устранению должны быть отражены в плане экономически эффективной ликвидации отмеченных недостатков с целью повышения конкурентоспособности продукции на рынках сбыта.