Занятие 2. Здоровый образ жизни
Цель занятия: изучить компоненты здорового образа жизни и пути их формирования, методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.
Порядок выполнения работы:
1. Студентам предлагается написать эссе на темы:
- «Я и здоровый образ жизни»
- «Ущербность представления о здоровье и здоровом образе жизни в бытовом сознании».
- «Зачем люди курят и употребляют алкоголь»
- «Суицид – это протест или слабость?»
Студент должен высказать свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной автором данного текста.
2. Расставьте составляющие здорового образа жизни по значимости для Вас:
- Оптимальный двигательный режим
- Тренировка иммунитета и закаливание
- Рациональное питание
- Психофизиологическая регуляция
- Рациональный режим жизни
- Отсутствие вредных привычек
- Культура половых отношений
- Физиологическая грамотность
- Соблюдение норм и правил гигиены
3. Сравнить возраст паспортный и биологический. Попробуйте протестировать себя по таблице доктора Сухова – и вы узнаете свой истинный возраст.
Лучшее время для тестирования – по утрам, до завтрака. Показатели женщин – на 10% ниже зафиксированных в таблице. Собрав о себе все необходимые сведения, поставьте против каждого из 13 тестов тот возраст, который соответствует вашему результату. Затем вычислите средний возраст (сумма набранных возрастов, деленная на количество тестов). Это и будет ваш настоящий возраст.
Таблица 1. Тестовые задания для оценки биологического возраста.
Тесты | Возрастные показатели | |||||||||
1. Пульс после подъема на 4-й этаж (темп 80 шагов/мин) | ||||||||||
2. Пульс через 2 мин | ||||||||||
3.1,5-мильный тест Купера | 11,5 | 12,5 | 13,5 | 14,5 | - | |||||
4.Систолическое давление крови | ||||||||||
5. Диастолическое давление крови | ||||||||||
6. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе, с) | ||||||||||
7. Подтягивание на высокой перекладине (раз) | ||||||||||
8. Приседания (раз) | ||||||||||
9. Поднимание туловища из положения лежа в положение сидя (раз) | ||||||||||
10. Проба Бондаревского (стойка на одной ноге с закрытыми глазами, с) | ||||||||||
11. Отношение силы кисти к весу (%) | ||||||||||
12. Проба Абалакова (прыжок в высоту, см) | ||||||||||
13. Индекс грации (%) |
Пояснения к таблице:
п. 3. – 1,5 мили – это 2400 м. Тест проводится на ровной местности очень быстрым шагом или бегом.
п. 6. - Задержку дыхания на выдохе проводят в положении сидя после неглубокого выдоха, плотно зажав нос.
п. 7. - Подтягивание на перекладине (каждый раз до уровня подбородка) – только для мужчин.
п. 8. - Приседать нужно до конца с выбрасыванием рук вперед.
п. 10. - Стоя поднимите одну ногу, согнув ее в колене, и приставьте ее пяткой к колену другой ноги. Результат засчитывается до отрыва пятки от пола или потери равновесия.
п. 11. - Отношение силы правой кисти по данным кистевого динамометра к массе тела (норма 60%).
п. 12.- Максимально возможный прыжок в высоту с места. Разметьте стену на 2-3 м вверх (1 деление – 1 см). Встав к стене правым боком, поднимите вверх правую руку и зафиксируйте самую высокую отметку (например, 210 см). Затем подскочите как можно выше с вытянутой вверх правой рукой. Стоящий в двух метрах от вас ассистент фиксирует высоту второго показателя (например, 245 см). Отняв 210 от 245, получаем результат пробы Абалакова.
п. 13. - Для определения индекса грации разделите окружность талии на окружность голени (в самой широкой ее части).
Эти тесты позволяют оценить и «количество» здоровья – уровень функциональных возможностей организма. Норма, соответствующая возрасту, составляет 100%. Если показатель ниже нормы, то он будет меньше 100%. Например, в возрасте 40 лет пульс после подъема на 4-й этаж составил не 116 уд/мин, как должно быть в норме, а 120 уд/мин, что составляет 96,7% от нормы (116:120·100%). Предположим, пульс через 2 мин после подъема составил не 100 уд/мин, а 104, что соответствует 96% нормы и является показателем для 45-летнего возраста. Переведите все полученные результаты тестов в проценты по отношению к норме и выведите среднее арифметическое этих показателей. Это ваше «количество здоровья». Если эти цифры вас не устраивают, нужно изменить свой образ жизни.
4. Проанализировать факторы здоровья.
Факторы, определяющие формирование здоровья населения («вход системы»), должны изучаться комплексом общественных и естественных наук; показатели здоровья («выходные» сигналы системы) - прерогатива медицинской науки, основа врачебной деятельности. Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, иными словами - управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и пр.), так и о конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).
Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. нашего столетия определили ориентировочное, соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные.
Используя последние, в 1994 г. Межведомственная комиссия по охране здоровья населения Совета безопасности РФ в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом (в скобках - данные ВОЗ)(Таб.2).
Аналогичные данные по регионам РФ приводятся в Федеральной программе «Национальный проект здоровье» (Минздрав, 2013).
Таблица 2. Факторы, влияющие на здоровье.
Сфера влияния факторов | Факторы, укрепляющие здоровье | Факторы; ухудшающие здоровье |
Генетические (15 - 20%) | Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания | Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям |
Состояние окружающей среды(20:- 25%) | Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания | Вредные условия быта и производства, неблагоприятные Климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки |
Медицинское обеспечение(10 - 15%) | Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь | Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание |
Условия и о6раз жизни (50 - 55%) | Рациональная организация жизнедеятельности: Оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни | Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия |
Задания для самостоятельной работы
Изучить литературу по следующим вопросам:
1. Оптимальные режимы двигательной активности в разные возрастные периоды.
2. Демографическая ситуация в мире, в России и в нашем регионе.
3. Биоритмы, их виды и значение.
4. Физиология сна и правильная ее организация.
5. Специфические и неспецифические механизмы иммунитета.
Вопросы для подготовки к семинару
1. Понятие о здоровье и здоровом образе жизни
2. Индивидуальное здоровье и его основные показатели
3. Общественное здоровье и его показатели
4. Факторы, влияющие на здоровье человека
5. Образ жизни как фактор здоровья
6. Составляющие здорового образа жизни
7. Понятие о рациональном питании
8. Методы и способы улучшения иммунитета
9. Влияние курения на организм женщины и мужчины
10. Влияние алкоголя на организм человека
11. Стресс как негативный фактор здоровья человека
12. Виды криминальных опасностей, их причины и последствия
13. Меры противодействия криминальным опасностям
14. Понятия экстремизма и терроризма
15. Терроризм как глобальная проблема современности. Закон РФ «О борьбе с терроризмом»
16. Виды и классификация терроризма
17. Основные способы противодействия терроризму
6. Виды опасностей в информационной сфере, их причины и последствия
7. Манипуляционные технологии воздействия на людей
18. 12 Характеристики личности опасного и безопасного типа
12. Конфликты и способы их разрешения