Тема 2. Предложение и закон предложения

Таблица 2

Предложение(S)
– совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке и кото­рые продавцы (производители) готовы продать при сущест­вующих ценах
форма проявления
объем предложения(QS)
– это количест­во товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж, имеющим место на рынке
основные факторы
цена товара(Р)   Цена предложения (PS) – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное коли­чество данного товара неценовые факторы рыночного предложения: К – уровень развития технологии, Рres – цены ресурсов, Pа – цены альтернативных това­ров, которые могут быть произведены с помощью тех же ресур­сов, что и данный товар, Т – налоги, V – дотации, N – число продавцов данного товара, Е – ожидания производителей относительно будущих цен и прибыли, В – прочие факторы
функция предложения QS = f(P, K, Рres, Pа, T, V, N, Е, В),
– зависимость объема предложения от определяющих его факторов
закон предложения
– рост цены, при прочих равных условиях, ведет к соответствующему увеличению объема предложения и наоборот (P↑ Тема 2. Предложение и закон предложения - student2.ru QS↑; P↓ Тема 2. Предложение и закон предложения - student2.ru QS↓)
Пусть, при прочих равных условиях, все факторы кроме цены данного товара (Р) являются постоянными, тогда можно перейти от общей функции предложения к функции предложения от цены данного товара: QS= f(P) – прямая функция, PS = f(Q) – обратная функция
форма выражения
1) табличный способ (шкала спроса)   это ряд взаимосоответствующих значений цены и объема предложения:
PS
QS
     

Продолжение табл. 2

форма выражения
2) аналитический способ (уравнение спроса) для линейной функ­ции спроса уравнение может иметь вид: Тема 2. Предложение и закон предложения - student2.ru – прямая функция Тема 2. Предложение и закон предложения - student2.ru – обратная функция
2) графический способ (кривая спроса)   S1: Тема 2. Предложение и закон предложения - student2.ru   S2: Тема 2. Предложение и закон предложения - student2.ru     геометрическое место взаимно соответствующих точек цены и объема предложения Тема 2. Предложение и закон предложения - student2.ru
Следует отличать изменение объема предложения и изменение предложения в целом (самого предложения), которые определяются различными факторами
Изменение объема предложения при изменении цены, т.е. изменяется количество продаваемого товара, вызванное изменением ценового фактора – цены данного товара Изменение самого предложения – изменение количества това­ра, которое готовы предложить на рынок производители, свя­занные с действием неценовых факторов, которое вызывает смещение кривой предложения влево или вправо
графическое изображение
Тема 2. Предложение и закон предложения - student2.ru Тема 2. Предложение и закон предложения - student2.ru
     


Тема 3. Рыночное равновесие

Таблица 3

Взаимодействие спроса и предложения
результат
равновесная цена (РЕ)
– это цена, которая одновременно устраивает и покупателя, и продавца
особенности
· точка рыночного равновесия (Е) фиксируется в точке пересечения кривых спроса (D) и предложения (S); · в точке E объем спроса равен объему предложения Qd(P)=QS(P); · цена, при которой объем спроса равен объему предложения, есть равновесная цена (РE); · объем спроса, равный объему предложения, есть равновесный объем (QE); · положение на рынке, при котором объем спроса равен объему предложения, есть рыночное равновесие
графическое изображение При Р=P1, объем спроса на товар меньше объема его предложения (Qd1<QS1) Результат – рынок покупателя Избыток предложения или профицит равен: Тема 2. Предложение и закон предложения - student2.ru ЗАКОН: избыток предложения действует в сторону понижения цены
Тема 2. Предложение и закон предложения - student2.ru
При Р=P2, объем спроса на товар больше объема его предложения (Qd2>QS2). Результат – рынок продавца Здесь избы­ток спроса или дефицит равен: Тема 2. Предложение и закон предложения - student2.ru ЗАКОН: избыток спроса действует в сторону повышения цены
Рассматривать взаимодействие спроса и предложения в его единстве,опираясь на графическое изображение,предложил английский экономист Альфред Маршалл. Графическое изображение пересечения кривых спроса и предложения называется "крест Маршалла"

Продолжение табл. 3

Последствия одновременных сдвигов
кривых спроса и предложения Направления изменения предложения
S↑ S↓
P↓ Q↑ P↑ Q↓
Направления изменения спроса D↑ P↑ P? Q↑ P↑ Q?
Q↑
D↓ P↓ P↓ Q? P? Q↓
Q↓
Общественная выгодаот рыночного равновесия
– равна сумме излишков потребителя и производителя
излишек потребителя излишек про­изводителя
разница между ценой спроса и количеством денег, которое потребители действительно отдали за данный товар при сложившейся цене равно­весия (CS)   разница между рыночной ценой, которую производители получили за свой товар, и теми ценами, по которым они былиготовы продать свой товар (PS)
Площадь треугольника РdЕPE Площадь треугольника РSЕPE (или 0PEЕQ1)
графическое изображение
Тема 2. Предложение и закон предложения - student2.ru   сумма излишков потребителей и производителей характеризуетобщественную выгоду(OS), возникающую в связи с существованием рыночного равновесия (площадь треугольника РdЕРS), OS=CS+PS
вывод
Пока ценность каждой дополнительной единицы товара превышает издержки ее производства, общественная выгода будет расти, достигнув максимума при равновесном объеме продаж QЕ, т.е. наступает частичное равновесие. Причем положение ни потребителей, ни производителей невозможно улучшить (Парето-эффективное распределение экономических ресурсов общества при заданном распределении доходов экономических агентов)
               


Наши рекомендации