Модель СМК основанная на процессном подходе.
Понятие «Процессный подход» появилось впервые после выхода в свет новой версии международных стандартов ИСО 9000:2000. Эти стандарты направлены на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности СМК с целью повышения удовлетворённости потребителей путём выполнения их требований.
Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться процессным подходом.
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.
При применении в СМК такой подход подчёркивает важность:
-понимания и выполнения требований.
- необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности.
- достижения результатов выполнения процессов и их результативности.
- постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
Процессный поход – это значительный шаг вперед, отражающий общемировые тенденции развития менеджмента. Благодаря такому подходу деятельность в СМК можно рассматривать не в статике, а в динамике, поскольку в процессе, в отличие от элемента, всегда присутствует временной фактор. Для реализации процессного подхода при внедрении новой версии ИСО 9000 необходима увязка менеджмента с бизнес-процессами. В этом, вероятно, будет наибольшая трудность для российских предприятий, которые лишь набирают опыт функционирования в рыночной экономике. Любая деятельность, или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, и особенно взаимодействия таких процессов, могут считаться "процессным подходом". Предназначение настоящего международного стандарта (ИСО 9000-2000) — побуждать принятие процессного подхода к менеджменту организации.
27. Общие требования к СМК.
Организация должна разработать, задокументировать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии СМК, постоянно улучшать её результативность в соответствии с требованиями международного стандарта.
Организация должна:
- определять процессы, необходимые для СМК, и их применение во всей организации.
- определять последовательность и взаимодействие этих процессов.
- определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами.
- обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга.
- осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов.
- принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Требованиям СМК должны соответствовать следующие понятия:
1. Системность – документация должна быть структурированной, с указанием чётких взаимосвязей между документами.
2. Функциональная полнота – документация должна отражать все аспекты деятельности в СМК и содержать исчерпывающую информацию обо всех процессах и процедурах.
3. Адекватность – соответствие требованиям стандартов ИСО 9000.
4. Идентифицируемость – каждый лист документации должен быть однозначно отнесён к определённому документу, а документ к определённой части системы.
5. Адресность – каждый документ должен быть адресован конкретным исполнителям.
6. Простота – текст документа должен быть краток и точен, однозначен и понятен для исполнителя.
7. Актуализированность – все изменения должны своевременно отражаться в каждом документе.
Важно перед внедрением документов обучить пользователей по работе с этими документами.