Учет амортизации ОС . Методы начисления
Учет амортизации ОС . Методы начисления
в процесск эксплуатации объектв ОС подвергаются физ и моральному износу, теряют часть своей стоимости, для накопления средств. для замены в будущем осуществляется постепенная включение их стоимости в затраты. Это и есть амортизация. В соответствии с ПБУ 6 амортизация вычисляется исходя из срока полезного использования ос. Срок полез использования определяется организацией.
Способы начисления амортизации:
1. линейный способ
годовая норма амортизации рассчитывается исходя из первоначальной стоимости и нормы амортизации.
2. способ уменьшения остатка . Для исчисления амортизации служит остаточная стоимость.
3. по сумме чисел лет полезного использования
определяется исходя из первоначальная стоимости и соотношения числа лет оставшихся до конца эксплуатации суммы чисел лет полезного использования.
4. списание стоимости пропорционально объему изготовленной продукции.
Начисл амортизации начинается с 1 числа месяца следующего за месяцом приема объекта на учет. В течении срока амортизации она начисляется ежемесячно в размере ? годовой суммы. Начисляться амортизация прекращается с 1 числа месяца слудующего за выбытием объекта с учета.
Для бух учета используется счет 02 , Кредитовое сальдо показывает сумму накопленной амортизации за время эксплуатации объекта
Проводки
Д-20, 25, 26, 44, 91
К – 02
Учет затрат на производство и калькулирование продукции.
Калькулирование – способ группировки затрат и исчисления себестоимости готовой продукции
Классификация:
1. по времени
- плановая
- нормативная
- отчетная
2. по объему затрат включ в калькуляцию
- калькуляция производств. Себестоимости – включает все затраты возникшие в сфере производства
- калькуляция полной себестоимости – отличается от производ. На величину затрат связанных с продажей.
На предприятиях используют различные методы учета затрат на производство и калькуляцию себестоимости:
1. по процессам
2. по заказам
3. по передельным
-полуфабрикационный
-бесполуфабрикационный
4. нормативный
1. по процессам
-отсутствует незавершенность(????)
-ограниченность номенклатуры выпуска
-все затраты прямые
Д 20 К 10, 70, 69,60,02
2. по заказам
-используется в единичных производствах т при ремонте
- Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа.
3. попередельный метод
- прямые затраты учитываются по каждому заказу на основании первичных документов.
-косвенные затраты (общехоз и производю) - распределяют между заказами в соответствии со способом утвержденным учетной комиссией
Вопрос 9 . Учет оплаты труда
В конкретных организациях трудовая деятельность регулируется следующими документами:
1. Трудовой договор с кажд рабочим
2. Положение о системе оплаты труда
3. Положении о премирование
4. Должностные инструкции
5. Коллективный договор
Рабочим, как правило начисляется выплаты 2 раза в месяц – это аванс и после работы в следу месяце непосредственно з/п. Так как з/п начисл в след месяцах, то у организаций практически всегда имеются задолженности по оплате труда.
Основными задачами учета труда в орг являются:
1. Учет отработанного времени рабочими
2. Правильное начисление сумм: оплаты труда и удержаний
3. Учет расчетов с рабочими, бюджетом и соц фондами.
Первичные документы по начисл з/п:
1. Табель учета рабочего времени
2. Расчетная ведомость
3. Платежная ведомость
4. Расчетно-платежная ведомость
Существует 2 вида оплаты труда – основная и дополнительная.
Основная – оплата за фактически отработанное время.
Дополнительная – оплата за неотработанное время (вынужденные простои, оплата отпусков).
В орг. применяется одна ио осн. форм оплаты труда:
Повременная и сдельная.
Оплата очередных отпусков
Каждый рабочий состоящий в организации имеет право на отпуск в размере 28 календарных дней. Это право рабочий получает после 6 мес работы в организации.
Оплата пособий по временной нетрудоспособности
Пособие по временной нетрудоспособности оплачивается только в первые 2 дня болезни, дальнейший срок болезни оплачивается из фондов соц страха.
Удержания из з/п
Удержания из з/п могут быть в пользу:
1. Бюджета (НДФЛ)
2. Организации в которой работает сотрудник (мат ущерб, невозвращ подотчетной суммы)
3. В пользу третьих лиц (алименты, благотворительность)
Удержания бывают: обязательные, по инициативе организации/работника
НДФЛ дБ перечислен в бюджет в тот момент, когда выплачен доход. Существуют налоговые вычеты, которые уменьшают объект налогообложения:
1. Стандартные
2. Имущественные
3. Социальные
4. Профессиональные
З/п выдается рабочим после трех дней поступления из банка, если рабочий своевременно ее не получил, то она депонируется. Депонирование зп учитывается на счете 76.
Д.70 К76
При выплате депонир суммы: Д76 К 50 «Касса»
И инкассовыми поручениями
Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю произвести оплату на основании расчетных и отгрузочных документов поставляемых товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг.
Рис. 2. Схема расчетов платежными требованиями:
1 – договор-соглашение с указанием формы расчетов – платежными требованиями;
2 – отгрузка продукции, товара;
3 –документы на отгрузку и платежные требования отправлены покупателю или вручены ему через банк;
4 – покупатель дооформил платежные документы и сдал в свой банк на оплату;
5 – документы о зачислении платежа переданы банку поставщика, а выписка из расчетного счета передана покупателю;
6 – выписка поставщику о зачислении платежа на его расчетный счет
Инкассо представляет собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента осуществляет действия по получению от плательщика платежа на основании расчетных документов.
У поставщика учитывается факт реализации продукции:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - К-т сч. 90 «Реализация продукции (работ, услуг)» - на сумму договорной стоимости, указанной в платежном требовании.
По мере зачисления платежа согласно выписке банка из расчетного счета:
Д-т сч. 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» - К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - на сумму договорной стоимости.
У покупателя учитывается факт приобретения материальных ценностей (акцепт платежного требования):
Д-т сч. 10 «Материалы»; Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Согласно выписке банка из расчетного счета:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - К-т сч. 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет».
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:
·
для взыскания денежных средств контролирующими органами, в соответствии с законодательством;
·
для взыскания по исполнительным документам;
·
для списания денежных средств по договору с банком, предусматривающему право на списание денег со счета плательщика без его распоряжения.
2. Характеристика и назначение
Специальных счетов в банке
Счет 55 «Специальные счета в банках» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории РФ и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах. На этом счете обобщаются также данные о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
Счет 55 «Специальные счета в банках»
К счету 55 «Специальные счета в банках» в дополнение к определенным в плане счетов бухгалтерского учета при необходимости открываются следующие субсчета:
55/1 «Аккредитивы»;
55/2 «Чековые книжки»;
55/3 «Депозитные счета» и др.
Расчеты чеками
Расчетный чек – письменное поручение банку перечислить со счета чекодателя указанную в чеке сумму.
Чековые книжки организации могут получить в своем банке (рис. 4). Чеки действительны в течение 10 дней, не считая даты выписки. К оплате принимаются чеки на различные суммы.
Преимущество расчетов чеками состоит в том, что они гарантируют каждой стороне (и продавцу и покупателю) исполнение обязательствЧеки бывают двух видов: именные и на предъявителя
Учет валютных операций
К валютным операциям в соответствии с законодательством относятся операции, при осуществлении которых происходит переход права собственности и иных прав на валютные ценности.
Основным документом, на основании которого зачисляют или снимают валюту со счета, является заявление на перевод, а обо всех производственных операциях банк сообщает организации в выписках банка с валютного счета в двух валютах (иностранной и ее рублевом эквиваленте).
3.1. Учет операций на валютном счете
Для учета операции по движению средств на валютных счетах применяют счет 52 «Валютный счет». К нему открываются субсчета:
52/1 «Транзитный валютный счет» - для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте;
52/2 «Текущий валютный счет» - для отражения иностранной валюты, находящейся в распоряжении организации. Кроме того, банк может начислять и выплачивать проценты по валютным счетам на этом счете в случае, когда это предусмотрено договором банковского счета;
52/3 «Специальный транзитный валютный счет» - для учета и контроля операций организации по приобретению иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
На валютном счете также отражаются:
·
поступления в качестве взносов в уставный капитал;
·
поступления от продажи акций, облигаций;
·
поступления в виде кредитов;
·
поступления в виде пожертвований на благотворительные цели;
·
средства, купленные на внутреннем валютном рынке РФ.
Организации имеют право приобрести валюту на командировочные расходы, операции по выполнению обязательств по договорам, контрактам и др.
Все валютные операции осуществляются без каких-либо ограничений. Для некоторых валютных операций должен использоваться специальный счет. Специальный счет может применяться для осуществления:
·
валютных операций, связанных с движением капитала;
·
купли-продажи иностранной валюты и чеков, капитальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
·
операций с внутренними и внешними ценными бумагами. Физические лица могут совершать валютные операции с внешними ценными бумагами на сумму до 15 000 долларов США в течение календарного года.
Финансовый результат
Под отпуском материалов в производство понимается их выдача со склада (кладовой) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации.
Отпуск материалов на склады (в кладовые) подразделений организации и на площадки строительства рассматривается как внутреннее перемещение.
Материалы отпускаются в производство в соответствии с установленными нормами (лимитами),которые разрабатываются на основе норм расхода материалов, производственных программ подразделений организации, с учетом остатков (переходящих запасов) материалов на начало и конец планируемого периода.
При отпуске материалы должны измеряться в соответствующих единицах измерений (весовых, объемных, линейных, поштучно), а также списываться со счетов учета материальных ценностей и зачисляться на соответствующие счета учета затрат на производство. При этом должны производиться следующие бухгалтерские записи:
Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».
К-т 10 «Материалы»; 10 «Материалы», субсчет «ТЗР», 16 «»Отклонение в стоимости материальных ценностей.
Стоимость материалов, отпущенных для управленческих нужд, относится на соответствующие счета учета этих расходов.
Стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам (на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологий, рекультивация земель и т.д.), зачисляется насчет учета расходов будущих периодов.
Отпуск материалов производится только определенному кругу лиц, список которых утверждается приказом руководителя по согласованию с главным бухгалтером организации.
Отпуск материалов со складов организации в производство оформляется следующими первичными документами: лимитно-заборная карта (типовая межотраслевая форма N М-8), требование-накладная (типовая межотраслевая форма N М-11), накладная (типовая межотраслевая форма N М-15).
Организация, при условии соблюдения требований ФЗ № 129 "О бухгалтерском учете", может применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению МПЗ исходя из конкретных условий деятельности.
Возврат подразделениями организации на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно-заборными картами. Если эти материалы были списаны в производство, их стоимость относится на уменьшение соответствующих затрат.
Передача материалов с одного склада организации на другой оформляются накладными на внутреннее перемещение.
Подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей, которые вместе с другими документами по учету затрат на производство передаются в бухгалтерию.
Бухгалтерская служба организации обязана:
а) проверять поступившие от подразделений организации отчеты и документы;
б) производить сверку отчетов подразделений организации с данными складского учета организации и с данными бухгалтерской службы. При выявлении расхождений должны производиться соответствующие исправления;
в) определять совместно с другими заинтересованными службами организации отклонения фактического расхода материалов от установленных норм;
г) регулярно контролировать правильность ведения учета материальных ценностей на складах, в цехах и других подразделениях.
При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией одним из следующих способов:
а) по себестоимости каждой единицы;
б) по средней себестоимости;
в) по способу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материалов);
г) по способу ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретения материалов).
Применение какого-либо из перечисленных способов по группе (виду) материалов должно производиться в течение отчетного года и отражается в учетной политике организации, исходя из допущения последовательности ее применения.
Такие материалы, как драгоценные камни, ювелирные изделия и уникальные предметы, которые не могут быть заменены, должны учитываться организацией по себестоимости каждой единицы таких запасов.
При применении организацией способа средней себестоимости, последняя рассчитывается по каждой группе запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение месяца.
Он + П / Кн + Кп
где
Он – фактическая с/с остатка материалов на начало месяца;
П - фактическая с/с поступивших за месяц материалов;
Кн – количество материалов на начало месяца;
Кп – количество поступивших за месяц материалов.
При списании материалов способом ФИФО материалы, первыми поступившие в производство (независимо от их очередности поступления в организацию) оцениваются по себестоимости первых по времени закупок с учетом остатков материалов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.
При применении метода отпуска материалов ЛИФО первыми отпускаемые в производство материалы оцениваются по себестоимости последних по времени закупок. Остаток материалов на конец месяца оцениваются по фактической себестоимости первых по времени закупок.
Бухгалтерская отчетность
ПБУ 4
В зависимости от содержания отчетность делится на бухгалтерскую, статистическую, управленческую, налоговую.
Всее виды отчетности составляет 1 человек бухгалтер.
Виды бух отчетности:
1. в зависимости от охватываемого периода
- промежуточная (месчная,квартальная, полугодовая, 9 месяцев)
-годовая
2. по степени обобщения
-индивидуальная (1 лицо)
- консалидированная(группа орган., связанных участников)
Состав бух отчетности.
Минимальный объем отчетности определен в ПБУ 4/99 «бух отчетность организации»
Состав промежуточной отчетности:
-бух баланс
- отчет о прибылях и убытках
Состав годового отчета
-бух балнс
-отчет о прибылях и убытках
-тчет о применениях капитала
- отчет о движениях денежных средств
- остаток денежных средств
- аудиторская задолженность
-приложение к бух юалансу (расшифровка отдельных статей)
-пояснительная записка
Отчетность предоставляется в следующие адреса:
-учредители
-органам статистики
- налоговым органам
Сроки:
-до года –до 30 дней
-годовой – до 90 дней
Требования к предъявлению бух отчетности:
-понятность
-достоверность и полнота
- существенности показателей
-нейтральность
- сопостовимость
Процедуры составления бух отчетность
1. проверка полноты поступаемых первичных документов
2. инвентаризация активов и обязательств
3. выявление и отражения фин результата ( закрытие счетов затрат 90 ( продажи) 91 (прочие доходы и расходы)
Д 90/91 К 99 ( если прибыль)
Д 99 К 90/91 (если убытки)
Выявленнвый конечный результат переносится заключ. Финн записью декабря на счет 4
Д 99 К 84 (прибыли)
4. оценка инфо о последних союытиях после отчетной даты. События после отчетной даты раскрываются в соответствии с ПБУ 7/98
Подразделяется на 2 вида
- уже существующая на отчетную дату
- те которые возникли после отчетнойдаты
Эти события должны отражаться в пояснительных записях
5. формирование информации об условных фактах хоз деятельности.
ПБУ 8/01
-незавершенные судебные разбирательства
- выданные гарантии
В балансе отражаются в виде резерва
6. формирование инфо об аффилированных лицах ПБУ 11/2000
7. информация о сегментации (????) производства разных видов продукции ПБУ 12/2000
8. инфорация по прекращению деятельности ПБУ 16/02
учет амортизации ОС . Методы начисления
в процесск эксплуатации объектв ОС подвергаются физ и моральному износу, теряют часть своей стоимости, для накопления средств. для замены в будущем осуществляется постепенная включение их стоимости в затраты. Это и есть амортизация. В соответствии с ПБУ 6 амортизация вычисляется исходя из срока полезного использования ос. Срок полез использования определяется организацией.
Способы начисления амортизации:
1. линейный способ
годовая норма амортизации рассчитывается исходя из первоначальной стоимости и нормы амортизации.
2. способ уменьшения остатка . Для исчисления амортизации служит остаточная стоимость.
3. по сумме чисел лет полезного использования
определяется исходя из первоначальная стоимости и соотношения числа лет оставшихся до конца эксплуатации суммы чисел лет полезного использования.
4. списание стоимости пропорционально объему изготовленной продукции.
Начисл амортизации начинается с 1 числа месяца следующего за месяцом приема объекта на учет. В течении срока амортизации она начисляется ежемесячно в размере ? годовой суммы. Начисляться амортизация прекращается с 1 числа месяца слудующего за выбытием объекта с учета.
Для бух учета используется счет 02 , Кредитовое сальдо показывает сумму накопленной амортизации за время эксплуатации объекта
Проводки
Д-20, 25, 26, 44, 91
К – 02