Потребительские ценности продукции
Чтобы завоевать себе место на современном рынке, предприятия должны предоставить своим потребителям наивысшую на этом рынке ценность. необходимо создать у потребителя определенные ценностные ориентации, тесно связанные с самим предприятием или его продукцией.
классифицировать по нескольким категориям, отличающимся друг от друга временными факторами действия:
Базовые ценности -заложены в конструкцию продукции на этапе проектирования:
- показатели назначения (функциональные),
- показатели надежности (безотказ., долговечность, ремонтопр., сохраняемость),
- технической эстетики (целостность композиции, совершенство товарного вида)
- показатели экологические (физические, химические, микробиологические),
- показатели эргономические (соответствие эргономическим требованиям),
- показатели патентно-правовые (патентная чистота, патентная защита),
- показатели безопасности, показатели транспортабельности.
Перечисленные показатели характеризуют продукцию на всем протяжении ее жизненного цикла. Они определяют базовое потребительское качество, которое является основой для сравнения с продукцией конкурентов.
Дополнительные ценности не изменяют базового качества, заложенного при проектировании продукции, но усиливают или оттеняют его действие в глазах потребителя. Постоянные ценности -действуют на протяжении всего жизненного цикла продукции, но имеют к базовым ценностям не прямое, а косвенное отношение: имидж фирмы-изготовителя продукции, престиж магазина, сертификат на систему качества, популярность торговой марки, наличие станции или пункта технического обслуживания, декоративная упаковка. Воздействие этих ценностей на покупателя позволяет намного увеличить потребительскую стоимость продукции. В отдельных случаях влияние только этих ценностей обеспечивает долговременную ликвидность продукции, даже если она уступает по базовым показателям качества конкурентам
Временные ценности-имеют прямое отношение к виду и качеству продукции, но действующие временно, иногда сезонно, как правило, меньше жизненного цикла товара: новизна, мода, престиж, стиль, оригинальность. Эти ценности, как правило, на какое-то время позволяют держать ударные цены на продукцию. Сопутствующие ценности- не связанны с продукцией непосредственно, но облегчают или затрудняют условия ее приобретения или эксплуатации: сезонный спрос на продукцию, условия налогообложения при продаже продукции, уровень инфляции (для экспортируемых или импортируемых товаров).
Привнесенные ценности- информационные ценности, которые сами по себе не имеют ни прямого, ни косвенного отношения к продукции, но за счет новой или повторяющейся информации о ценностях, имеющих отношение к продукции, значительно увеличивают ее потребительскую стоимость в глазах многих покупателей: реклама, выставки, конкурсы, мнение знакомых, жизненный опыт. Воздействие привнесенных ценностей может быть как временным, так и постоянным. Универсальные ценности-рыночная стоимость продукции или цена. Цена – «главный показатель ценности», (так как цена – не независимый фактор). Вместе с этим только цена, какой бы ни была продукция, имеет универсальную размерность (в денежном выражении), то есть по ней можно сравнивать ценности разных по виду и качеству изделий.
14. Модели самооценки
Согласно ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Система Менеджмента Качества. Рекомендации по улучшению деятельности»:
Самооценка— это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества.
Из ГОСТ Р ИСО 9000-2001 СМК «Система Менеджмента Качества. Основные положения и словарь»:
Самооценка организации является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства (модели премии по качеству).
Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества. Она может также помочь определить организации области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты.
Цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности.
Модели самооценки:
Модель самооценки в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9004-2001
Самооценка на основе премий по качеству
• Японская премия им. Э. Деминга;
• Национальная премия США им. М. Болдриджа;
• Европейская премия по качеству;
• Премия Правительства РФ по качеству.
Бизнес-модель для проведения самооценки Тито Конти