Источники исполнительного производства

Источники исполнительного производства — нормативные право­вые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие ус­ловия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уров­ней обязанности по передаче другим гражданам, организа­циям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу опреде­ленных действий или воздержанию от совершения этих действий.

К источникам исполнительного производства относят:

ü международные договоры Российской Федерации (если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора)

ü Конституция Российской Федерации;

ü ГПК РФ;

ü АПК РФ;

ü Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

ü Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»

ü иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов;

ü имеют особое значение в практической работе судебных приставов-исполнителей и арбитражных судов, судов общей юрисдикции Постановления Конституционного Суда Российской Федерации; Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Общий порядок фиксации исполнительных действий

Общая характеристик

Исполнительное производство относится к числу процессуально-процедурных отраслей права, в связи, с чем все важнейшие юридические действия его субъектов (называемые исполнительными действиями) подлежат фиксации в различных процессуальных документах, составляемых по ходу развития исполнительного производства. Поскольку исполнительное производство есть, по сути дела, система юридических технологий и процедур, точное решение вопросов о правилах фиксации совершаемых здесь юридических действий является существенно важным. К сожалению, в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» в ряде случаев обращается недостаточное внимание на процедурно-процессуальную основу деятельности участников исполнительного производства, что может быть устранено в ходе совершенствования законодательства. Юридические действия, совершаемые участниками исполнительного производства (кроме судов и судебного пристава-исполнителя), облекаются в форму самых различных документов.

Правила документального оформления действий сторон исполнительного производства

Стороны исполнительного производства, в частности, вправе обращаться с заявлениями, например об отсрочке или рассрочке исполнения исполнительного документа, а также об изменении способа и порядка его исполнения (ст. 18 Федерального закона «Об испол­нительном производстве», здесь и далее до особых пояснений имеется в виду данный Закон), об отложении исполнительных действий (ст. 19), о возвращении исполнительного документа (ст. 26). При несогласии с действиями судебного при става-исполнителя по исполне­нию исполнительного документа, отказе в совершении указанных действий, в том числе и при отказе в отводе судебного пристава-исполнителя, стороны вправе подавать жалобы (п. 1 ст. 90).

Во многих случаях Закон прямо не предусматривает соответствующей формы фиксации юридического действия участника исполнительного производства. Например, согласно п. 2 ст. 28 судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника или его имуще­ства при наличии согласия взыскателя нести бремя расходов по розыску и авансировать указанные расходы. В данном случае не оговорено, в какой форме должно быть выражено согласие взыскателя. Полагаем, что в подобном случае необходимо заявление взыскателя о розыске с одновременным выражением в нем согласия на возмещение соответствующей суммы расходов. Такое заявление подлежит регистрации в соответствующем подразделении судебных приставов.

3. Правила документального оформления судебных актов в исполнительном производстве

Судебные акты, влияющие на исполнительное производство, облекаются в форму определений и решений. Форма соответствующего процессуального акта зависит от конкретного вопроса, являющегося предметом судебного разбирательства. Определения по вопросам исполнительного производства выносятся судами при разрешении вопросов:

· о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнитель­ного листа или судебного приказа (ст. 16);

· о разъяснении судебного акта (ст. 17);

· об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов, изменении способа и порядка исполнения судебного акта (ст. 18);

· об отложении исполнительных действий (ст. 19);

· о сокращении сроков приостановления исполнительного производ­ства либо о его возобновлении (п. 2 и 3 ст. 22);

· о приостановлении и прекращении исполнительного производства (ст. 24);

· о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного про­гула или разницы в заработке за все время со дня вынесения реше­ния о восстановлении работника по день исполнения исполнитель­ного документа (ст. 74)

· и других случаях, установленных процессуальным законодательством.

Решения судами и арбитражными судами выносятся в случаях разрешения споров в стадии исполнительного производства.

Содержание и реквизиты судебных актов единообразны и не зависят от содержания рассмотренного вопроса и стадии судебного процесса. Поэтому при возникновении необходимости оценить соответствие судебного акта предъявляемым требованиям следует обратиться к нормам гражданского и арбитражного процессуального законодательства (ГПК и АПК).

4. Правила документального оформления действий судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве

Юридические действия судебного пристава-исполнителя оформляются различными процессуальными документами. К их числу относятся постановления, акты, заявления, уведомления. Характер и содержание выносимого процессуального документа в основном определяется в нормах Федерального закона «Об исполнительном про­изводстве», а также в ГПК, иных актах исполнительного законодательства.

Особое значение имеет представление судебного пристава-исполнителя, составляемое в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Представление выносится при установлении судебным при ставом-исполнителем в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законных требований судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления. Представление вносится судебным приставом-исполнителем в соответствующие органы, в данном случае по подведомственности в органы прокуратуры (ст. 315 УК и ст. 126 УПК). Представление не имеет значения процессуального документа, влияющего на динамику исполнительного производства, а является формой реагирования судебного пристава-исполнителя на правонарушения, некий аналог частного определения суда.

Постановления судебного пристава-исполнителя. Основным юридически значимым процессуальным актом, выносимым судебным приставом-исполнителем, является постановление. Постановления выносятся по наиболее существенным вопросам исполнительного производства, разрешаемым судебным при ставом-исполнителем и затрагивающим интересы сторон и иных лиц. Отдельные постановления подлежат утверждению старшим судебным приставом, который таким образом осуществляет предварительный оперативный контроль за решениями судебного пристава-исполнителя. Письменное оформление юридических действий судебного пристава-исполнителя путем вынесения постановлений обеспечивает их фиксацию, возможности контроля и последующего обжалования.

В ст. 88 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указаны основные реквизиты постановления судебного пристава-исполнителя:

1) дата и место вынесения постановления;

2) должность, фамилия, имя и отчество судебного пристава-исполнителя, вынесшего постановление;

3) исполнительное производство, по которому выносится постановление;

4) рассматриваемый вопрос;

5) основания принимаемого решения со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался судебный пристав-исполнитель;

6) вывод по рассматриваемому вопросу;

7) порядок и срок обжалования постановления.

В частности, постановления судебного пристава-исполнителя выносятся:

· о возбуждении исполнительного производства (п. 2 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве», здесь и далее до особых пояснений имеется в виду данный Закон) и одновременном взыскании исполнительского сбора (п. 5 ст. 81);

· о возращении исполнительного документа взыскателю (п. 3 ст. 10); . об отказе принятия к исполнению исполнительного документа, по которому истек срок предъявления к исполнению (п. 1 ст. 16);

· об отложении исполнительных действий (п. 3 ст. 19);

· о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником (ст. 32);

· о назначении переводчика (п. 2 ст. 3);

· о назначении специалиста (п. 1 ст. 41);

· об отводе переводчика или специалиста (п. 3 ст. 43);

· о продаже банком или иной кредитной организацией иностранной валюты либо о переводе валюты в банк, который пользуется правом продажи валюты (п. 2 ст. 47);

· о возвращении исполнительного документа суду или другому органу, его выдавшему, при невозможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их исполнения (п. 4 ст. 73);

· о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (п. 4 ст. 84);

· о наложении на должника штрафа за неисполнение решения, обязывающего должника к совершению определенных действий или воздержанию от их совершения (п. 1 ст. 85);

· о наложении на граждан и должностных лиц (не являющихся взыскателями) штрафа за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства об исполнительном производстве, за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства (п. 1 ст. 87);

· о принудительном приводе к судебному приставу-исполнителю или к месту совершения исполнительных действий граждан, должностных лиц, должника (п. 1 ст. 87).

Следует иметь в виду, что перечень решений судебного пристава-исполнителя, фиксируемых в форме постановления, не является исчерпывающим. Так, согласно п. 4 Порядка наложения ареста на ценные бумаги, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. № 934, решение судебного пристава-исполнителя об ограничении владельца ценных бумаг в праве пользования ими выносится в форме постановления. Поэтому в других случаях судебные приставы-исполнители также вправе выносить постановления по вопросам распорядительного характера.

Некоторые вопросы распорядительного характера в исполнительном производстве могут одновременно разрешаться процессуальными актами различных субъектов исполнительных отношений. Например, вопрос о правопреемстве в исполнительном производстве может быть разрешен как постановлением судебного пристава-исполнителя (ст. 32 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), так и определением суда общей юрисдикции (ст. 40 ГПК) либо арбитражного суда (ст. 40 АПК) в зависимости от вида исполнительного документа.

Акты судебного пристава-исполнителя. Акты составляются судебными приставами-исполнителями в случае необходимости фиксации совершаемых ими юридических действий как форма закрепления установленных ими фактических обстоятельств. В актах содержатся положения, фиксирующие как установленные факты (например, перечень описанного имущества), так и совершение связанных с этим действий, например о разъяснении прав участникам исполнительного действия, о передаче арестованного имущества на хранение должнику либо другим лицам, назначенным судебным приставом-исполнителем.

В ряде случаев закон устанавливает квалифицированную форму составления акта, связанную с участием понятых. Так, согласно ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (здесь и далее до особых пояснений имеется в виду данный Закон) присутствие понятых является обязательным при совершении исполнительных действий, связанных с вскрытием помещений и хранилищ, занимае­мых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, осмотром, арестом, изъятием и передачей имущества должника.

Акты составляются судебным приставом-исполнителем в следующих случаях:

· при производстве описи имущества должника и наложении на него ареста (п. 5 ст. 9 и ст. 51);

· при установлении невозможности исполнения в данном месте в связи с изменением места жительства должника, места его работы или места его нахождения либо отсутствия имущества у должника или его недостаточности для исполнения (п. 3 ст. 11);

· при необходимости совершения исполнительных действий на территории за пределами его территориальной компетенции (п. 4 ст. 11);

· при невозможности взыскания по основаниям, указанным в пп. 3 - 6 П. 1 ст. 26, и возвращении исполнительного документа взыскателю (п. 1 ст. 26);

· при изъятии предметов, указанных в исполнительном документе, у должника, и передаче их взыскателю (ст. 56);

· при принудительном выселении после исполнения исполнительного документа о выселении (п. 6 ст. 75);

· при вселении после исполнения исполнительного документа о вселении (п. 3 ст. 76).

Все указанные действия старшего судебного пристава фиксируются в виде резолюции на соответствующих актах,подготовленных судебным приставом-исполнителем.

Ряд юридически значимых действий для развития исполнительного производства совершаются только с санкции Главного судебного пристава субъекта Российской Федерации и Главного судебного пристава Российской Федерации. В частности, с разрешения Главного судеб­ного пристава субъекта Российской Федерации на основании п. 2 ст. 55 решаются вопросы консолидации и объединения отдельных ис­полнительных производств в сводное исполнительное производство в отношении одного должника на территории субъекта Российской Фе­дерации, а с санкции Главного судебного при става Российской Фе­дерации разрешаются на основании п. 3 ст. 55 вопросы консолидации и объединения исполнения в отношении одного должника на терри­тории нескольких субъектов Российской Федерации. Закон не опре­деляет процессуальную форму такой санкции. Полагаем, что в подоб­ных случаях должно выноситься постановление либо должен прини­маться приказ соответствующего Главного судебного пристава.

Общие правила фиксации юридических фактов в исполнительном производстве

Подробное изложение правил фиксации совершаемых действий содержится при рассмотрении особенностей отдельных видов испол­нения. В то же время можно сформулировать несколько общих правил фиксации юридических действий судебного пристава-исполнителя.

Первое правило. Обязательной фиксации подлежат те обстоятель­ства, на необходимость закрепления которых в письменной форме прямо указано в законе. Например, арест и опись имущества оформ­ляются актом описи и ареста. В случае обязательного участия понятых

при совершении исполнительного действия согласно п. 1 ст. 40 необ­ходимо в акте удостоверить подписью понятых факт, содержание и результат исполнительных действий, при совершении которых они присутствовали. Если подпись понятых в акте будет отсутствовать, то будет сделан вывод о том, что понятых не было, что повлечет за собой в случае спора признание данного исполнительного действия несовершенным. Поэтому ненадлежащая фиксация исполнительных действий лишает соответствующие документы какого-либо доказа­тельственного значения. Всякое сомнение в совершении конкретных исполнительных действий при их ненадлежащей фиксации трактует­ся в судебной практике не в пользу судебного при става-исполнителя.

Второе правило. Определенные обстоятельства подлежат фиксации в определенных юридических документах. Например, возбуждение исполнительного производства должно оформляться только путем вынесения соответствующего постановления: судебного пристава-ис­полнителя, а не путем, например, наложения резолюции на заявле­нии взыскателя либо путем регистрации поступления исполнительного листа в канцелярии территориального подразделения судных приставов. Таким же образом оформляется возвращение исполнитель­ного документа взыскателю, если в силу оснований, указанных в Федеральном законе «Об исполнительном производстве», исполнительное производство не может быть возбуждено.

Третье правило. Содержание соответствующего процессуального документа, фиксирующего исполнительные действия, должно содер­жать реквизиты, указанные в законодательстве, что придает ему юри­дическую значимость. Ведь юридическая сила документа определяет­ся не только его названием, но и наличием всех необходимых рекви­зитов, перечисленных в соответствующем нормативном акте, либо тех данных, которые должны содержаться в документе судебного при­става-исполнителя, исходя из анализа исполнительного и иного за­конодательства. В отдельных случаях юридическая сила документа свя­зывается с фактом его утверждения другим должностным лицом. Так, целый ряд постановлений судебного пристава-исполнителя вступает в силу только после их утверждения старшим судебным приставом.

Таким образом, нарушение правил фиксации исполнительных и иных юридических действий судебным при ставом-исполнителем может привести к признанию самого процессуального акта исполнительного производства ничтожным, действия - несовершенным, что приведет к отмене всего сделанного судебным приставом-исполните­лем, нарушению прав сторон, может дать основания для привлечения судебного пристава-исполнителя к дисциплинарной и иной юридической ответственности. Как видно, деятельность судебного пристава-исполнителя является разновидностью процедурно-процессуальной деятельности, в силу чего подчиняется строгому регламенту ее осуществления.

Наши рекомендации