Особенности рынка недвижимости, коммуникаций ( связи, транспорта и др)

Региональный рынок недвижимостипредставляет собой систему экономических отношений субъектов региональной экономики, обеспечивающих перераспределение земель, производственных и непроизводственных зданий, сооружений и других объектов недвижимое между собственниками.

Объектами регионального рынка недвижимости являются земельные участки, производственные здания и сооружения, объекты незавершенного строительства и все то, что обладает:

- физической недвижимостью и физической связью с землей;

- экономическими свойствами основных производственных фондов по характеру оборота и переносу стоимости на готовый продукт.

Субъекты регионального рынка недвижимости-продавцы, покупатели и посредники-предпри­ятия и организации различных форм собственности и население.

Функции регионального рынка недвижимости:

- обеспечение хозяйственного оборота определенных элементов производственных фондов предприятий и организаций,

- создание материальных экономических условий жизнедеятельности населения.

Структура регионального рынка недвижимости включает:

1) рынок земли;

2) рынок жилья;

3) рынок нежилых помещений.

Регулирование рынка недвижимости в основном осуществляют следующие государственные органы:

1) Минимущество России;

2) Органы градостроительства и архитектуры, проектные бюро, топографические организации, а также иные субъекты, имеющие государственные лицензии на проведение соответствующих работ;

3) Службы регистрации права на недвижимость, к которым относятся региональные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, бюро технической инвентаризации, управления государственного земельного кадастра и др.

Управление недвижимостью осуществляется в России на всех уровнях власти - законодательном, исполнительном и судебном, а также на федеральном, региональном и муниципальном уровнях10.

Государственная Дума и Совет Федерации издают Законы, которые регулируют рынок недвижимости в России. Президент России обладает полномочием издавать соответствующие Указы, Правительство РФ - постановления, министерства и ведомства РФ – Приказы и Положения, связанные с управлением недвижимым имуществом.

Правительство РФ также оказывает влияние на рынок недвижимости через Министерство государственного имущества и земельных ресурсов и его территориальные подразделения.

Органам власти регионального и муниципального уровня принадлежит право устанавливать размер оплаты за пользование земельными участками, за лицензирование в данной сфере и т.п.11

Основные направления государственного ре­гулирования регионального рынка недвижимости:

1.регулирование отношений собственности на недви­жимое имущество;

2.создание гибкой системы налогообложения недви­жимости, обеспечивающей оптимальное сочетание об­щерегиональных интересов, интересов владельцев не­движимости и ее арендаторов;

3.формирование финансово-кредитной системы, ори­ентированной на развитие рынка недвижимости, в том числе института ипотеки;

4.регулирование отношений предпринимательства на рынке недвижимости через лицензирование, поддерж­ку конкуренции, оказание консалтинговых услуг, по­мощь в организации системы информационного обеспе­чения субъектов рынка;

5.создание механизма эффективного управления го­сударственной и муниципальной собственностью на ре­гиональном уровне;

6.разработка и реализация региональных программ оказывающих прямое влияние на состояние и развитие рынка недвижимости (региональные программы прива­тизации, жилищные программы, программы развития производственной базы строительной индустрии и др.).

Перспективные направления развития региональных рынков недвижимости включают:

-совершенствование государственного регулирования деятельности торгово-посреднических структур;

-дифференцированный подход к организации оборо­та земли в городах и сельской местности с учетом мно­гообразия форм собственности и развития процессов приватизации;

-формирование рынка аренды недвижимости;

-поддержку ипотечного кредитования;

-страхование деятельности участников рынка не­движимости как системы управления коммерческими рисками.

При определении емкости рынка жилья необходимо учесть общую численность нуждающихся в улучшении жилищных условий, оценить платежеспособный спрос населения на жилье, определить соотношение в распре­делении жилья в порядке очереди и свободной купли квартир. Общая численность нуждающихся в жилье регионах России оценивается примерно в 30 млн чел., среди них население, проживающее в перенаселенных отдельных квартирах, в общежитиях, в коммунальных квартирах, временно приспособленных помещениях, а также снимающие временное жилье у других граждан. В отдельных квартирах проживает около 55 % населе­ния, в индивидуальных домах - 35 %. Остальная часть проживает в коммунальных квартирах - 4 %, в части индивидуального дома - 3 %, в общежитии - 3 %.

Рынки жилья в регионах страны характеризуются различной емкостью и имеют региональные особенно­сти структуры спроса. Так, по экспертным оценкам ем­кости рынка жилья в различных регионах в структуре общего спроса особенно высока доля спроса на расши­рение жилья в городах – 30-35 %, доля спроса на строительство индивидуальных домов – 20-25 %, а также доля спроса на приобретение новых квартир - 15-20 %.

Ситуация на рынке жилья во многом будет зависеть от жилищной политики государства: сохранения рас­пределения бесплатного жилья малообеспеченным граж­данам, предоставления льготных ссуд для приобрете­ния квартир и индивидуального жилищного строитель­ства и др.

6.Региональный информационный рынок. Региональный информационный рынок – новый и пока находящийся в стадии своего формирования сегмент регионального рынка, активно взаимодействующий со всеми другими его структурами посредством актов купли-продажи информационных ресурсов.

Субъектами регионального информационного рынка являются участники всех без исключения региональных рынков, нуждающихся в достоверной информации о рыночной конъюнктуре, системе и динамике цен, характере конкурентной борьбы и конкурентах, а также различные специализированные институты по сбору и обработке рыночной информации, способные оперативно ее предоставить заказчикам-пользователям в удобной для них товарной форме (маркетинговые центры, рекламные агентства, ярмарки и выставки, региональные структуры Госкомстата России и др.).

Спрос на региональном информационном рынке зависит не столько от числа покупателей нужной информации, сколько от их специализации, объема, структуры и качества запрашиваемого информационного продукта, периодичность его предоставления, обновления и покупательной способности заказчика.

Предложение на региональном информационном рынке определяется:

- количеством производителей информации;

- технической оснащенностью их организаций;

- качеством производимого информационного продукта;

- оперативностью предоставления покупателям необходимой информации;

- высокой эффективностью использования предоставляемой информации.

Функции регионального информационного рынка состоят в своевременном предоставлении его покупателям рыночной информации, которая должна обеспечить им возможность:

- разрабатывать стратегию и тактику рыночного поведения;

- принимать научно обоснованные управленческие решения;

- прогнозировать изменения рыночной конъюнктуры;

- знать запросы потребителей и тенденции их изменений;

- своевременно получать информацию об изменениях в организационно-правовых, налогово-преференциальных и организационно-административных механизмах функционирования предприятий в рыночной среде региона.

Структура регионального информационного рынка еще не сложилась, потому что этап «бесплатной информации» в России и ее регионах еще не преодолен. Платная же информация для большинства потребителей в лице средних и малых предприятий остается пока непосильной из-за финансовых затруднений.

Сегменты регионального информационного рынка:

- рынок общей статистической информации, разрабатываемой и предоставляемой в товарной форме таким ее потребителям, как органы государственной власти региона, и всем администрациям органов местного самоуправления, а также юридическим и физическим лицам в соответствии с их запросами;

-рынок рекламной продукции, включающий информацию о товарах в различных формах, поставляемую через радио, печать, телевидение. Рекламные агентства при подготовке своей информационной продукции исходят из потребностей различных групп покупателей в конкретной информации, их платежеспособности, а также понимании того, для каких целей предоставляется рекламная информация – то ли для доведения товара до потребителя, то ли для формирования новых потребностей покупателей, которое дает новый импульс развития производства.

- консалтинговые и маркетинговые фирмы, а также оптовые ярмарки и выставки, которые по специфике своей работы имеют дело с информацией и на ее основе производят новый продукт, характеризующий состояние товарных рынков, промышленных и торговых партнеров, прогнозные оценки регионального спроса и предложения.

Все вышеперечисленные сегменты региональных рынков функционируют в едином территориальном информационном пространстве, тесно взаимосвязаны между собой общими целями, экономическими ресурсами и эквивалентно-возмездными формами экономических отношений, придавая процессу территориального воспроизводства целостный и специфический характер.

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/42864

Наши рекомендации