Инструменты управления человеческими ресурсами
Внутренний маркетинг.Первоначально (в 80-х годах) термин «внутренний маркетинг» был введен для описания внутренней деятельности компании в процедуре передачи решений руководства компании более низким уровням по иерархии. При работе в условиях TQM внутренний маркетинг рассматривается не просто как план внутренней взаимосвязи руководства с более низкими иерархическими уровнями при выполнении решений руководства, а как новый подход в представлении информации между работником и организацией и как результирующий процесс управления человеческими ресурсами. понимание крайних нужд персонала – ключевого фактора, от которого в большей степени зависит успех организации. Удовлетворение нужд внутренних потребителей «организационное поведение» реализует через взаимодействие четырех социальных инструментов управления персоналом: наделение полномочиями, обогащение работой, оплата труда, наставничество. Рассмотрим эти инструменты подробнее.
Наделение полномочиями и работа по целям. люди, которые выполняют в организации целенаправленную деятельность, более компетентны любой группы внешних консультантов. Рабочие целевые группы начинают изучать процесс не только как метод выполнения работы, но и с целью сделать его наиболее эффективным. Концепция наделения полномочиями подразумевает непосредственное участие подчиненных в принятии решения.
Наделение полномочиями усиливает мотивацию к работе за счет четырех основных факторов:
1. осмысленность, люди осознают свою работу как деятельность, направленную на достижение конечной цели,
2. - ответственность, люди выполняют свою работу тщательно,
3. компетенция, люди характеризуют свой труд как высококвалифицированный,
4. выбор, люди чувствуют возможность самоопределения при выполнении работы.
Наиболее распространенной формой управления с привлечением к участию сотрудников является работа в команде
Обогащение работой. Модель обогащения работой определяет пять основных понятий, способствующих повышению мотивации к труду:
1. разносторонность (способность работника к различным видам деятельности, требующей использования различных навыков и проявления многогранного таланта),
2. понимание задачи (ясность конечных и промежуточных результатов работы, что делает ее «видимой» от начала до конца),
3. значимость задачи (осознание значимости выполняемой работы повышает самоуважение и мотивирует к труду),
4. самоуправление (предоставление существенной свободы работнику при выполнении работы),
5. обратная связь (сравнение результатов выполненных действий с показателями, запланированными на начало работы).
В конечном счете, стратегия обогащения работой должна установить прочную связь между удовлетворением от работы и ее исполнением.
Оплата работы (вознаграждение за труд). Вознаграждение, выплачиваемое работнику по результатам деятельности, означает оплату его труда на основе какого-то критерия вместо оплаты за время его пребывания на рабочем месте. Работник должен ощутить связь между исполнением работы и вознаграждением за нее. Эта связь тем сильнее, чем больше мотивирован работник. Если же вознаграждение зависит от стажа, возраста или должности работника, то оно не будет в должной степени мотивировать исполнителя на повышение результатов труда.
Концепция «оплата – за результат» не нова, и, как правило, реализуется в виде:
1. индивидуального стимула, когда оплата напрямую зависит от достижения поставленной цели,
2. единовременных выплат, когда награда связана с разовыми, индивидуальными достижениями,
3. участия в прибылях, когда единообразные выплаты всем или большинству сотрудников базируются на величине доходов организации,
4. разделения прибыли, когда вознаграждение делят между работниками пропорционально вкладу их подразделения в общую прибыль,
5. стимулирования малой группы, когда производится разовое вознаграждение всем членам группы за достижение определенной цели.
Новые тенденции в политике вознаграждения за результат в условиях TQM связаны с новыми факторами, характеризующимися интеллектуальными качествами работников: риск, творчество, улучшение качества работы, кооперация, перспективные решения и др.
Можно предложить семь поощрительных стратегий: Награждать перспективные решения, а не сиюминутные. Награждать тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает. Награждать творческую работу, а не слепое подчинение. Награждать за результат работы, а не за объем работ. Награждать упрощения, а не бесполезные осложнения. Награждать качество, а не быструю работу. Награждать тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга.
Наставничество.Наставничество – не только стиль обучения, характерный для организаций, работающих в условиях TQM, но и стратегия компаний в увеличении интеллектуального потенциала своих сотрудников. Основными особенностями наставничества являются:
6. тренировки, на которых обучают работников достигать стандартных (требуемых) характеристик,
7. советы, которые помогают работникам улучшать (превышать) стандартные характеристики.
основные качества наставника-тренера: умение слушать, умение наблюдать, умение советовать.
Тренерство представляет собой выявление скрытого таланта и мастерства через процесс самопознания, инициированный тренером. Мы все имеем скрытый талант. Из-за различных обстоятельств некоторые люди используют только часть его, поскольку никогда не имели возможности полностью проявить себя. Мы используем только часть нашего таланта и часть навыков, часть, достаточную для завершения предписанной задачи. Скрытая квалификация обычно потеряна. Она могла бы проявиться в другой компании или в других условиях. Это потери. Обучение позволяет людям повысить свой уровень. Руководитель, постоянно работающий в качестве «тренера», будет знать, когда настанет время перейти от обучения к тренировке. Работая с людьми один на один, руководитель может определить тот переломный момент для каждого из его служащих, после которого дальнейшее обучение уже не будет эффективно.
Традиционная роль управления заключается в постоянном фокусе на целях. Главная функция тренера — развивать потенциал людей, а не затрачивать большую часть времени на администрирование. Человек, работающий в истинных тренирующих условиях, где основное внимание сконцентрировано на профессиональном развитии в большей степени, чем на выполнении задачи, найдет стимул в более эффективном решении задачи.
основные качества «тренера»:Умение слушать. Умение быть объективным. Умение советовать