Тема 1.1 Задачи, значение и роль экономического анализа, предмет и объекты анализа
Методические указания
по изучению учебной дисциплины, рекомендации по подготовке к тестированию и тестовые задания для контроля знаний
для учащихся 3 курса заочной формы получения образования
Специальность 2-25 01 35
«Бухгалтерский учёт, анализ и контроль»
Полоцк
Автор: Микужевич Л.М., преподаватель высшей квалификационной
категории УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический
колледж»
Разработаны на основании типовой учебной программы дисциплины
«Анализ хозяйственной деятельности», утверждённой Министерством образования Республики Беларусь от 26. 12. 2007 г.
Методические указания обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии учетно-экономических дисциплин УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»
Протокол №2 от 15 сентября 2016 года
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка. 4
2. Примерный тематический план. 5
3. Содержание программы.. 6
4. Литература. 12
5. Общие указания и методические рекомендации по изучению дисциплины и подготовке к тестированию.. 12
6. Перечень вопросов и практических заданий для подготовки к. 13
тестированию.. 13
7. Перечень теоретических вопросов для семестрового экзамена: 19
8. Перечень практических заданий для семестрового экзамена: 22
9. Тестовые задания. 25
Пояснительная записка
Программой дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» предусматривается изучение основных теоретических положений, приемов и методов анализа хозяйственной деятельности. Она тесно связана с такими дисциплинами специального цикла, как «Экономика организации», «Статистика», «Бухгалтерский учет», «Финансы и кредит ».
Задачи изучения дисциплины - овладение учащимися основными методами и приемами исследования экономической и социальной деятельности организаций, формирование умений и навыков подбора, проверки и обработки информации, оценке деятельности предприятия по основным направлениям работы и отраслям, разработки рекомендаций по оптимальному использованию потенциала организации.
Для закрепления теоретических знаний и формирования необходимых практических умений и навыков программой предусмотрено проведение практических занятий.
В целях текущего контроля по отдельным темам целесообразно проводить тестирование знаний учащихся, текущие зачеты, экономические диктанты, способствующие закреплению знаний и определяющие уровень усвоения учебного материала.
По всем темам программы сформулированы основные цели их изучения на основе деятельности обучаемого и уровней усвоения содержания изучаемого материала, прогнозируются конкретные результаты достижения этих целей.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать на уровне представления:
- место и роль анализа в системе управления хозяйственной деятельностью организации;
- задачи и источники анализа;
знать на уровне понимания:
- теоретические основы анализа хозяйственной деятельности, его методы и приемы;
- методику анализа показателей хозяйственной деятельности;
- резервы повышения эффективности хозяйствования, экстенсивные и интенсивные факторы наращивания экономического потенциала организации;
уметь:
- исследовать экономическую деятельность организации;
- проводить экономический анализ условий и результатов производства (использование земель, основных фондов, трудовых ресурсов, себестоимости продукции, использования продукции и ее реализации, финансовых результатов и рентабельности, финансового состояния предприятия, инвестиционной деятельности);
- установить факторы, определяющие экономическую эффективность производства;
- разрабатывать мероприятия по вовлечению в производство внутрихозяйственных резервов по увеличению выхода продукции, повышению производительности труда, снижению себестоимости продукции и росту рентабельности, применению коммерческого расчета и самофинансирования;
- производить аналитические расчеты основных показателей хозяйственной деятельности организации;
- оценивать, диагностировать и прогнозировать развитие хозяйственной деятельности организации;
- разрабатывать рекомендации по оптимальному использованию ресурсов организации.
В программе приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащегося по дисциплине, которые разработаны на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 марта 2004 г. № 17).
Приведенный в программе тематический план является примерным. Предметная (цикловая) комиссия может вносить обоснованные изменения в содержание программного материала, в распределение часов по темам с обязательным сохранением общего количества часов, выделенных учебным планом на дисциплину. Изменения, вносимые предметной (цикловой) комиссией в программу, должны быть утверждены заместителем руководителя учреждения образования по учебной работе.
2. Примерный тематический план
Тема | Количество часов | |
Всего | В том числе на практические занятия | |
Введение | ||
1. Теория анализа хозяйственной деятельности | ||
2. Анализ производства и реализации продукции | ||
3. Анализ показателей по труду | ||
4. Анализ основных средств и технического развития организации | ||
5. Анализ материальных ресурсов организации | ||
6. Анализ себестоимости продукции | ||
7. Анализ финансовых результатов деятельности организации | ||
8. Анализ финансового положения организации | ||
ИТОГО: |
Содержание программы
Цели изучения темы | Содержание темы | Результат |
Введение | ||
Сформировать представление осущности и роли анализа хозяйственной деятельности в управлении производством, задачах анализа. | Понятие анализа хозяйственной деятельности. Цели и задачи изучения дисциплины, ее предмет и роль в системе подготовки специалистов. | Высказывает общее суждение о роли анализа хозяйственной деятельности в системе управления производством. |
Тема1.Теория анализа хозяйственной деятельности | ||
Дать понятие о видах анализа, его предмете и объектах, об информационном обеспечении анализа. Дать знания о способах обработки информации, о приемах факторного анализа. | Виды анализа хозяйственной деятельности по отраслевому, пространственному признакам, по полноте охвата объектов. Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности, его информационное обеспечение. Способы обработки информации в анализе хозяйственной деятельности: сравнения, относительных и средних величин, группировки информации, графический и балансовый. Факторный анализ, его приемы: цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, долевого участия, интегральный. | Описывает виды анализа. Раскрывает предмет и объекты анализа, информационное обеспечение. Освещает способы обработки информации, приемы факторного анализа |
Практические занятия № 1 | ||
Сформировать умение анализировать показатели хозяйственной деятельности с помощью традиционных способов анализа. | Проведение анализа показателей хозяйственной деятельности с использованием способов сравнения, относительных и средних величин, группировки. | Анализирует показатели хозяйственной деятельности с использованием традиционных способов. |
Практические занятия № 2 | ||
Выработать умение анализировать показатели хозяйственной деятельности с использованием приемов факторного анализа. | Проведение анализа показателей хозяйственной деятельности с использованием приемов факторного анализа. | Анализирует показатели хозяйственной деятельности с использованием приемов факторного анализа. |
Тема 2. Анализ производства и реализации продукции | ||
Дать знания об анализе выпуска продукции по общему объему, ассортименту, структуре, ритмичности, о методике анализа качества выпускаемой продукции, об анализе выполнения договорных обязательств но реализации продукции. | Задачи анализа объема производства и реализации продукции (работ, услуг). Информационное обеспечение анализа выпуска продукции. Показатели, характеризующие выпуск и реализацию продукции (валовая, товарная, реализованная). Методика анализа выполнения производственной программы по выпуску продукции. Расчет влияния факторов на объем выпуска продукции: трудовых, материальных, производственно-технических. Анализ выполнения плана по ассортименту и структуре. Анализ влияния структурных сдвигов на объем выпуска продукции. Анализ равномерности и ритмичности выпуска продукции. Показатели, характеризующие ритмичность выполнения плана по выпуску продукции: коэффициенты ритмичности, вариации, числа аритмичности. Анализ качества выпускаемой продукции. Обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества. Методика их анализа. Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции, объемов реализации продукции. Основные факторы, влияющие на объем реализованной продукции. Анализ резервов роста объема производства и реализации продукции. | Описывает последовательность анализа производственной программы, выполнения плана по ритмичности, ассортименту, структуре выпускаемой продукции. Объясняет порядок расчета влияния трудовых, производственных и материальных факторов на объем выпуска. Освещает методику анализа качества продукции, выполнения договорных обязательств по реализации продукции. Описывает резервы роста производства и реализации продукции. |
Практические занятия № 3 | ||
Сформировать умение анализировать объем, ассортимент и качество продукции (работ, услуг) | Проведение анализа объема, ассортимента и качества продукции. | Анализирует объем, ассортимент и качество продукции. |
Практические занятия № 4 | ||
Выработать умение анализировать ритмичность выпуска и реализации продукции. | Проведение анализа ритмичности выпуска и реализации продукции. | Анализирует ритмичность выпуска и реализации продукции. |
Тема 3. Анализ показателей по труду и заработной плате | ||
Дать знания о методике анализа показателей по труду и заработной плате: обеспеченности трудовыми ресурсами, использования рабочего времени, производительности труда, фонда заработной платы. | Задачи и информационное обеспечение анализа показателей по труду и заработной плате, его значение. Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами, их состава и структуры. Показатели оборота рабочей силы, их анализ. Анализ использования рабочего времени. Расчет влияния потерь рабочего времени на объем выпуска продукции. Анализ производительности труда. Анализ расходов на оплату труда по общему объему, составу, структуре, источникам выплаты. Анализ средней заработной платы работников организации. | Излагает методику анализа показателей по труду и заработной плате. Описывает порядок анализа обеспеченности организации трудовыми ресурсами, расчета показателей производительности труда и расходов на оплату труда. Излагает порядок расчета потерь рабочего времени, их влияния на производительность труда и фонд заработной платы |
Практические занятия № 5 | ||
Научить анализировать показатели обеспеченности трудовыми ресурсами, их движение, использование рабочего времени. | Проведение анализа показателей обеспеченности трудовыми ресурсами, их движения, использования рабочего времени. | Анализирует показатели обеспеченности трудовыми ресурсами, их движение, использование рабочего времени. |
Практические занятия № 6 | ||
Сформировать умение анализировать производительность труда, расходы на оплату труда. | Проведение анализа производительности труда, расходов на оплату труда. | Анализирует производительность труда, расходы на оплату труда. |
Тема 4. Анализ основных средств и технического развития организации | ||
Дать знания о методике анализа состава, структуры, движения, технического состояния и эффективности использования основных средств, использования производственного оборудования, производственной мощности и площади организации. | Задачи анализа основных средств. Источники информации. Изучение изменений в составе, структуре основных производственных средств. Анализ технического развития организации. Показатели состояния, движения и эффективности использования основных средств, методика их анализа. Расчет влияния факторов на изменение фондоотдачи: удельного веса активной части основных средств, ее фондоотдачи. Резервы повышения эффективности использования основных средств. Анализ использования производственного оборудования, производственной мощности и площади . | Освещает методику анализа состава и структуры основных средств организации, технического состояния, движения, эффективности использования основных средств, производственного оборудования, производственной мощности и площади организации. |
Практические занятия № 7 | ||
Сформировать умение анализировать обеспеченность организации основными средствами, их движение и эффективность использования. | Проведение анализа обеспеченности организации основными средствами, их движения и эффективности использования. | Анализирует обеспеченность организации основными средствами, показатели их движения и эффективности использования. |
Тема 5. Анализ материальных ресурсов организации | ||
Дать знания о методике анализа обеспеченности организации материальными ресурсами и эффективности их использования. | Задачи анализа материальных ресурсов, его значение, источники информации. Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами. Анализ эффективности использования материальных ресурсов. Факторный анализ материалоемкости продукции. Пути снижения энергоемкости и материалоемкости продукции. | Излагает методику анализа обеспеченности организации материальными ресурсами, эффективности их использования. Раскрывает сущность факторного анализа материалоемкости продукции, объясняет значение и пути снижения энерго- и материалоемкости продукции. |
Практические занятия № 8 | ||
Сформировать умение анализировать показатели эффективности использования материальных ресурсов. | Выполнение анализа показателей эффективности использования материальных ресурсов. | Анализирует показатели эффективности использования материальных ресурсов. |
Тема 6. Анализ себестоимости продукции | ||
Дать знания о методике анализа себестоимости продукции по общему объему, структуре, экономическим элементам, статьям; затрат на 1 рубль товарной продукции; прямых материальных и трудовых затрат, косвенных затрат в составе себестоимости; об анализе резервов снижения затрат на производство продукции. | Значение, задачи и информационное обеспечение анализа затрат на производство и реализацию продукции. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции. Анализ прямых материальных и трудовых затрат. Расчет влияния объема товарной продукции, структуры на прямые затраты, уровня прямых затрат в себестоимости отдельных изделий. Анализ косвенных затрат. Анализ резервов снижения затрат на производство продукции. | Раскрывает сущность анализа себестоимости продукции. Описывает последовательность проведения анализа затрат на производство и реализацию продукции. Излагает методику расчета влияния факторов на прямые затраты в себестоимости и анализа затрат на 1 рубль товарной продукции. |
Практические занятия № 9 | ||
Сформировать умение анализировать затраты на производство и реализацию продукции. | Проведение анализа затрат на производство и реализацию продукции. | Анализирует затраты на производство и реализацию продукции. |
Практические занятия № 10 | ||
Выработать умение анализировать прямые и косвенные затраты, рассчитывать влияние факторов на себестоимость продукции. | Проведение анализа прямых и косвенных затрат. Расчет влияния факторов на себестоимость продукции. | Анализирует прямые и косвенные затраты, рассчитывает влияние факторов на себестоимость продукции. |
Тема 7. Анализ финансовых результатов деятельности организации | ||
Сформировать понятие о методике анализа состава, динамики прибыли и рентабельности организации, об анализе влияния факторов на изменение прибыли и рентабельности, распределения и использования прибыли в системе «директ-костинг». | Значение, задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности организации. Анализ состава и динамики прибыли организации Анализ финансовых результатов от реализации продукции. Анализ влияния факторов на выполнение плана и на динамику прибыли от реализации, объема и структуры реализации, себестоимости реализованной продукции, средних реализационных цен. Анализ показателей рентабельности организации. Факторы, влияющие на уровень рентабельности, анализ их влияния Анализ распределения и использования прибыли организации. Анализ прибыли в системе «директ- костинг». Маржинальный доход. Точка безубыточности, запас финансовой устойчивости (зона прибыльности) организации, их расчет. Методика анализа резервов увеличения суммы прибыли. | Освещает методику анализа состава, динамики прибыли и рентабельности организации анализа влияния факторов у изменение прибыли и рентабельности, распределения прибыли и ее использовании прибыли в системе «директ -костинга». |
Практические занятия №11 | ||
Сформировать умение анализировать влияние факторов на величину прибыли и рентабельности организации. | Осуществление анализа динамики изменения и распределения прибыли организации. | Анализирует динамику изменения прибыли и ее распределения. |
Практические занятия № 12 | ||
Научить анализировать динамику изменения и распределения прибыли организации. | Проведение анализа влияния факторов на величину прибыли и рентабельности организации | Анализирует влияние факторов на величину прибыли рентабельности организации. |
Тема 8. Анализ финансового положения организации | ||
Сформировать представление о значении, задачах и информационном обеспечении анализа финансового положения организации. Дать знания о методике анализа состава и структуры хозяйственных средств и источников их формирования, платежеспособности и финансовой устойчивости организации, о методике оценки риска банкротства. | Значение, задачи и информационное обеспечение анализа финансового положения организации. Общий анализ хозяйственных средств и их источников. Анализ источников собственных средств. Показатели, характеризующие обеспеченность организации собственным капиталом и эффективность его использования. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости организации. Оценка запаса финансовой устойчивости. Прогнозирование финансового состояния и определение вероятности банкротства организации. Обобщение результатов анализа финансового состояния организации. Разработка оптимальных управленческих решений по финансовой деятельности организации. | Высказывает общее суждение о значении, задачах и информационном обеспечении анализа финансового положения организации. Излагает методику анализа состава и структуры хозяйственных средств и источников их формирования, платежеспособности и финансовой устойчивости организации, методику оценки риска банкротства. |
Практические занятия № 13 | ||
Сформировать умение анализировать состав и структуру хозяйственных средств и их источники. | Проведение анализа состава и структуры хозяйственных средств и их источников. | Анализирует состав и структуру хозяйственных средств и источники их формирования. |
Практические занятия № 14 | ||
Обучить методике анализа эффективности использования оборотных средств. | Проведение анализа эффективности использования оборотных средств. | Анализирует эффективность использования оборотных средств. |
Практические занятия № 15 | ||
Выработать умение анализировать ликвидность, платежеспособность и финансовую устойчивость организации | Осуществление анализа ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости организации | Анализирует ликвидность, платежеспособность и финансовую устойчивость организации |
Литература
1. Анализ хозяйственной деятельности: учебник / [В. И. Стражев и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 525 с.
2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебное пособие / [Л. Л. Ермолович и др.]. – Минск: Современная школа, 2010. – 800 с.
3. Елисеева, Т.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Т. П. Елисеева. – Минск: Современная школа, 2007. – 941 с.
4. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. для студ., обуч. по спец. "Бух. учет, анализ и аудит" / Г.В.Савицкая. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 534 c.
5. Савицкая, Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Г.В.Савицкая. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 301 c.
6. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2011. – 647 с.
7. Экономический анализ хозяйственной деятельности / В. И. Герасимова, Г. Л. Харевич. – Минск: Право и экономика, 2008. – 513 с.
8. Экономический анализ хозяйственной деятельности / В. И. Герасимова, Г. Л. Харевич. – Минск: Право и экономика, 2012. – 513 с.
5. Общие указания и методические рекомендации по изучению дисциплины и подготовке к тестированию
Задачи изучения дисциплины - овладение учащимися основными методами и приемами исследования экономической и социальной деятельности организаций, формирование умений и навыков подбора, проверки и обработки информации, оценке деятельности предприятия по основным направлениям работы и отраслям, разработки рекомендаций по оптимальному использованию потенциала организации.
Основной формой работы учащихся в межсессионный период является самостоятельное изучение дисциплины. Для закрепления теоретических знаний и формирования необходимых практических умений и навыков необходимо научиться составлять факторные модели, используя методику приемов факторного анализа и список условных обозначений.
Форма промежуточного контроля самостоятельной работы учащихся в этот период является выполнение домашней контрольной работы или как альтернатива – прохождение тестирования. Подготовка к прохождению тестирования позволяет систематизировать, углубить и закрепить знания. Успешное прохождение теста является основанием для допуска к сдаче семестрового экзамена и ГЭС. Тестирование осуществляется в межсессионный период в компьютерных аудиториях в соответствии с учебным графиком учащегося.
При прохождении тестирования, задания для каждого учащегося выбираются программой случайным образом из общего объема предоставленных тестовых заданий по дисциплине, охватывающих содержание всех тем курса, в соответствии с установленными параметрами – 30 вопросов.
Максимальная продолжительность тестирования по дисциплине –
40 минут. Последовательность действий учащихся при тестировании определяется инструктажем представителя учебного вычислительного центра. Максимальное число попыток тестирования без оплаты по каждой дисциплине – 3. Тест считается пройденным – «Зачет» – если правильно освещено не менее 50 процентов выбранных случайным образом тестовых заданий, в противном случае выставляется «Незачет».
В случае неудачных трех попыток сдачи теста по дисциплине, а также в случае нарушения учебного графика проводится дополнительное тестирование на платной основе по расценкам, установленным бухгалтерией учреждения образования.
Учащийся, не сдавший тестирование к началу лабораторно-экзаменационной сессии, к сдаче экзамена, дифференцированного зачёта, выполнению обязательной контрольной работы по дисциплине не допускается.
Учащимся запрещено пользоваться в компьютерном классе мобильными телефонами и другими личными средствами хранения, приема и передачи информации, учебниками и учебными пособиями, а также другими вспомогательными материалами, меняться местами во время прохождения тестирования, использовать помощь других лиц для выполнения тестовых заданий.
Учащиеся обязаны соблюдать в помещении компьютерных аудиторий общие правила поведения и выполнять требования сотрудника компьютерной аудитории. При несоблюдении учащимися установленных правил и невыполнении требований сотрудника компьютерной аудитории попытка тестирования прекращается.
6. Перечень вопросов и практических заданий для подготовки к
Тестированию
Теоретические вопросы
Курс
Курс
Курс
1. Рассчитать резерв увеличения производства продукции способом сравнения.
2. Рассчитать резерва увеличения производства молока способом прямого счёта.
3. Выполнить оценку площади сельскохозяйственных угодий хозяйства в балло-гектарах.
4. Определить объем производства молока в расчёте на 100 балло-гектаров сельскохозяйственных угодий.
5. Рассчитать оптимальную дозу органических удобрений на гектар для поддержания в почве уровня гумуса.
6. Рассчитать показателя энергообеспеченности хозяйства.
7. Рассчитать показателя энерговооруженности в предприятия.
8. Рассчитать коэффициенты движения основных средств.
9. Определить влияние факторов на уровень фондоотдачи использования основных средств.
10. Определить коэффициенты использования МТП.
11. Определить объёма потерь продукции из-за невыполнения плана по агро-технических мероприятий.
12. Рассчитать резерв увеличения производства молока за счёт сокращения яловости коров.
13. Рассчитать резерв увеличения производства молока за счёт повышения эффективности использования кормов.
14. Рассчитать дополнительный объём производства молока за счёт увеличения удельного веса высокопродуктивных коров в молочном стаде.
15. Составить 3-х факторную модель себестоимости единицы продукции. Используя данные годовых отчетов за 2 года рассчитать влияние факторов на себестоимость 1 т молока и зерновых, сделать выводы по результатам анализа
16. Составить 2-х, 3-х, 4-х факторные модели статей затрат "Оплата труда", Корма" при производстве различных видов продукции растениеводства и животноводства.
17. Составить 3-х факторную модель статьи "Оплата труда" на производство зерна используя следующие структурные показатели: посевная площадь (S), урожайность (У) , оплата труда на производстве 1т (От 1т) , рассчитать влияние факторов способом абсолютных разниц. Для расчета применить данные годовых отчетов за 2 года, сделать выводы по результатам анализа.
18. Составить факторную модель возможной себестоимости единицы продукции и рассчитать ее уровень используя следующие данные: фактические затраты на производство продукции
580000 руб., резерв снижения затрат всего 310000 руб., дополнительные затраты 85000 руб., валовой сбор 1780 тонн, резерв увеличения валового сбора 195 тонн.
Курс
1. Составить факторную модель денежной выручки от реализации. Рассчитать влияние факторов по зерновым и молоку .используя данные годовых отчетов за 2 года.
2. Составить 3-х факторную модель прибыли от реализации, рассчитать влияние факторов на размер прибыли зерновых, картофеля, рапса, молока, используя данные годовых отчетов за 2 года.
3. Составить факторную модель рентабельности единицы продукции, определить влияние факторов на уровень рентабельности картофеля используя следующую информацию: цена реализации по плану 380 руб., фактически-450руб. себестоимость 1 тонны по плану 320 руб., фактически 390 руб.
7. Перечень теоретических вопросов для семестрового экзамена:
Курс
1. Дайте понятие экономического анализа. Укажите различия макро и микроэкономического анализа.
2. Раскройте роль и значение экономического анализа для оценки хозяйственной деятельности организации.
3. Изложите сущность предмета и содержание объектов изучения экономического анализа.
4. Перечислите и охарактеризуйте виды анализа хозяйственной деятельности
5. Изложите принципы проведения экономического анализа.
6. Изложите понятие метода и методики анализа и его особенности.
7. Раскройте содержание способа сравнения и использования относительных и средних величин в АХД.
8. Изложите использование системы относительных и средних величин в АХД.
9. Изложите содержание способа группировки информации и балансового приема в АХД.
10. Охарактеризуйте сущность графического приема анализа.
11. Дайте понятие факторного анализа, охарактеризуйте его виды.
12. Раскройте сущность моделирование факторных систем. Типы факторных моделей и способы их преобразования.
13. Перечислите и охарактеризуйте содержание приемов факторного анализа
14. Обоснуйте классификацию резервов и их содержание.
15. Изложите основные методы расчета хозяйственных резервов.
16. Изложите систему организации аналитической работы на предприятии.
17. Раскройте содержание анализа природных и экономических условий.
18. Изложите содержание анализа специализации и интенсивности производства.
19. Изложите методику анализа размера, состава и структуры земельных ресурсов.
20. Изложите методику анализа эффективности использования земельных ресурсов.
21. Раскройте содержание анализа состава, структуры и движения основных средств предприятия.
22. Изложите методику анализа обеспеченности предприятий основными средствами и энергоресурсами.
23. Изложите содержание анализа эффективности использования основных средств. Факторы и резервы роста фондоотдачи.
24. Изложите особенности методики анализа эффективности использования МТП.
25. Изложите методику анализа использования грузового автотранспорта.
26. Изложите содержание анализа обеспеченности предприятий трудовыми ресурсами (персоналом).
27. Раскройте методику анализа эффективности использования рабочей силы.
28. Изложите методику анализа производительности труда. Оценка факторов, определяющих ее уровень и резервов повышения.
29. Изложите методику анализа трудоемкости продукции и влияния факторов на ее уровень.
30. Раскройте методику анализа использования фонда заработной платы.
31. Определите значение, задачи и источники анализа производства продукции растениеводства.
32. Изложите методику анализа валовой продукции отрасли растениеводства.
33. Изложите методику анализа урожайности сельскохозяйственных культур и методику расчета и обоснования резервов ее повышения.
34. Раскройте анализ посевных площадей сельскохозяйственных культур.
35. Изложите методику расчета и обоснования резервов увеличения валовой продукции.
36. Определите задачи, значение и источники анализа отрасли животноводства.
37. Изложите методику анализа валовой продукции животноводства. Определите факторы, влияющие на уровень производства и резервы роста продукции.
38. Изложите методику анализа воспроизводства и структуры стада. Резервы роста численности поголовья и методика их расчета.
39. Раскройте методику анализа продуктивности животных и птицы и резервов ее роста.
40. Изложите методику анализа обеспеченности животных кормами и помещениями и эффективность их использования.
41. Определите задачи, значение и источники анализа себестоимости продукции. Объекты анализа и их характеристика.
42. Раскройте методику анализа общей оценка себестоимости. Определение уровня затрат на 1 рубль продукции и методика факторного анализа этого показателя.
43. Дайте понятие условно-переменных и условно-постоянных затрат. Характеристика статей затрат.
44. Изложите методику анализа прямых материальных затрат на производство продукции растениеводства и животноводства.
45. Изложите методику анализа себестоимости отдельных видов продукции.
46. Раскройте методику анализа затрат по статье «Оплата труда» и особенности расчета влияния факторов на уровень оплаты труда по видам продукции.
47. Изложите анализ затрат по статье « Корма ». Расчет влияния факторов по статье «Корма» в различных формах факторных моделей.
48. Изложите методику расчета возможной себестоимости и резервов снижения себестоимости единицы продукции.
Курс
1. Изложите методику анализа использования(распределения) продукции сельскохозяйственных предприятий, определения уровня товарности.
2. Раскройте методику анализа выполнения плана реализации качества, ассортимента продукции.
3. Изложите методику анализа денежной выручки, цены, каналов и сроков реализации.
4. Обоснуйте особенности методики анализа финансовых результатов от реализации и раскройте ее содержание.
5. Дайте понятие рентабельности и методики расчета и анализа общих показателей рентабельности.
6. Изложите методику расчета рентабельности отдельных видов продукции и содержание факторного анализа.
7. Анализ рентабельности и безубыточности производства продукции. Методика определения «точки безубыточности» и запаса финансовой устойчивости.
8. Изложите источники проведения анализа финансового состояния предприятия. Дайте характеристику структуры и состава баланса как основного источника информации.
9. Изложите анализ источников формирования капитала предприятия. (Анализ пассива).
10. Дайте понятие и изложите методику анализа собственного и заемного капитала и их структуры.
11. Изложите методика расчета и анализа показателей финансовой устойчивости.
12. Раскройте содержание анализа имущества предприятия, показателей его наличия и состояния.
13. Дайте понятие монетарных и немонитарных активов. Изложите методику вертикального и горизонтального анализа активов.
14. Изложите методику оценки деловой активности. (Анализ актива)
15. Изложите методику анализа структуры оборотного капитала и эффективности его использования.
16. Изложите методику расчета суммы собственного оборотного капитала и коэффициента обеспеченности СОС.
17. Раскройте анализ оборачиваемости краткосрочных активов. Изложите методику определения суммы средств высвобождаемых (дополнительно привлекаемых) в оборот при ускорении (замедлении) оборачиваемости.
18. Изложите анализ использования заемного капитала.
19. Изложите анализ платежеспособности предприятия. Методику определения показателей платежеспособности.
20. Раскройте сод