Смазывание червячных редукторов
Смазывание червячных передач
Смазывание червячных передач служит для: уменьшения потерь мощности на трение, снижения скорости износа трущихся поверхностей передач, предохранения от заедания, защиты от коррозии, отвода теплоты и продуктов износа от трущихся поверхностей.
Для смазки червячных передач при окружных скоростях до 12,5 м/сек применяют преимущественно картерное смазывание: в картер заливают масло, образующее масляную ванну.
При окунании в масляную ванну колеса, глубина погружения – от m до 0,25 диаметра колеса; при окунании червяка – глубина погружения , но не менее двойной высоты витка.
В редукторах с верхним расположением червяка при скоростях скольжения свыше 6…8 м/сек и непрерывной работе рекомендуется применять циркуляционное смазывание. Масло должно подводиться к червяку с обеих сторон для лучшего отвода тепла.
Вязкость масла выбирают тем выше, чем больше нагрузка и меньше скорость. В таблице 4.1 приведены рекомендуемые сорта индустриальных масел соответствующей вязкости. Объем масляной ванны редукторов при картерной смазке обычно принимают из расчета 0,5…0,8 литров масла на 1 кВт передаваемой мощности (меньшие значения – для крупных редукторов).
Таблица 4.1
Рекомендуемая кинематическая вязкость масел для смазки червячных передач
Контактное напряжение , МПа | Рекомендуемая кинематическая вязкость, мм2/с, при скорости скольжения, м/сек | ||
до 2 | 2…5 | свыше 5 | |
до 200 | И-Т-Д-220 | И-Т-Д-100 | И-Т-Д-68 |
200…250 | И-Т-Д-460 | И-Т-Д-220 | И-Т-Д-100 |
свыше 250 | И-Т-Д-680 | И-Т-Д-460 | И-Т-Д-220 |
Обозначение индустриальных масел состоит из четырех знаков:
· первый: И – индустриальное масло;
· второй – принадлежность к группе по назначению: Г – для гидравлических систем; Т – для тяжелонагруженных узлов;
· третий – принадлежность к подгруппе по эксплуатационным свойствам: А – масло без присадок; С – масло с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками; Д – масло с антиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками;
· четвертый (число) – кинематическая вязкость при температуре 40ºС, мм2/с (сСт).
Смазывание подшипников
Смазывание подшипников вала червяка червячного редуктора с нижним расположением червяка наиболее просто осуществляется разбрызгиванием масла (масляным туманом). Масло попадает в подшипники непосредственно, при этом желательно, чтобы уровень масла доходил до центра нижнего тела качения. Возможна смазка подшипников стекающим по стенкам редуктора маслом через маслособирательные желобки. Для сохранения в подшипнике небольшого запаса масла полезно предусматривать козырьки.
При окружной скорости червяка свыше 3 м/сек желательно закрывать подшипники шайбой от чрезмерно большого поступления масла, а в корпусе предусмотреть канал для слива излишков масла в картер.
Если подшипники располагаются высоко над уровнем масла и смазывание разбрызгиванием невозможно из-за малых окружных скоростей, применяют пластичную смазку, например ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74, ЛИТОЛ-24 ГОСТ 21150-87. При этом виде смазки в подшипниковых узлах предусматривают некоторое пространство для заполнения смазкой (примерно 1/4 ширины подшипника) и маслоудерживающие шайбы. Смазочный материал набивают в подшипник вручную при снятой крышке подшипникового узла на несколько лет работы. Смену смазочного материала производят при ремонте.
Пример выполнения расчетов при проектировании червячной передачи
Исходные данные для проектирования
· Вращающий момент на колесе 1920 Н∙м;
· Частота вращения колеса =20,1 об/мин;
· Передаточное число =40;
· Время работы передачи (ресурс) =18000 ч;
· Условия работы:
o Передача с нижним расположением червяка;
o Реверсивность, средние динамические нагрузки;
o Требования к компактности – средние;
o Мелкосерийное производство.
Предварительные расчеты
5.2.1 Предварительная скорость скольжения:
м/сек.