Интеллектуальная собственность как ресурс развития малого
Предпринимательства
Характерной особенностью современного развитого государства является наличие в его экономической системе значительной доли малых и средних предприятий, осуществляющих малый бизнес. По данным ООН малые и средние предприятия предоставляют рабочие места порядка 50 процентам трудоспособного населения. В таких странах как Япония, Южная Корея, Италия, Швейцария на малых предприятиях сосредоточена преобладающая часть рабочей силы. От 35 до 75 малых предприятий приходится на 1000 жителей во Франции, Германии, США и Великобритании. Этот сектор экономики в развитых странах создает почти половину ВНП и около 50 процентов добавленной стоимости. По другим данным малые предприятия составляют около 90 процентов от числа всех предприятий в мире и на них приходится около 70 процентов объема товаров и услуг.
К преимуществам, позволяющим успешно функционировать малым предприятиям в условиях высокой конкуренции следует отнести: низкие затраты стартового капитала, гибкость, повышенная адаптируемость к технологическим и рыночным изменениям, лучшая восприимчивость по отношению к инновациям, невысокие управленческие расходы.
Успех на рынке малых предприятий обеспечивается за счет производства новых конкурентоспособных товаров, созданных на основе изобретений, промышленных образцов и других результатов интеллектуальной деятельности. Малые предприятия занимаются не только оказанием услуг и производством товаров, но и осуществляют освоение почти половины всех создаваемых инноваций. Поэтому малое предпринимательство в большинстве стран мира находится в более благоприятном положении по сравнению с крупными предприятиями и государства оказывают ему поддержку в виде инвестиций, льготного кредитования, гарантий неприкосновенности частной собственности и хозяйственной самостоятельности, льготного налогообложения, защиты от недобросовестной конкуренции.
Роль интеллектуальной собственности для малых и средних предприятий не менее значима, чем для крупных корпораций и промышленных гигантов. Более того, учитывая, что на малых предприятиях происходит первичное освоение более половины всех используемых инноваций в экономике развитых стран, охрана прав на создаваемые интеллектуальные продукты должна стать обязательной стадией в инновационном цикле «исследование – разработка – коммерциализация». Обеспечив охрану интеллектуальной собственности, малые предприятия получают монопольное право на выведение новой продукции на рынок, на пополнение своих активов путем денежной оценки и внесения в уставный капитал, на передачу прав по лицензионным договорам и осуществление контроля за действиями конкурентов.
Такие объекты интеллектуальной собственности как изобретения, полезные модели, топологии интегральных микросхем, а также знания и опыт в виде ноу-хау позволяют создавать новые изделия или совершенствовать технические характеристики выпускаемых изделий, повышать их технико-экономический уровень. Промышленные образцы, в свою очередь, влияют на эстетический уровень, эргономические показатели и в целом на внешний вид изделий, повышая их потребительские качества и рыночный спрос. Товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, географические указания индивидуализируют производителей товаров и услуг или географические регионы, из которых они происходят, формируя, таким образом, деловую репутацию, представление о их качестве и способствуя успешной реализации маркетинговой стратегии предприятия.
Бесспорно, что создание, освоение и коммерческая реализация объектов интеллектуальной собственности требует определенных усилий, вложения финансовых, материальных и иных ресурсов, связано с риском особенно на стадиях разработки и освоения производства нового продукта. При наличии правовой охраны этих объектов разработчик (изобретатель, дизайнер) имеет возможность возместить понесенные затраты и получить прибыль для своего развития, пользуясь временной монополией на результаты интеллектуальной деятельности, предоставляемой действующим законодательством в данной сфере.
Основными формами охраны интеллектуальной собственности, как отмечалось выше, являются:
– патентно-правовая (патенты, свидетельства на объекты промышленной собственности);
– авторско-правовая (произведения науки, литературы и искусства, компьютерные программы, базы данных);
– сохранение в тайне (коммерческая тайна, ноу-хау).
Форму правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности определяет либо автор (создатель), либо наниматель (руководитель предприятия или организации, в которой работает автор), либо лицо, указанное в договоре (контракте). Наиболее простой и менее затратной является правовая охрана информации в режиме коммерческой тайны. Как объект интеллектуальной деятельности (знания, информация) коммерческая тайна не требует официального признания соответствия ее критериям охраноспособности и выполнения каких-либо иных формальностей (например, регистрации), а также уплаты государственных пошлин. Обладателю знаний, информации законодательством, при выполнении определенных требований, обеспечивается возможность защиты коммерческой тайны (как правило, в судебном порядке) от незаконного использования третьими лицами.
Сродни коммерческой тайне являются секреты производственного характера, определяемые как «ноу-хау», т.е. секреты производства конструктивного, технологического и организационно-управленческого характера, без знания которых невозможно производство техники, продукции, применение технологии. Это незапатентованные изобретения и промышленные образцы, техническая документация, расчеты технического и экономического характера, чертежи, формулы, методики, инструкции, описания технологии изготовления изделий, обработки сырья и материалов, технические описания, сведения по организации работ, необходимых для освоения и производства нового продукта, нераскрытая информация, позволяющая осуществить патентуемые изобретения и другие сведения.
Все вышеперечисленное относится к ноу-хау до тех пор, пока не стало достоянием неопределенного круга лиц путем разглашения информации в официальных публикациях, на семинарах и симпозиумах, во время проведения переговоров, в процессе осуществления научно-технического сотрудничества или другим путем.
Как только сведения, составляющие коммерческую тайну или ноу-хау, становятся доступными третьим лицам, происходит утрата монопольного права на их использование.
Значительно более надежной и продолжительной по времени является патентно-правовая форма охраны, предусматривающая проведение государственной патентной экспертизы заявленного объекта промышленной собственности, регистрацию его в Госреестре и выдачу охранного документа (патента или свидетельства).
Выдачей патента или свидетельства заявителю предоставляется, наряду с неимущественными, исключительное имущественное право, смысл которого заключается в монополии на получение прибыли от коммерческой реализации объекта.
Для малого предпринимательства интеллектуальная собственность является важнейшим ресурсом эффективного хозяйствования и развития. Этот ресурс реализуется либо путем создания и использования собственных изобретений, товарных знаков и других интеллектуальных творений, либо за счет покупки лицензий или прав на объекты интеллектуальной собственности у других правообладателей, либо через поиск и использование общедоступных неохраняемых продуктов творчества, либо путем модификации охраняемых объектов, исключая полное копирование, с последующей проверкой перед началом производства на патентную частоту, а также через другие формы передачи информации и технологий.
Авторско-правовая форма охраны результатов творческой деятельности может быть использована предприятиями малого бизнеса при выполнении следующих видов работ, имеющих производственную направленность:
– научно-исследовательских, результаты которых непатентоспособны, а выражаются в виде теорий, расчетов, технологических описаний;
– компиляции данных или других материалов (базы данных) в машиночитаемой или другой форме;
– разработки программного обеспечения ЭВМ;
– изготовление предметов бытового назначения с использованием произведений декоративно-прикладного искусства и некоторые другие.