I этап ii этап iii этап iv этап
|
Т2
Тi
Подсистемы П1,П2,П3
Условные обозначения:
Ц – совокупность целей функционирования системы
Тi – одно из требований, которым должна удовлетворять система
Пi – различные варианты подсистем
Рис. 7.Последовательность формирования систем при системном подходе
Последовательность формирования системы при системном подходе включает в себя несколько этапов:
1. определяются и формулируются цели функционирования системы;
2. на основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требования, которым должна удовлетворять система;
3. на базе этих требований формируются, ориентировочно, некоторые подсистемы;
4. наиболее сложный этап синтеза системы: анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему. При этом используются критерии выбора. В логистике один из основных методов синтеза систем – моделирование.
Логистические цепи
На всех этапах движения материальный поток является предметом труда участников логистического процесса. На стадии движения продукции производственно-технического назначения это сырье, полуфабрикаты, комплектующие и т. д. На стадии товародвижения материальный поток представляет собой движение товаров народного потребления. Поставщик и потребитель товарного потока (оптовое или розничное предприятия) представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом или каналом распределения.
Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение товарного потока от конкретного производителя до конкретного потребителя.
При выборе конкретных участников процесса продвижения товарного потока от поставщика к потребителю логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Решение работать напрямую с производителем интересующего товара или через посредников является выбором канала распределения. Таким образом, при выборе канала распределения определяется форма товародвижения - транзитная или складская. Определение конкретного посредника, перевозчика, страховщика и т. д. – это выбор логистической цепи.
Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса (юридических и физических лиц), осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.
По месту формирования логистические цепи подразделяются на внешние и внутренние. Внешниевозникают за пределами предприятия – участника взаимосвязанных логистических функций и операций. Внешние логистические цепи могут быть циклическими (в случае длительных хозяйственных связей), длительными (от двух и более лет), краткосрочными. Внутренние логистические цепискладываются на каждом предприятии и не выходят за его пределы. Эти цепи являются периодически возобновляемыми, состав их участников относительно постоянен.
По степени сложности логистические цепи разделяются напростые, сложные, очень сложные и суперсложные. Простая логистическая цепь используется между руководителями подразделений, цехами, предприятиями, расположенными в одном городе.Логистические цепи средней сложностивозникают при наличие одного до пяти посредников.Сложная логистическая цепьимеет место, когда посредников большепяти. Такие цепи образуются, например, когда у покупателя продукции отсутствуют собственные железнодорожные подъездные пути, при перевозке водным транспортом и т. п.Суперсложные цепи имеют древовидную структуру с числом звеньев более 15.
На степень сложности логистических цепей влияют многие факторы, в частности, место, которое занимает их участник в общественном производстве. При наличии посредников товаропроизводитель – продавец участвует в таком количестве логистических цепей, которое соответствует числу покупателей его продукции, а товаропроизводитель – покупатель задействован в количестве цепей, соответствующем числу поставщиков – продавцов необходимых ему товаров.