Особенности рынка недвижимости, коммуникаций ( связи, транспорта и др)
Региональный рынок недвижимостипредставляет собой систему экономических отношений субъектов региональной экономики, обеспечивающих перераспределение земель, производственных и непроизводственных зданий, сооружений и других объектов недвижимое между собственниками.
Объектами регионального рынка недвижимости являются земельные участки, производственные здания и сооружения, объекты незавершенного строительства и все то, что обладает:
- физической недвижимостью и физической связью с землей;
- экономическими свойствами основных производственных фондов по характеру оборота и переносу стоимости на готовый продукт.
Субъекты регионального рынка недвижимости-продавцы, покупатели и посредники-предприятия и организации различных форм собственности и население.
Функции регионального рынка недвижимости:
- обеспечение хозяйственного оборота определенных элементов производственных фондов предприятий и организаций,
- создание материальных экономических условий жизнедеятельности населения.
Структура регионального рынка недвижимости включает:
1) рынок земли;
2) рынок жилья;
3) рынок нежилых помещений.
Регулирование рынка недвижимости в основном осуществляют следующие государственные органы:
1) Минимущество России;
2) Органы градостроительства и архитектуры, проектные бюро, топографические организации, а также иные субъекты, имеющие государственные лицензии на проведение соответствующих работ;
3) Службы регистрации права на недвижимость, к которым относятся региональные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, бюро технической инвентаризации, управления государственного земельного кадастра и др.
Управление недвижимостью осуществляется в России на всех уровнях власти - законодательном, исполнительном и судебном, а также на федеральном, региональном и муниципальном уровнях10.
Государственная Дума и Совет Федерации издают Законы, которые регулируют рынок недвижимости в России. Президент России обладает полномочием издавать соответствующие Указы, Правительство РФ - постановления, министерства и ведомства РФ – Приказы и Положения, связанные с управлением недвижимым имуществом.
Правительство РФ также оказывает влияние на рынок недвижимости через Министерство государственного имущества и земельных ресурсов и его территориальные подразделения.
Органам власти регионального и муниципального уровня принадлежит право устанавливать размер оплаты за пользование земельными участками, за лицензирование в данной сфере и т.п.11
Основные направления государственного регулирования регионального рынка недвижимости:
1.регулирование отношений собственности на недвижимое имущество;
2.создание гибкой системы налогообложения недвижимости, обеспечивающей оптимальное сочетание общерегиональных интересов, интересов владельцев недвижимости и ее арендаторов;
3.формирование финансово-кредитной системы, ориентированной на развитие рынка недвижимости, в том числе института ипотеки;
4.регулирование отношений предпринимательства на рынке недвижимости через лицензирование, поддержку конкуренции, оказание консалтинговых услуг, помощь в организации системы информационного обеспечения субъектов рынка;
5.создание механизма эффективного управления государственной и муниципальной собственностью на региональном уровне;
6.разработка и реализация региональных программ оказывающих прямое влияние на состояние и развитие рынка недвижимости (региональные программы приватизации, жилищные программы, программы развития производственной базы строительной индустрии и др.).
Перспективные направления развития региональных рынков недвижимости включают:
-совершенствование государственного регулирования деятельности торгово-посреднических структур;
-дифференцированный подход к организации оборота земли в городах и сельской местности с учетом многообразия форм собственности и развития процессов приватизации;
-формирование рынка аренды недвижимости;
-поддержку ипотечного кредитования;
-страхование деятельности участников рынка недвижимости как системы управления коммерческими рисками.
При определении емкости рынка жилья необходимо учесть общую численность нуждающихся в улучшении жилищных условий, оценить платежеспособный спрос населения на жилье, определить соотношение в распределении жилья в порядке очереди и свободной купли квартир. Общая численность нуждающихся в жилье регионах России оценивается примерно в 30 млн чел., среди них население, проживающее в перенаселенных отдельных квартирах, в общежитиях, в коммунальных квартирах, временно приспособленных помещениях, а также снимающие временное жилье у других граждан. В отдельных квартирах проживает около 55 % населения, в индивидуальных домах - 35 %. Остальная часть проживает в коммунальных квартирах - 4 %, в части индивидуального дома - 3 %, в общежитии - 3 %.
Рынки жилья в регионах страны характеризуются различной емкостью и имеют региональные особенности структуры спроса. Так, по экспертным оценкам емкости рынка жилья в различных регионах в структуре общего спроса особенно высока доля спроса на расширение жилья в городах – 30-35 %, доля спроса на строительство индивидуальных домов – 20-25 %, а также доля спроса на приобретение новых квартир - 15-20 %.
Ситуация на рынке жилья во многом будет зависеть от жилищной политики государства: сохранения распределения бесплатного жилья малообеспеченным гражданам, предоставления льготных ссуд для приобретения квартир и индивидуального жилищного строительства и др.
6.Региональный информационный рынок. Региональный информационный рынок – новый и пока находящийся в стадии своего формирования сегмент регионального рынка, активно взаимодействующий со всеми другими его структурами посредством актов купли-продажи информационных ресурсов.
Субъектами регионального информационного рынка являются участники всех без исключения региональных рынков, нуждающихся в достоверной информации о рыночной конъюнктуре, системе и динамике цен, характере конкурентной борьбы и конкурентах, а также различные специализированные институты по сбору и обработке рыночной информации, способные оперативно ее предоставить заказчикам-пользователям в удобной для них товарной форме (маркетинговые центры, рекламные агентства, ярмарки и выставки, региональные структуры Госкомстата России и др.).
Спрос на региональном информационном рынке зависит не столько от числа покупателей нужной информации, сколько от их специализации, объема, структуры и качества запрашиваемого информационного продукта, периодичность его предоставления, обновления и покупательной способности заказчика.
Предложение на региональном информационном рынке определяется:
- количеством производителей информации;
- технической оснащенностью их организаций;
- качеством производимого информационного продукта;
- оперативностью предоставления покупателям необходимой информации;
- высокой эффективностью использования предоставляемой информации.
Функции регионального информационного рынка состоят в своевременном предоставлении его покупателям рыночной информации, которая должна обеспечить им возможность:
- разрабатывать стратегию и тактику рыночного поведения;
- принимать научно обоснованные управленческие решения;
- прогнозировать изменения рыночной конъюнктуры;
- знать запросы потребителей и тенденции их изменений;
- своевременно получать информацию об изменениях в организационно-правовых, налогово-преференциальных и организационно-административных механизмах функционирования предприятий в рыночной среде региона.
Структура регионального информационного рынка еще не сложилась, потому что этап «бесплатной информации» в России и ее регионах еще не преодолен. Платная же информация для большинства потребителей в лице средних и малых предприятий остается пока непосильной из-за финансовых затруднений.
Сегменты регионального информационного рынка:
- рынок общей статистической информации, разрабатываемой и предоставляемой в товарной форме таким ее потребителям, как органы государственной власти региона, и всем администрациям органов местного самоуправления, а также юридическим и физическим лицам в соответствии с их запросами;
-рынок рекламной продукции, включающий информацию о товарах в различных формах, поставляемую через радио, печать, телевидение. Рекламные агентства при подготовке своей информационной продукции исходят из потребностей различных групп покупателей в конкретной информации, их платежеспособности, а также понимании того, для каких целей предоставляется рекламная информация – то ли для доведения товара до потребителя, то ли для формирования новых потребностей покупателей, которое дает новый импульс развития производства.
- консалтинговые и маркетинговые фирмы, а также оптовые ярмарки и выставки, которые по специфике своей работы имеют дело с информацией и на ее основе производят новый продукт, характеризующий состояние товарных рынков, промышленных и торговых партнеров, прогнозные оценки регионального спроса и предложения.
Все вышеперечисленные сегменты региональных рынков функционируют в едином территориальном информационном пространстве, тесно взаимосвязаны между собой общими целями, экономическими ресурсами и эквивалентно-возмездными формами экономических отношений, придавая процессу территориального воспроизводства целостный и специфический характер.
http://www.humanities.edu.ru/db/msg/42864