Резервы снижения материалоемкости продукции
21.Анализ выполнения плана и динамики объёма производства и продаж
Анализ динамики и выполнения плана производства и продаж (услуг)
Основное назначение предприятия состоит в выпуске продукции (работ, услуг), удовлетворяющих определенные общественные потребности.
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, которой определяют объем продаж. Однако по мере насыщения рынка и усиления конкурентной борьбы не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основной разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, в каком оно может их реализовать.
Успех или неуспех хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции (работ, услуг), техническое совершенствование производства, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйствующий субъект при планировании объема производства и определении производственной мощности определяет, какую продукцию и в каком объеме будет производить, где когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость.
Сущность производственной деятельности состоит в создании экономических благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль.
Ресурсы поступают в те отрасли и тем предприятиям, на продукцию которых есть спрос. Рыночная система лишает неприбыльные отрасли и субъекты хозяйствования редких ресурсов. Субъекты хозяйствования производят товары до тех пор, пока реализация дает прибыль, пока не насыщен спрос на эти товары. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капитал, определяется механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом акций, валют, ссудным процентом.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.
Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.
Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:
- оценка динамики по основным показателям объема,структуры и качества продукции,
- проверка сбалансированности и оптимальности бизнес-планов, плановых показателей, их напряженности и реальности,
- выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции,
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции,
- разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.
Объектами данного направления анализа являются:
- объем производства и реализации продукции,
- ассортимент и структура продукции,
- качество продукции,
- ритмичность продукции.
В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно:
- недостатки в организации производства и труда,
- нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов,
- брак продукции.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются унифицированная статистическая форма отчетности № 1-П, форма № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», бизнес-план,, оперативные планы-графики и т. д.
В качестве примера будет рассмотрено предприятие, основным видом деятельности которого является производства бетона.
Объектом анализа производства и реализации продукции (работ, услуг) выступают не только показатели общего объема продукции в стоимостном выражении, но и ассортимент продукции. Анализ номенклатуры и структуры производства и реализации продукции оказывают большое влияние на результат хозяйственной деятельности.
В составе товарной и реализованной продукции могут быть продукция с низким уровнем рентабельности, либо невостребованная. Чтобы избежать последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
22.Анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту продукции