Коэффициент динамичности нагрузки
Степень точности ГОСТ 1643 - 81 | Твердость поверхно-стей зубьев | Коэффици-енты | Окружная скорость v, м/с | ||||
≤ 350 НВ | КНv | 1,03 1,01 | 1,09 1,03 | 11,16 1,06 | 1,25 1,09 | 1,32 1,13 | |
KFv | 1,06 1,03 | 1,18 1,09 | 1,32 1,13 | 1,50 1,20 | 1,64 1,26 | ||
> 350 НВ | КНv | 1,02 1,01 | 1,06 1,03 | 1,10 1,04 | 1,16 1,06 | 1,20 1,08 | |
KFv | 1,02 1,01 | 1,06 1,03 | 1,10 1,04 | 1,16 1,06 | 1,20 1,08 | ||
≤ 350 НВ | КНv | 1,04 1,02 | 1,12 1,06 | 1,20 1,08 | 1,32 1,13 | 1,40 1,16 | |
KFv | 1,08 1,03 | 1,24 1,09 | 1,40 1,16 | 1,64 1,25 | 1,80 1,32 | ||
> 350 НВ | КНv | 1,02 1,01 | 1,06 1,03 | 1,12 1,05 | 1,19 1,08 | 1,25 1,10 | |
KFv | 1,02 1,01 | 1,06 1,03 | 1,12 1,05 | 1,19 1,08 | 1,25 1,10 | ||
≤ 350 НВ | КНv | 1,05 1,02 | 1,15 1,06 | 1,24 1,10 | 1,38 1,15 | 1,48 1,19 | |
KFv | 1,10 1,04 | 1,30 1,12 | 1,48 1,19 | 1,77 1,30 | 1,96 1,38 | ||
> 350 НВ | КНv | 1,03 1,01 | 1,09 1,03 | 1,15 1,06 | 1,24 1,09 | 1,30 1,12 | |
KFv | 1,03 1,01 | 1,09 1,03 | 1,15 1,06 | 1,24 1,09 | 1,30 1,12 | ||
≤ 350 НВ | КНv | 1,06 1,02 | 1,12 1,06 | 1,28 1,11 | 1,45 1,18 | 1,56 1,22 | |
KFv | 1,11 1,04 | 1,33 1,12 | 1,56 1,22 | 1,90 1,36 | - 1,45 | ||
> 350 НВ | КНv | 1,03 1,01 | 1,09 1,03 | 1,17 1,07 | 1,28 1,11 | 1,35 1,14 | |
KFv | 1,03 1,01 | 1,09 1,03 | 1,17 1,07 | 1,28 1,11 | 1,35 1,14 |
Примечание: верхние числа – для прямозубых колес, нижние числа – для косозубых колес.
9.4. Коэффициент динамичности нагрузки при расчете контактных напряжений учитывает динамику нагружения, погрешности профилей зубьев, ошибки шагов зацепления шестерни и колеса. Значение КНv определяют при помощи таблицы 2.9.1 в зависимости от твердости рабочих поверхностей, степени точности передачи (см. 9.4.2) и окружной скорости (см. 9.4.1).
9.4.1. Линейная окружная скорость
,м/с (36)
9.4.2. Рекомендуемое значение степени точности изготовления Np можно выбрать по окружной скорости
при β > 0; (37)
при β = 0, (38)
где int – целая часть действительной переменной.
9.5. Коэффициент неравномерности нагружения зубьев для прямозубых передач КНα = 1, для косозубых передач вычисляют по формуле
. (39)
Полученное расчетное контактное напряжение должно находиться в интервале
, (40)
Если это условие не выполняется, необходимо выполнить перерасчет
передачи, корректируя ширину зубчатого венца колеса b2 или межосевое расстояние aw. Если увеличивать b2 или aw, то перегрузка уменьшится, уменьшив b2 или aw, можно снизить недогрузку.
10. Проверка выполнения условия прочности по напряжениям изгиба
, (41)
где Т2 - номинальный вращающий момент на колесе, Н·м;
u – передаточное число;
aw – межосевое расстояние, мм;
b2 – ширина зубчатого венца колеса, мм;
mn – нормальный модуль зацепления, мм (см. 6);
КFβ – коэффициент концентрации нагрузки (см. 6.2.1);
КFα - коэффициент неравномерности нагружения зубьев (см. 10.1);
YF – коэффициент формы зуба (см. 10.2);
Yβ – коэффициент, учитывающий угол наклона зубьев (см. 10.3).
10.1. Коэффициент неравномерности нагружения зубьев:
для косозубых передач ; (42)
для прямозубых передач KFα = 1. (43)
10.2. Коэффициент формы зуба представляет собой чисто геометрический параметр, величина которого может быть определена с помощью следующих аппроксимирующих зависимостей:
- для колеса внешнего зацепления
; (44)
- для колеса внутреннего зацепления
, (45)
где z и z0 – числа зубьев колеса и долбяка соответственно;
x – коэффициент смещения инструмента при нарезании зубчатого колеса.
При практическом применении для колес внутреннего зацепления приближенно можно применять YF = 3,5…4,0; для колес внешнего зацепления при выборе коэффициента YF можно использовать специальные графики, представленные на рисунке 10.
10.3. Коэффициент, учитывающий угол наклона зубьев для косозубых и шевронных передач можно приближенно рассчитать по формуле
, (46)
где β – угол наклона зубьев в градусах.
Для прямозубых передач Yβ = 1.
zv
Рис. 10. График для определения коэффициента формы зуба
x - коэффициент смещения инструмента при нарезании зубчатого колеса; zv – эквивалентное число зубьев (для шестерни , для колеса )
Проверка условия прочности на изгиб должна быть выполнена для зубьев колеса и шестерни:
- для колеса ; (47)
- для шестерни ; (48)
если , то необходимо увеличить значение модуля или ширины зубчатого венца с последующим перерасчетом геометрических параметров передачи.
11. Силы в зацеплении цилиндрической зубчатой передачи
Рис. 11. Силы, действующие в зацеплении цилиндрической косозубой передачи
(α – угол профиля; β – угол наклона зубьев).
Нагрузка в контакте зубчатых колес представляет собой нормальную силу Fn, составляющие которой называются окружной Ft, радиальной Fr и осевой Fa проекциями (см. рис. 11); - проекция полной нормальной силы на горизонтальную плоскость.
, (49)
где T2 – вращающий момент на колесе, Н·м;
d2 – делительный диаметр колеса, мм.
; (50)
(51)
Глава 3
Пример проектировочного расчета зубчатой цилиндрической косозубой передачи внешнего зацепления
Рассчитать зубчатую цилиндрическую косозубую передачу одноступенчатого редуктора с моментом на выходе Т2 = 900 Н∙м.
Частоты вращения входного и выходного валов передачи равны п1 =210 об/мин и п2 = 70 об/мин соответственно, т. е. передаточное число и = 3.
Передача нереверсивная, с симметричным расположением шестерни относительно опор. Время безотказной работы t = 10 000 часов в тяжелом режиме нагружения.
В качестве параметров исходного контура инструмента принять:
= 1 - коэффициент высоты головки зуба;
= 1 - коэффициент высоты ножки зуба;
с* = 0,25 - коэффициент радиального зазора;
α = 20° - угол профиля рейки.
Расчет
1. Выбор материалов и расчет допускаемых напряжений
1.1. Выбор материалов для колеса и шестерни по таблице 2.1.1
Зубчатые колеса изготовлены из стали 40Х, закаленной по поверхности до твердости НRС 45…50, термообработка типа «улучшение» с последующей закалкой ТВЧ по контуру до заявленной твердости.
1.2. Допускаемые контактные напряжения
шестерня ,
колесо .
1.2.1.Пределы контактной выносливости по таблице 2.1.2
;
;
1.2.2. Коэффициент запаса прочности .
1.2.3. Коэффициенты долговечности:
шестерни , принимаем ;
,
колеса ,
(табл.2.1.3)
1.3. Допускаемые напряжения изгиба
шестерни
колеса
1.3.1. Пределы выносливости зубьев при изгибе по таблице 2.1.4.
; .
1.3.2. Коэффициент запаса прочности .
1.3.3. Коэффициенты долговечности:
,
;
;
Принимаем и .
1.3.4. Коэффициент чувствительности к реверсивной работе
(нереверсивная работа).
2. Определение межосевого расстояния аw (мм) из условия прочности по контактным напряжениям
2.1. Коэффициент ширины зубчатого венца относительно межосевого расстояния (симметричное расположение относительно опор).
2.2. Коэффициент концентрации нагрузки
,
;
2.3. Коэффициент динамичности нагрузки на этапе проектировочного расчета КНv = 1,0.
2.4. Коэффициент неравномерности нагружения зубьев на этапе проектировочного расчета КНα = 1,05.
2.5. Вспомогательный коэффициент Ка = 430 для косозубых и шевронных передач (ГОСТ 21354 – 87).
Полученную величину межосевого расстояния округляем до ближайшего значения из нормального ряда (см. табл. 2.2.2). Принимаем aw = 130 мм.
3. Определение ширины колеса
4. Определение ширины шестерни
5. Предварительное значение делительного диаметра колеса
6. Определение ориентировочного значения модуля из расчета прочности по напряжениям изгиба
,
6.1. Поправочный коэффициент для косозубых передач .
6.2. Коэффициент расчетной нагрузки KF = KFβKFv = 1,12.
6.2.1. KFβ = 1,124 – коэффициент концентрации нагрузки при расчете напряжений изгиба (см. табл. 2.6.1);
6.2.2. KFv =1,0 – коэффициент динамичности нагрузки (значение, обычно принимаемое на этапе предварительного расчета).
В качестве значения модуля принимаем величину из нормального ряда (ГОСТ 9563 - 80), удовлетворяющуя условию mn ≥ mno (см. табл.2.6.2), ориентируясь на рекомендацию mn = (0,01…0,02)·aw. В данном случае mn = 2 мм.
7. Определение чисел зубьев колеса и шестерни и угла наклона зубьев
βmin – минимальный угол наклона зубьев (для косозубых и шевронных передач):
суммарное число зубьев ;
Значение zΣ округляем до целого в сторону уменьшения, а именно zΣ = 128;
число зубьев шестерни ;
число зубьев колеса
7.1. Уточнение фактического передаточного числа по принятым значениям чисел зубьев:
;
Отклонение фактического передаточного числа от заданного не должно превышать 4%: .
7.2. Определение действительного угла наклона зубьев
.
8. Определение основных геометрических параметров передачи (рис. 9)
8.1. Межосевое расстояние
8.2. Диаметры делительных окружностей
шестерни
колеса .
Передачу проектируем без смещения, полагая х1 = 0 и х2 = 0.
8.3. Диаметры вершин зубьев
шестерни ,
колеса
8.4. Диаметры впадин зубьев
шестерни ,
колеса
8.5. Коэффициенты перекрытия:
торцового ,
осевого .
9. Проверка выполнения условия прочности по контактным напряжениям
,
9.1. (для стальных колес , );
9.2. ;
9.3. ;
9.4. 1,01 (выбираем по табл. 2.9.1 в зависимости от твердости рабочей поверхности, степени точности и окружной скорости);
9.4.1. Линейная окружная скорость
9.4.2. Рекомендуемое значение степени точности (при β > 0)
Поскольку на практике детали изготавливаются со степенью точности не ниже 8-й, то назначаем .
9.5.
;
;
Полученное расчетное контактное напряжение должно находиться в интервале , то есть
Условие прочности по напряжениям контакта для проектируемой передачи можно считать выполненным.
10. Проверка выполнения условия прочности по напряжениям изгиба
,
10.1. Коэффициент неравномерности нагружения зубьев для косозубых передач ;
10.2. Коэффициент формы зуба определяем при помощи графика, представленного на рисунке 10. Вначале определяем приведенные числа зубьев шестерни и колеса:
,
.
Соответственно получаем: YF1= 3,75; YF2= 3,6.
10.3. Коэффициент, учитывающий угол наклона зубьев для косозубых и шевронных передач можно приближенно рассчитать по формуле
;
10.4. Коэффициент динамичности нагрузки КFv = 1,04 (табл. 2.9.1).
Тогда для шестерни и колеса соответственно имеем:
;
.
Условие прочности по напряжениям изгиба для проектируемой передачи можно считать выполненным.
11. Силы в зацеплении:
окружная ,
радиальная ,
осевая
По полученным размерам передачи можно выполнить конструирование зубчатых колес (см. главу 4).
Глава 4