Якорь; 2 - динамометр; 3 - испытываемый блок
4.4.18.Многорольные блоки испытываются так же, как полиспасты (рис. 4.4). Если грузоподъемность динамометра недостаточна для испытания полиспаста по схеме, указанной на рис. 4.4, а и б, то применяются схемы, приведенные на рис. 4.4, в и г динамометр врезается в одну из ветвей, огибающих уравнительный блок, или в ходовую ветвь троса. В этом случае при определении испытательной нагрузки необходимо учесть КПД всех роликов.
Рис. 4.4. Схема испытания многорольных блоков и полиспастов:
а - с помощью груза; б - с помощью динамометра: в - врезка динамометра в ветвь, огибающую уравнительный блок; г - врезка динамометра в ходовую ветвь;
1 - якорь; 2 - неподвижная блочная обойма; 3 - канат; 4 - подвижная блочная обойма;
Динамометр; 6 - уравнительный блок
4.4.19.*При осмотре блоков после их испытаний следует обратить внимание на состояние осей и втулок. Изгиб осей, задиры на осях и втулках не допускаются. Не должно быть также трещин в крюке и щеках, заклинивания тросов между роликами и обоймой, разгибания крюка и т. п.
При обнаружении каких-либо дефектов они устраняются и испытание проводится вновь.
Если при испытаниях не обнаружено неисправностей, полиспаст или блок считается выдержавшим испытания.
После испытания на блоках и полиспастах прикрепляются бирки с указанием номера блока или полиспаста, его грузоподъемности и даты следующего испытания. На концах канатов полиспастов должны быть бирки с указанием только номера блока или полиспаста.
КАНАТЫ И СТРОПЫ СТАЛЬНЫЕ
4.5.1.Стальные канаты, применяемые на грузоподъемных механизмах, должны отвечать действующим государственным стандартам и иметь сертификат (свидетельство) завода-изготовителя в соответствии с ГОСТ 3241-80 “Канаты стальные. Технические требования”. При получении канатов без указанного свидетельства они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с требованиями указанного стандарта.
Канаты, не снабженные свидетельством об испытании, к использованию не допускаются.
4.5.2. Во время работы каната нужно следить за тем, чтобы он не касался других канатов, не перетирался об острые края груза, части оборудования или о стены зданий. Для защиты от перетирания необходимо пользоваться прокладками.
Нельзя допускать чрезмерного одностороннего или двухстороннего перегиба каната, в том числе на блоках и барабанах малого диаметра, а также крепления его непосредственно к проушинам, серьгам и рамам без коушей.
Применение канатов, имеющих переломы, узлы, обрыв проволок и износ более допустимого, запрещается.
4.5.3.Пересечение и соприкосновение канатов с электрокабелями и электропроводами запрещается.
4.5.4. Число проколов каната каждой прядью при заплатке должно быть не менее указанного в табл. 1 приложения 8 “Нормы прочности стальных канатов и цепей”.
Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.
Число устанавливаемых зажимов зависит от диаметра каната, но должно быть не менее трех.
Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть не менее шести диаметров каната.
В конструкциях сжимов должны быть предусмотрены контргайки или замки для фиксации гаек. Затягивать обе гайки сжима следует равномерно, не допуская перекосов. В процессе эксплуатации необходимо периодически проверять плотность затяжки сжимов и состояние каната под ними.
Сращивание (счаливание) грузовых канатов не допускается. Другие канаты можно счаливать только на участке, где исключается возможность набегания каната на блок или барабан.
4.5.5. Перед рубкой каната его концы в двух местах следует перевязывать мягкой отожженной стальной проволокой во избежание раскручивания. Расстояние между перевязками должно составлять четыре-пять диаметров каната, а длина обмотки - не менее пяти диаметров каната. Концы этой проволоки должны быть тщательно скручены и загнуты между прядями каната.
4.5.6.К изготовлению стропов должны допускаться только обученные, прошедшие проверку знаний рабочие, имеющие профессию заплетчика.
4.5.7. Во всех случаях применения стальных канатов для такелажных работ и в грузоподъемных механизмах коэффициент запаса прочности каната на разрыв должен быть не меньше указанного в табл. 2 приложения 8.
При расчете прочности стропов, предназначенных для подъема грузов с обвязкой или зацепкой крюками, кольцами или серьгами, коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее 6.
4.5.8. Расчет прочности стропов из стальных канатов должен производиться с учетом числа их ветвей и угла наклона от вертикали (приложение 9 “Определение усилия в ветвях стропов”).
4.5.9.*Стропы должны крепиться за специальные рамы или за массивные и надежные части поднимаемого груза, все ветви должны быть натянуты равномерно. При строповке грузов ветви стропов должны быть предохранены от соскальзывания в случае задевания груза за что-либо при подъеме.
Места строповки на поднимаемых грузах должны быть намечены заранее. При отсутствии данных о положении центра тяжести груза он должен быть установлен путем пробного подвешивания.
4.5.10. При подвешивании груза на двурогие крюки стропы должны накладываться таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно.
4.5.11.Не использованные для зацепки груза концы многоветьевого стропа следует укрепить так, чтобы при перемещении груза исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.
4.5.12. Петли стропа следует надевать по центру зева крюка, а крюк устанавливать по центру строповки. При подъеме и перемещении грузов канаты грузового полиспаста подъемных механизмов должны быть направлены вертикально.
4.5.13.* Петля на конце стального каната при креплении его на грузоподъемном механизме, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками и другими деталями, должна быть выполнена с применением коуша путем заплетки свободного конца каната, установки зажимов или другим проверенным способом по утвержденным нормалям.
Закрепление конца каната на грузоподъемном механизме может также производиться в стальной кованой, штампованной, литой конусной втулке клином или другим проверенным способом по утвержденным нормалям. Применение сварных втулок не допускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат.
4.5.14.Работать с канатами без рукавиц запрещается.
4.5.15.В процессе работ за состоянием стальных канатов и стропов необходимо вести постоянное наблюдение.
4.5.16.Браковка стальных канатов и стропов производится по числу оборванных проволок на длине одного шага свивки и их износу (приложение 10 “Нормы браковки стальных канатов”).
4.5.17.Подлежат браковке стропы, не имеющие бирок, а также имеющие:
оборванную прядь;
оборванный или выдавленный наружу сердечник;
поверхностный износ или коррозию 40 % и более;
число оборванных проволок на шаг свивки больше допустимого;
трещины на крюках или кольцах или их износ 10 % и более;
прожоги, вмятины, скрутки и другие механические повреждения.
4.5.18.Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.
Неразъемные соединения канатов (узлы крепления расчалок, оттяжек и тяг) после изготовления должны проверяться на соответствие нормативной документации и испытываться усилием, превышающим номинальное (рабочее) на 25 %, в течение 10 мин с записью результатов осмотра и испытаний в журнал.
4.5.19.Стальные канаты следует хранить смазанными и смотанными в бухты или катушки в сухих, хорошо проветриваемых помещениях на деревянных настилах или подкладках.
4.5.20.Сматывать и наматывать канаты следует так, чтобы не образовалось петель и узлов.
4.5.21.* Канаты (как новые, так и находящиеся в эксплуатации и на хранении) необходимо смазывать графитовой смазкой, защищающей их от коррозии и износа в следующие сроки:
грузовые (полиспастные) - не реже 1 раза в 1 мес.;
чалочные и стропы - не реже 1 раза в 1,5 мес.;
расчалки - не реже 1 раза в 3 мес.;
хранящиеся на складе - не реже 1 раза в 6 мес.
ЦЕПИ
4.6.1.Пластинчатые цепи, применяемые на грузоподъемных машинах, должны соответствовать ГОСТ 191-82 “Цепи грузовые пластинчатые. Технические условия” и ГОСТ 588-81 “Цепи тяговые пластинчатые. Технические условия”.
4.6.2.* Сварные и штампованные цепи, используемые в качестве грузовых и для изготовления стропов, должны соответствовать ТУ 12.0173856.15-88 “Цепи круглозвенные грузовые и тяговые нормальной прочности. Общие технические условия” и ГОСТ 228-79 “Цепи якорные. Общие технические условия”.
4.6.3. Сварные калиброванные цепи (СК) применяются в качестве грузовых и тяговых, сварные некалиброванные (СН) - главным образом в качестве тяговых ТУ 12.0173856.15-88. Пластинчатые цепи по ГОСТ 191-82 используются в качестве грузовых.
4.6.4.Коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяемых в грузоподъемных машинах, по отношению к разрушающей нагрузке должен быть не менее 5 при машинном приводе и не менее 3 - при ручном.
Коэффициент запаса прочности сварных и штампованных грузовых цепей и цепей для стропов по отношению к разрушающей нагрузке должен быть не меньше указанного в табл. П8.3 приложения 8.
Износ звена сварной или штампованной цепи допускается не более 10 % первоначального диаметра (калибра) плюс отрицательный допуск на изготовление цепи.
4.6.5.Сращивание цепей допускается путем электро - или кузнечно-горновой сварки новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев. После сращивания цепь должна быть осмотрена и испытана нагрузкой в соответствии с требованиями п.4.1.6 настоящих Правил.
4.6.6.Цепи, применяемые на грузоподъемных машинах и для изготовления стропов, должны быть снабжены свидетельством завода-изготовителя об их испытании в соответствии с требованиями государственного стандарта, по которому они изготовлены.
При отсутствии указанного свидетельства должны быть произведены испытания образца цепи для определения разрушающей нагрузки и проверка соответствия размеров государственному стандарту.
4.6.7.Технические освидетельствования и порядок осмотра стропов из цепей должны соответствовать требованиям разд. 4.1 и 4.5 настоящих Правил.
4.6.8.Цепи должны храниться под навесом или в закрытом помещении в условиях, исключающих их механическое повреждение и коррозию.