Модели, формы и методы обеспечения качества
Группа графических моделей достаточно многочисленна. Каждая из них отображает в разной форме, с разной степенью детализации и с разных ракурсов содержательную сущность систем качества.
Самой первой графической моделью считается схема Э. Деминга, которой он сам дал следующую хар-ку : "Эта диаграмма, как я полагаю, чрезвычайно проста для понимания, и я нарисовал ее в виде "колеса", разделенного на четыре сектора. Колесо катится вдоль линии "идеи, касающиеся качества продукции" и "чувства ответственности за качество продукции". Очень важно, что все четыре части колеса непосредственно соединены с друг другом без какого бы то ни было начала и конца. Именно по этой причине я нарисовал круг".
Во второй половине 60-х годов ВНИИС была разработана и опубликована в журнале "Стандарты и качество" принципиальная схема управ кач-вом продукции .
При разработке принципиальной схемы механизма УК все бесчисленное множество воздействующих на качество сил в данной модели удалось объединить в две группы:
· факторы, влияющие на качество (станки, машины, средства труда, знания, навыки, предметы труда)
· условие обеспечения качества продукции (характер произв. процесса климатическое состояние окруж. среды, произв. интерьер и дизайн, соц-ые и мат-ые условия жизни работников)
К числу первых моделей относится и модель голландских специалистов Дж. Этингер и Дж. Ситтига, названная петлей качества.
Петля качества наглядно демонстрирует многие этапы, последовательно осуществляемые в процессе создания, изготовления, использования продукции. Выделение этапов жизненного цикла от изучения спроса и требований потребителей до утилизации продукции позволяет раз=ть и изг-ть продукцию, которая наилучшем образом удовлетворяет всем установленным требованиям.
В нач 70-х годов итогом углубления исследования по методолог-им направлениям явилась раз-ка трехмерной аксонометрической модели системы качества. Модель построена на системе трех координат : уровни управления, стадии ЖЦП и специальные ф-ии УК продукции.
В 1974 году ученые ВНИИС М.И. Круглов и И.Д. Кружановский на примере машиностроительного предприятия средних размеров плоскую граф. модель комплексной системы УК, включающую три контура:
- параметрический
- функциональный
- организационный
+ : Добавление в модель параметрического контура раскрывает целеполагательную, содержательную задачу "плана по качеству". Парамет-ий контур отражает требования гос-ых, отраслевых стандартов и требования, предъявляемые заказчиком. Организац.-трудовой контур - тоже важное добавление, в котором отражается многосторонняя работа с персоналом.
Амерекан=ий ученый и специалист сделал попытку представить на плоскости во взаимосвязи системные и технические обязанности , структуру и методы, области применения, многие направления практич. действий. Данная модель позволяет в наглядной граф. и словесной форме увидеть множество элементов.
Другая модель УК разработана японским профессором Каору Исикава. В модели подробно и четко показывается влияние деятельности маркетинга на все службы предприятия, осуществляющие деятельность по УК. В данной схеме Исикава удалось отразить всю последовательную деятельность в области УК в основных структурных подразделениях орган-ии и соотнести с процессами ЖЦП.
Дао Тойота - концепция в совокупности, которая включает концепция мировоззрение и методы ведения бизнеса. Дао Тойота состоит из двух основных компонентов: непрерывного совершенствования и уважения к людям. Непрерывное совершенствование, которое называют часто словом "кайдзен", определяет принципиальный подход Тойота к ведению бизнеса: подвергай все сомнению. Уважение к людям выражается в том, что компания обеспечивает им гарантированную занятость и побуждает каждого члена команды стремится к достижению более высоких результатов.
Производственная система Тойота представлена в виде дома. Дом = это целостная структура. Чтобы дом был крепким и прочным, должны быть крепки и прочны крыша, опоры и фундамент. Слабое звено может разрушить всю систему. Сначала цели: отличное качество, низкие затраты, и предельно короткое время выполнение заказа. , - это крыша. Затем идут две внешние опоры: система "точно во время", кот яв-ся самым известным атрибутом системы, и дзидока, цель которой - не допустить передачи дефектных деталей на след стадию процесса и освободить людей от машин, т.е. обеспечить автоматизацию человеческим интеллектом. В центре системы - люди. Фундамент: стандартизированные, стабильные и надежные процессы и хейдзунка, т.е.такой производственный график, при котором колебания объемов и ассортимента будет минимальным.