Ответственность за нарушения норм о специальной оценке условий труда
Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников, в том числе провести специальную оценку условий труда (ст. 212 ТК РФ).
За непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель (организация или индивидуальный предприниматель) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Если после этого аналогичное административное правонарушение будет выявлено повторно, работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Исходя из анализа положений Закона N 426-ФЗ нарушением порядка проведения спецоценки могут быть, например, признаны следующие действия (бездействие) работодателя:
1) несоблюдение срока проведения спецоценки;
2) неознакомление работников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
3) нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
4) проведение спецоценки:
- без привлечения специализированной организации;
- без формирования комиссии по ее проведению;
- не на всех рабочих местах.
Поскольку обязанность по проведению спецоценки возникает в отношении разных категорий рабочих мест в разное время (ч. 6 ст. 10, ст. 17, ч. 4, 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), до 01.01.2019 к административной ответственности за непроведение спецоценки или нарушение порядка ее проведения могут привлечь организации:
1) условия труда на рабочих местах которых относятся к потенциально опасным и (или) вредным (т.е. указаны в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ), в следующих случаях:
- аттестация на этих рабочих местах никогда не проводилась;
- эти рабочие места были аттестованы, но срок действия аттестации истек, а спецоценка в соответствии с требованиями Закона N 426-ФЗ на этих рабочих местах не проводилась;
Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда: впервые (в переходный период) и повторно
2) на рабочих местах которых необходимо провести внеплановую спецоценку в связи с возникновением следующих обстоятельств (ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ):
- введены в эксплуатацию новые рабочие места;
- получено предписание ГИТ о проведении спецоценки;
- изменился технологический процесс, заменено производственное оборудование, изменен состав применяемых материалов и (или) сырья, изменены средства индивидуальной и коллективной защиты, что может повлиять на уровень воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;
Продолжение перечня
- произошел несчастный случай на производстве (не по вине третьих лиц) либо у работника выявлено профессиональное заболевание, вызванное воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;
- получено мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организаций (другого представительного органа работников) о проведении спецоценки.
Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда
Для тех организаций, условия труда на рабочих местах которых являются условно безопасными (т.е. не указаны в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ), административная ответственность за непроведение специальной оценки не предусмотрена до 01.01.2019. Это связано с тем, что указанные организации вправе проводить специальную оценку поэтапно и должны завершить ее не позднее 31.12.2018 (ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
Организации, которые завершили специальную оценку до этой даты (например, 31.12.2014), должны ознакомить работников с ее результатами и разместить на своем официальном интернет-сайте (при его наличии) сводные данные по итогам оценки (ч. 6 ст. 15 Закона N 426-ФЗ). Кроме того, сведения о результатах специальной оценки необходимо сообщить в Фонд социального страхования РФ (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
За непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель (организация или индивидуальный предприниматель) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Если после этого аналогичное административное правонарушение будет выявлено повторно, работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Связанные вопросы
Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда
Размещение работодателем на официальном интернет-сайте сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда
Уведомление Фонда социального страхования РФ о результатах специальной оценки условий труда
Отметим, что к ответственности могут привлечь как саму организацию, так и ее руководителя (его заместителя), специалиста по охране труда или иное ответственное лицо, уполномоченное на проведение специальной оценки в силу должностных обязанностей или на основании приказа руководителя. Данный вывод следует из анализа примечания к ст. 2.4 КоАП РФ. Привлечение к ответственности организации не исключает одновременного применения наказания к перечисленным выше лицам (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Виды и размер наказания за непроведение спецоценки
условий труда и нарушение порядка ее проведения
(ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Вид наказания | В отношении кого применяется | Размер наказания (срок ограничения) | Норма |
Предупреждение <*> | Организация (юридическое лицо) | - | Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Должностное лицо организации | |||
Индивидуальный предприниматель | |||
Штраф | Организация (юридическое лицо) | От 60 000 до 80 000 руб. | Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Должностное лицо организации | От 5000 до 10 000 руб. | ||
Индивидуальный предприниматель | |||
Штраф при повторном нарушении | Организация (юридическое лицо) | От 100 000 до 200 000 руб. | Часть 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Должностное лицо организации | От 30 000 до 40 000 руб. | ||
Индивидуальный предприниматель | |||
Приостановление деятельности при повторном нарушении <**> | Организация (юридическое лицо) | До 90 суток | Часть 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Индивидуальный предприниматель | |||
Дисквалификация при повторном нарушении | Должностное лицо организации | От одного года до трех лет | Часть 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
--------------------------------
<*> Этот вид ответственности применяется, в частности, если административное правонарушение совершено впервые и при этом не причинен вред или отсутствует угроза его причинения жизни и здоровью людей (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).
<**> Этот вид ответственности применяется, в частности, если существует угроза жизни и здоровью людей (абз. 1 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).