Интеллектуальная собственность как основа инновационного развития
В российской и зарубежной экономической литературе «инновация» определяется как использование в той или иной сфере общественного производства результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленной на совершенствование процесса деятельности или его результатов.
Инновационная деятельность является одним из важнейших направлений экономического развития страны, удовлетворения потребностей производственных и других отраслей народного хозяйства. Инновационные процессы представляют собой деятельность, направленную на получение нового результата (открытия новых закономерностей, свойств и явлений материального мира, изобретения, научной или технической рекомендации, ноу-хау и т.п.), конечным результатом которой является практическая реализация новых технических средств, технологии, новых изделий, материалов, новых методов организации и управления производством и др. объектов, именуемых обычно инновациями или нововведениями. Нововведение – это результат инновационной деятельности в виде производства нового продукта, применения нового производственного процесса или новой формы организации бизнеса.
Важнейшими признаками инноваций являются новизна (мировая, локальная), уровень (научно-технический, организационный) и производственная применимость, т.е.возможность обеспечения, при определенных усилиях, коммерческой реализуемости и получения экономического (дохода, прибыли) либо иного эффекта.
С точки зрения воздействия инноваций на развитие материально-технической базы производства, конкурентоспособности товаров и услуг, социально-экономического развития общества, результатами инновационной деятельности могут быть:
1) пионерные или базисные инновации, коренным образом изменяющие производственную структуру, систему управления, технологический уклад и темпы экономического развития. Такие инновации появляются периодически, в соответствии с «волновой» теорией развития, и являются результатом фундаментальных научных исследований. В настоящее время к ним можно отнести открытия в биотехнологии, достижения генной инженерии, нанотехнологий и др. Величайшей инновацией XX века является глобальная информационная система Internet;
2) принципиально новые инновации, на основе которых возможно качественное изменение технологической системы, смена поколений техники, появление новых отраслей производства. Также инновации являются следствием глубоких научных исследований и разработок поискового и прикладного характера. Лазеры и мазеры, волоконная оптика и ряд других достижений в свое время относились к принципиально новым инновациям;
3) улучшающие инновации, т.е. инновации, направленные на усовершенствование известных относительно новых технологий, объектов техники или продукции. К этой категории относится большинство применяемых в различных отраслях производства результатов прикладных исследований и проектно-конструкторских разработок;
4) простые или модификационные инновации, обеспечивающие частичное изменение технико-экономических характеристик выпускаемой продукции, техники и технологии, позволяющие поддерживать их на определенном потребительском уровне.
Инновации классифицируются также по масштабам распространения (локальные, отраслевые, глобальные), по области применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные), по воздействию на процесс производства (рационализирующие, расширяющие, заменяющие), по характеру удовлетворения потребностей и другим критериям.
Условием успешного осуществления инновационного процесса является охрана прав на результаты творческой деятельности. Создаваемый интеллектуальный продукт только тогда приносит достойные дивиденды, когда становится интеллектуальной собственностью его владельца.
Обеспечение прав на полученные в процессе исследований и разработок результаты необходимо, прежде всего, чтобы предоставить на определенное время, установленное законодательством, исключительное право их носителям (исследователям, разработчикам) совершать любые предусмотренные законом действия по использованию и распоряжению этими результатами, в том числе право запрещать их использование третьим лицам без разрешения правообладателя.
Охрана прав на интеллектуальную собственность позволяет также:
– препятствовать конкурентам копировать или подделывать предлагаемые на рынке продукты или услуги;
– обрести уверенность на традиционных рынка сбыта и получить доступ к новым;
– успешно продавать на рынках не только товары и услуги, но и вести переговоры о заключении лицензионных, франчайзинговых и иных соглашений;
– создавать благоприятный международный имидж и способствовать притоку инвестиций.
Интеллектуальная собственность является сердцевиной бизнеса, обеспечивая его рост и постоянное омолаживание. Каждый активно используемый на предприятии объект интеллектуальной собственности, будь-то изобретение, промышленный образец, товарный знак, программный продукт, вносит новизну в изделие, технологию, систему управления. Полезность изобретений, промышленных образцов и других объектов определяется способностью придавать товарам особые потребительские свойства, обеспечивая их обновляемость и устойчивый спрос на рынке. Возможность международной охраны прав интеллектуальной собственности гарантирует высокую защищенность производителей от конкурентов на мировых рынках.
Введенная в 1993 году в Республике Беларусь патентная система охраны изобретений и промышленных образцов, а позднее новых сортов растений и полезных моделей, обеспечивает патентообладателю монопольное право на использование созданного объекта, право запрещать его использование без разрешения другим юридическим и физическим лицам, предъявлять, в случае нарушения прав, иски в виде денежной компенсации, наложения ареста и конфискации контрафактных товаров.
Патентная система охраны стимулирует научно-техническое развитие и изобретательскую деятельность. Патентообладатель получает исключительное (монопольное) право на реализацию созданного объекта в течение ограниченного времени, при этом от него требуется раскрытие сущности решения, что с одной стороны, дает возможность осваивать рынок не опасаясь конкурентов, а, с другой, предоставляемый информационный продукт, может стать базой для поиска новых решений. Патентная система обеспечивает уверенность при передаче технологий. Если в стране потенциального покупателя нет эффективной правовой охраны, поставщик вынужден полагаться только на условия контракта.
Рыночный механизм чутко реагирует на реакцию потребителей на производимый товар. Неудовлетворенный спрос потребителей служит стимулом для развития производства. Активным связующим звеном между производителями и потребителями при этом являются товарные знаки и знаки обслуживания, которыми обозначаются производимые товары и оказываемые услуги. Являясь своего рода визитной карточкой предприятия, товарный знак обязывает предприятие дорожить репутацией и постоянно заботиться о повышении качества выпускаемой продукции. Товарные знаки и знаки обслуживания являются эффективным средством рекламы выпускаемых изделий или оказываемых услуг, поскольку завоевавший доверие потребителей знак способствует продвижению любых товаров и услуг, обозначенных данным знаком. На мировом рынке цена изделий маркированных товарным знаком на 15−25% выше цены анонимных товаров.