Коэффициент динамичности нагрузки

Степень точности ГОСТ 1643 - 81 Твердость поверхно-стей зубьев Коэффици-енты Окружная скорость v, м/с
≤ 350 НВ КНv 1,03 1,01 1,09 1,03 11,16 1,06 1,25 1,09 1,32 1,13
KFv 1,06 1,03 1,18 1,09 1,32 1,13 1,50 1,20 1,64 1,26
> 350 НВ КНv 1,02 1,01 1,06 1,03 1,10 1,04 1,16 1,06 1,20 1,08
KFv 1,02 1,01 1,06 1,03 1,10 1,04 1,16 1,06 1,20 1,08
≤ 350 НВ КНv 1,04 1,02 1,12 1,06 1,20 1,08 1,32 1,13 1,40 1,16
KFv 1,08 1,03 1,24 1,09 1,40 1,16 1,64 1,25 1,80 1,32
> 350 НВ КНv 1,02 1,01 1,06 1,03 1,12 1,05 1,19 1,08 1,25 1,10
KFv 1,02 1,01 1,06 1,03 1,12 1,05 1,19 1,08 1,25 1,10
≤ 350 НВ КНv 1,05 1,02 1,15 1,06 1,24 1,10 1,38 1,15 1,48 1,19
KFv 1,10 1,04 1,30 1,12 1,48 1,19 1,77 1,30 1,96 1,38
> 350 НВ КНv 1,03 1,01 1,09 1,03 1,15 1,06 1,24 1,09 1,30 1,12
KFv 1,03 1,01 1,09 1,03 1,15 1,06 1,24 1,09 1,30 1,12
≤ 350 НВ КНv 1,06 1,02 1,12 1,06 1,28 1,11 1,45 1,18 1,56 1,22
KFv 1,11 1,04 1,33 1,12 1,56 1,22 1,90 1,36 - 1,45
> 350 НВ КНv 1,03 1,01 1,09 1,03 1,17 1,07 1,28 1,11 1,35 1,14
KFv 1,03 1,01 1,09 1,03 1,17 1,07 1,28 1,11 1,35 1,14

Примечание: верхние числа – для прямозубых колес, нижние числа – для косозубых колес.

9.4. Коэффициент динамичности нагрузки при расчете контактных напряжений учитывает динамику нагружения, погрешности профилей зубьев, ошибки шагов зацепления шестерни и колеса. Значение КНv определяют при помощи таблицы 2.9.1 в зависимости от твердости рабочих поверхностей, степени точности передачи (см. 9.4.2) и окружной скорости (см. 9.4.1).

9.4.1. Линейная окружная скорость

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ,м/с (36)

9.4.2. Рекомендуемое значение степени точности изготовления Np можно выбрать по окружной скорости

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru при β > 0; (37)

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru при β = 0, (38)

где int – целая часть действительной переменной.

9.5. Коэффициент неравномерности нагружения зубьев для прямозубых передач КНα = 1, для косозубых передач вычисляют по формуле

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru . (39)

Полученное расчетное контактное напряжение должно находиться в интервале

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru , (40)

Если это условие не выполняется, необходимо выполнить перерасчет

передачи, корректируя ширину зубчатого венца колеса b2 или межосевое расстояние aw. Если увеличивать b2 или aw, то перегрузка уменьшится, уменьшив b2 или aw, можно снизить недогрузку.

10. Проверка выполнения условия прочности по напряжениям изгиба

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru , (41)

где Т2 - номинальный вращающий момент на колесе, Н·м;

u – передаточное число;

aw – межосевое расстояние, мм;

b2 – ширина зубчатого венца колеса, мм;

mn – нормальный модуль зацепления, мм (см. 6);

К – коэффициент концентрации нагрузки (см. 6.2.1);

К - коэффициент неравномерности нагружения зубьев (см. 10.1);

YF – коэффициент формы зуба (см. 10.2);

Yβ – коэффициент, учитывающий угол наклона зубьев (см. 10.3).

10.1. Коэффициент неравномерности нагружения зубьев:

для косозубых передач Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ; (42)

для прямозубых передач K = 1. (43)

10.2. Коэффициент формы зуба Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru представляет собой чисто геометрический параметр, величина которого может быть определена с помощью следующих аппроксимирующих зависимостей:

- для колеса внешнего зацепления

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ; (44)

- для колеса внутреннего зацепления

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru , (45)

где z и z0 – числа зубьев колеса и долбяка соответственно;

x – коэффициент смещения инструмента при нарезании зубчатого колеса.

При практическом применении для колес внутреннего зацепления приближенно можно применять YF = 3,5…4,0; для колес внешнего зацепления при выборе коэффициента YF можно использовать специальные графики, представленные на рисунке 10.

10.3. Коэффициент, учитывающий угол наклона зубьев для косозубых и шевронных передач можно приближенно рассчитать по формуле

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru , (46)

где β – угол наклона зубьев в градусах.

Для прямозубых передач Yβ = 1.

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

zv

Рис. 10. График для определения коэффициента формы зуба

x - коэффициент смещения инструмента при нарезании зубчатого колеса; zv – эквивалентное число зубьев (для шестерни Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru , для колеса Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru )

Проверка условия прочности на изгиб должна быть выполнена для зубьев колеса и шестерни:

- для колеса Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ; (47)

- для шестерни Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ; (48)

если Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru , то необходимо увеличить значение модуля или ширины зубчатого венца с последующим перерасчетом геометрических параметров передачи.

11. Силы в зацеплении цилиндрической зубчатой передачи

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

Рис. 11. Силы, действующие в зацеплении цилиндрической косозубой передачи

(α – угол профиля; β – угол наклона зубьев).

Нагрузка в контакте зубчатых колес представляет собой нормальную силу Fn, составляющие которой называются окружной Ft, радиальной Fr и осевой Fa проекциями (см. рис. 11); Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru - проекция полной нормальной силы на горизонтальную плоскость.

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru , (49)

где T2 – вращающий момент на колесе, Н·м;

d2 – делительный диаметр колеса, мм.

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ; (50)

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru (51)

Глава 3

Пример проектировочного расчета зубчатой цилиндрической косозубой передачи внешнего зацепления

Рассчитать зубчатую цилиндрическую косозубую передачу одноступенчатого редуктора с моментом на выходе Т2 = 900 Н∙м.

Частоты вращения входного и выходного валов передачи равны п1 =210 об/мин и п2 = 70 об/мин соответственно, т. е. передаточное число и = 3.

Передача нереверсивная, с симметричным расположением шестерни относительно опор. Время безотказной работы t = 10 000 часов в тяжелом режиме нагружения.

В качестве параметров исходного контура инструмента принять:

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru = 1 - коэффициент высоты головки зуба;

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru = 1 - коэффициент высоты ножки зуба;

с* = 0,25 - коэффициент радиального зазора;

α = 20° - угол профиля рейки.

Расчет

1. Выбор материалов и расчет допускаемых напряжений

1.1. Выбор материалов для колеса и шестерни по таблице 2.1.1

Зубчатые колеса изготовлены из стали 40Х, закаленной по поверхности до твердости НRС 45…50, термообработка типа «улучшение» с последующей закалкой ТВЧ по контуру до заявленной твердости.

1.2. Допускаемые контактные напряжения

шестерня Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ,

колесо Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru .

1.2.1.Пределы контактной выносливости по таблице 2.1.2

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ;

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ;

1.2.2. Коэффициент запаса прочности Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru .

1.2.3. Коэффициенты долговечности:

шестерни Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru , принимаем Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ;

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ,

колеса Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ,

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru (табл.2.1.3)

1.3. Допускаемые напряжения изгиба

шестерни Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

колеса Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

1.3.1. Пределы выносливости зубьев при изгибе по таблице 2.1.4.

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ; Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru .

1.3.2. Коэффициент запаса прочности Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru .

1.3.3. Коэффициенты долговечности:

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ,

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ;

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ;

Принимаем Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru и Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru .

1.3.4. Коэффициент чувствительности к реверсивной работе

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru (нереверсивная работа).

2. Определение межосевого расстояния аw (мм) из условия прочности по контактным напряжениям

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

2.1. Коэффициент ширины зубчатого венца относительно межосевого расстояния Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru (симметричное расположение относительно опор).

2.2. Коэффициент концентрации нагрузки

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ,

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ;

2.3. Коэффициент динамичности нагрузки на этапе проектировочного расчета КНv = 1,0.

2.4. Коэффициент неравномерности нагружения зубьев на этапе проектировочного расчета КНα = 1,05.

2.5. Вспомогательный коэффициент Ка = 430 для косозубых и шевронных передач (ГОСТ 21354 – 87).

Полученную величину межосевого расстояния округляем до ближайшего значения из нормального ряда Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru (см. табл. 2.2.2). Принимаем aw = 130 мм.

3. Определение ширины колеса

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

4. Определение ширины шестерни

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

5. Предварительное значение делительного диаметра колеса

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

6. Определение ориентировочного значения модуля из расчета прочности по напряжениям изгиба

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ,

6.1. Поправочный коэффициент для косозубых передач Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru .

6.2. Коэффициент расчетной нагрузки KF = KKFv = 1,12.

6.2.1. K = 1,124 – коэффициент концентрации нагрузки при расчете напряжений изгиба (см. табл. 2.6.1);

6.2.2. KFv =1,0 – коэффициент динамичности нагрузки (значение, обычно принимаемое на этапе предварительного расчета).

В качестве значения модуля принимаем величину из нормального ряда (ГОСТ 9563 - 80), удовлетворяющуя условию mn ≥ mno (см. табл.2.6.2), ориентируясь на рекомендацию mn = (0,01…0,02)·aw. В данном случае mn = 2 мм.

7. Определение чисел зубьев колеса и шестерни и угла наклона зубьев

βmin – минимальный угол наклона зубьев (для косозубых и шевронных передач): Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

суммарное число зубьев Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ;

Значение zΣ округляем до целого в сторону уменьшения, а именно zΣ = 128;

число зубьев шестерни Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ;

число зубьев колеса Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

7.1. Уточнение фактического передаточного числа по принятым значениям чисел зубьев:

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ;

Отклонение фактического передаточного числа от заданного не должно превышать 4%: Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru .

7.2. Определение действительного угла наклона зубьев

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru .

8. Определение основных геометрических параметров передачи (рис. 9)

8.1. Межосевое расстояние

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

8.2. Диаметры делительных окружностей

шестерни Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

колеса Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru .

Передачу проектируем без смещения, полагая х1 = 0 и х2 = 0.

8.3. Диаметры вершин зубьев

шестерни Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ,

колеса Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

8.4. Диаметры впадин зубьев

шестерни Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ,

колеса Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

8.5. Коэффициенты перекрытия:

торцового Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ,

осевого Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru .

9. Проверка выполнения условия прочности по контактным напряжениям

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ,

9.1. Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru (для стальных колес Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru , Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru );

9.2. Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ;

9.3. Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ;

9.4. Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru 1,01 (выбираем по табл. 2.9.1 в зависимости от твердости рабочей поверхности, степени точности и окружной скорости);

9.4.1. Линейная окружная скорость Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

9.4.2. Рекомендуемое значение степени точности (при β > 0)

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

Поскольку на практике детали изготавливаются со степенью точности не ниже 8-й, то назначаем Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru .

9.5. Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ;

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ;

Полученное расчетное контактное напряжение должно находиться в интервале Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru , то есть Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

Условие прочности по напряжениям контакта для проектируемой передачи можно считать выполненным.

10. Проверка выполнения условия прочности по напряжениям изгиба

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ,

10.1. Коэффициент неравномерности нагружения зубьев для косозубых передач Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ;

10.2. Коэффициент формы зуба определяем при помощи графика, представленного на рисунке 10. Вначале определяем приведенные числа зубьев шестерни и колеса:

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ,

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru .

Соответственно получаем: YF1= 3,75; YF2= 3,6.

10.3. Коэффициент, учитывающий угол наклона зубьев для косозубых и шевронных передач можно приближенно рассчитать по формуле

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ;

10.4. Коэффициент динамичности нагрузки КFv = 1,04 (табл. 2.9.1).

Тогда для шестерни и колеса соответственно имеем:

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ;

Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru .

Условие прочности по напряжениям изгиба для проектируемой передачи можно считать выполненным.

11. Силы в зацеплении:

окружная Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ,

радиальная Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru ,

осевая Коэффициент динамичности нагрузки - student2.ru

По полученным размерам передачи можно выполнить конструирование зубчатых колес (см. главу 4).

Глава 4

Наши рекомендации