Cтарооскольский технологический институт
Cтарооскольский технологический институт
(филиал)
Московского государственного института стали и сплавов
(технологического университета)
Кафедра АиПЭ
В.В. Антонов
Интегрированные системы проектирования и управления
Учебное пособие
для студентов специальностей
140604 – Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов
230105 – Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
(очная, очно-заочная формы обучения)
Одобрено редакционно-издательским советом института
Старый Оскол
УДК
ББК
Рецензент:
Зам. начальника РДО по автоматизации Старооскольского ГоРПТУС Овчаров К.Л.
Антонов В.В. Интегрированные системы проектирования и управления. Учебное пособие. Старый Оскол, СТИ МИСиС, 2006. – 92 с.
Учебное пособие по курсу «Интегрированные системы проектирования и управления» для студентов специальностей: 140604 – «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов», 230105 – «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», очной, очно-заочной форм обучения содержит курс лекций.
© Антонов В.В.
© СТИ МИСиС
Содержание
Аннотация
Изучение основ теории и построения интегрированных систем проектирования и управления производствами отрасли. Основные понятия интегрированной системы, взаимосвязь процессов проектирования, подготовки производства и управления производством.
Изучение вопросов построения информационного, математического, методического и организационного обеспечений интегрированных систем проектирования и управления. Использование стандартных пакетов для проектирования автоматизированных систем управления, документирования, контроля и управления сложными производствами.
Примеры применяемых на предприятиях города систем управления.
Основные понятия АСУ
Предпосылки создания АСУ
Одна из важнейших предпосылок лежит в сфере военного противоборства. Времена, когда управляет боем командир, прошли. Человек уже не в состоянии достаточно быстро оценить обстановку с учетом всех известных данных. В качестве примера можно привести войну Аргентины с Англией за Мальвийские о-ва в 70-х годах. В этой войне был случай когда по флагману Английской эскадры под прикрытием истребителей с самолета была выпущена крылатая ракета которую практически невозможно засечь из-за того что она очень низко летит, а если ее и замечают, то человек в течении секунд которые у него есть не успевает принять решение. Но радары корабля, заметив в последний момент ракету, сообщили об этом в вычислительный центр, и компьютер принял верное решение о развороте судна. Правда двигательная установка на корабле тогда частично отказала, и ракета попала в вычислительный центр. Но этот случай показывает то, что тот, кто имеет лучше компьютеры и систему АСУ в целом, тот и побеждает в войне.
Другая предпосылка лежит в сфере экономического развития страны. Дело в том, что экономическая развитость страны зависит от множества факторов и далеко не последним из них является качество управления. В других странах уже давно все изменения в экономике и переходы между экономическими моделями сначала моделируются, благодаря чему удается избежать грубых ошибок в управлении страной. (Не следует это понимать как то, что внедрение АСУ очень выгодная вещь. Дело в том, что его внедрение может обойтись очень дорого, а существенного увеличения прибыли не будет. Но АСУ всегда внедряется прежде всего потому, что это удобно заказчику).
Еще одна предпосылка внедрения АСУ лежит в сфере культуры.
В нашей стране необходимость внедрения АСУ заметил академик Глушков В.М., и ему удалось добиться постановления съезда о внедрении АСУ. В принципе, он является основателем науки в нашей стране.
Основные понятия ИСПиУ
ИСПиУ - это интегрированные системы проектирования и управления. Разберем эти понятия.
Автоматизированная система - это человеко-машинная система, т.е. человек - соавтор в выборе решений. Данная система создается и внедряется при невозможности иметь в данном случае автоматическую систему. То есть, автоматическая система не может отследить все возможные состояния объекта или присутствуют какие-либо помехи, которые данная система не в состоянии обработать.
Вообще, под системой понимают совокупность взаимосвязанных элементов обладающих некоторыми свойствами единства и целостности.
Система всегда существует и при введении или исчезновении хотя бы одного из элементов система умирает или появляется новая система, - в этом заключается свойство единства. А свойство целостности заключается в том, что свойства системы в принципе не сводятся к совокупности свойств объектов.
Под управлением понимают целенаправленное воздействие на объект для достижения им желаемого состояния (характеристик).
Под объектом понимаем все что угодно. Те воздействия, которые заставляют объект менять состояние называют входными, а те переменные, которые характеризуют состояние объекта, называют выходными. Часть воздействий на объект играют роль целенаправленных воздействий, - эту часть называют управлением. Часть воздействий мешают управлению, - их называют возмущающими воздействиями. Часть переменных мы можем наблюдать, - они называются наблюдаемыми. На основании наблюдаемых переменных (Y) и желаемых результатов (Y`) вырабатывается управляющее воздействие (dY = Y`-Y).
Иногда говорят про Интегрированные Системы Автоматизированного Управления (ИСАУ). Здесь нераскрытым словом является интеграция. Под интеграцией понимают взаимосвязанную деятельность разнородных подсистем.
Интеграция
по вертикали по горизонтали (уровню)
Пример: ИНТЕГРАЦИЯ ПО ВЕРТИКАЛИ:
ОГАС
АСУ Отрасли
АСУ Производства
АСУ Цеха
АСУ Участка
АСУ Процесса
Принципы управления.
1. Управление по отклонению.
Управляющее воздействие вырабатывается на основе анализа отклонения от заданной траектории.
Различают два вида управления по отклонению, - это так называемые алгоритм мягкой и жесткой посадки.
Алгоритм жесткой посадки состоит в том, что при каждом отклонении рассчитывается такое воздействие, чтобы систему вернуть на первоначальную расчетную траекторию.
Рис. 1 |
Алгоритм мягкой посадки состоит в том, что при каждом отклонении происходит расчет новой траектории для достижения заданной цели.
Рис. 2 |
Применение того или иного алгоритма оправдано в разных случаях. Например, когда корабль движется в море, он естественно откланяется от первоначальной траектории. Применение в таком случае алгоритма жесткой посадки крайне нецелесообразно (смотри рис. 1). Красным цветом на этом рисунке покарана траектория корабля при применении алгоритма жесткой посадки (корабль возвращаясь на траекторию, - проскакивает ее в силу инертности). Синим цветом на том же рисунке показана траектория корабля при применении алгоритма мягкой посадки. Как видно в данном случае применение алгоритма мягкой посадки позволяет сократить время движения, расход топлива и т.п. В другом случае когда самолет заходит на посадку применение алгоритма мягкой посадки (постоянный перерасчет траектории) может привести к тому что самолет должен будет садится по вертикали вниз (смотри рис.2). В данном случае необходимо использовать алгоритм жесткой посадки.
2. Управление по возмущению.
Иногда, управляя по возмущению, мы выигрываем во времени и можем избежать отклонения. Например, если человека кусает ядовитая змея и дав пострадавшему противоядие (не дожидаясь отклонения), мы тем самым можем избежать этого отклонения.
Функции управления
1. Планирование. Сводится к расчету заданной траектории (плана). Существует два ранее рассмотренных варианта движения объекта к заданной цели. Это алгоритм мягкой и жесткой посадки.
2. Учет. Это измерение фактического состояния объекта управления.
3. Контроль. Сопоставление фактического состояния объекта с заданным и вычисление отклонений.
4. Анализ. Под анализом понимается исследование отклонений в поведении объекта и выработка вариантов управляющих воздействий.
5. Регулирование.
· выбор управленческого решения;
· принятие решения;
· реализация управляющего воздействия.
Автоматизированной системой - называется человеко-машинная система, в которой на основе равноправного соавторства человек и компьютер выполняют функции управления.
Типы производств
Производство бывает трех типов:
· дискретное - в каждую единицу времени выпускается целое количество изделий;
· непрерывное - в каждый момент времени продукция может выражаться некоторым целым числом;
· дискретно-непрерывное - одна величина непрерывна а другая дискретна: кабель - бухты, молоко - бутылки, бумага - рулоны и т.п.
Большинство предприятий дискретного типа (в Перми, т.к. большинство предприятий - предприятия ВПК).
Дискретные предприятия делят по коэффициенту серийности на:
· массовое производство
· серийное производство
· единичное производство.
Коэффициент серийности - определяет сколько технологических операций (в среднем) выполняется на одном станке (количество операций делится на количество оборудования).
1. Массовое производство (коэффициент серийности = 1).
Номенклатура изделий стабильна и ограничена, оборудование специализировано и уникально (на каждом станке выполняется одна операция).
«+» Самые маленькие затраты, высокая технология.
«-» Монотонность ритма, отсутствие творчества в работе, очень высокие затраты на переход с одного выпускаемого изделия на другое.
2. Единичное производство.
Требуется универсальное оборудование, которое позволяет выполнять любые виды работ, персонал с высокой квалификацией.
«+» Отдельные образцы удается сделать качественнее, чем в массовом производстве.
«-» Дорогое оборудование, высокая себестоимость изделий, отсутствие сложившейся технологии.
3. Серийное производство.
Различают: крупносерийное, среднесерийное и мелкосерийное производство. На одном и том же оборудовании выполняется несколько технологических операций. Оборудование время от времени перенастраивается, что позволяет изготавливать детали партиями.
«+» Сокращается время переналадки, увеличивается концентрация производственного оборудования и номенклатура изделий.
«-» Сильно усложняется управление производством.
Цеха обычно объединяют в производства. Цеха бывают специализированные по технологическому признаку и по номенклатуре.
· По технологии (кузнечный, токарный, термический цеха).
· По номенклатуре (изготовление шестерен, валов, лопаток).
Детали изготавливают по технологии состоящей из трех стадий:
· Заготовительная (: заготовка)
· Механообрабатывающая (: деталь)
· Сборочная стадия (: узел, изделие).
Изделие - готовая продукция.
В изделие обычно входят узлы и подузлы, в узлы входят детали, а детали изготавливаются из заготовок.
Применяемость - количество деталей применяемых при сборке узла.
Применяемость различают прямую и полную. Прямая - это сколько деталей нужно для сборки данного узла, а полная - это сколько нужно всего.
Все современное производство имеет маршрутную технологию обработки.
Технологический маршрут - совокупность технологических операций, необходимых для изготовления готовой детали.
Технологическая операция - совокупность технологических переходов, выполняемых на одном оборудовании без смены режущего инструмента (токарная, фрезерная).
Технологическая линия - совокупность оборудования на технологическом маршруте.
Переход - совокупность элементарных действий без смены направления обработки (проточка отверстия).
Элементарные действия - установка, снятие детали и т.д.
Календарно-плановые нормативы (серийное производство).
Это нормативы, которые привязаны к определенному сроку. К ним относится, например, размер партии. На их основе составляется график работ. Плановые периоды: год, месяц, декада, неделя.
1. Размер партии деталей.
При увеличении размера партии уменьшаются удельные затраты на производство одной детали, но растут затраты на их хранение (складские помещения, краны, АСУ учета и т.д.).
Размер партии деталей - количество деталей обрабатываемое на одной технологической операции без переналадки и смены режущего инструмента.
Оптимальная партия - партия, при которой одновременно малы затраты на переналадку и на хранение.
Поскольку на разных производственных этапах оптимальные размеры партий разные, то получается, что некоторое количество деталей все время лежит в ожидании следующего этапа. Это связанные оборотные средства. Для того чтобы избежать такого эффекта на производстве приняты следующие ограничения:
а) Размеры партии должны убывать по технологическому маршруту.
б) Размеры партии должны быть кратны.
2. Норма задела.
Незавершенное производство - все детали и заготовки, которые не прошли технологический маршрут до конца или технологическую обработку на данной операции.
Незавершенное производство может быть подсчитано в разных величинах.
Задел - незавершенное производство, выраженное в натуральных единицах измерения.
Величина задела, предназначенная для ликвидации сбоя ритмичности, называется страховым заделом. Страховые заделы подразделяются на цеховые и складские.
Цеховые предназначены для ликвидации боев ритмичности по внутренним причинам. Складские предназначены для ликвидации сбоев ритмичности на межцеховом уровне.
Норма задела - величина задела, минимально необходимого для бесперебойной работы.
Задел часто измеряют во временном измерении (трудоемкость или на сколько хватит задела).
Оборотный задел
где
n1 - партия поставки,
n2 - партия обработки (потребления).
Оборотный задел возникает вследствие несогласованности партий и представляет собой оборотные средства.
Методы снижения оборотного задела:
1. Размеры партий по технологическому маршруту не должны убывать.
2. Размеры партий должны быть кратны.
Цикловой задел - количество деталей пролеживающих в производстве в течение длительности производственного цикла.
3. Длительность производственного цикла.
Длительность производственного цикла - время необходимое для изготовления детали, узла, заготовки на технологической линии. Или ее части, т.е. различают длительность производственного цикла общую в цехе и на участке.
- штучно-номенклатурное время, длительность обработки детали
- коэффициент сменности.
- количество деталей
- количество операций на технологическом маршруте
- длительность производственного цикла,
- время перерывов.
Причем на реальных производствах >>
Перерывы состоят из:
- межоперационные перерывы
- межучастковые
- межцеховые
- транспортные
- межсменные
- внутрисменные
- естественные.
Опережение по запуску - временной интервал равный длительности производственного цикла, на который сдвинут момент выпуска.
На основе всех рассмотренных величин в 1. 2. и 3. составляется план производства.
Планирование производства
Основные понятия
Планирование разделяют на:
· перспективное (планирование на время от 1-5 лет);
· оперативное (сутки, квартал).
Планы бывают:
· номенклатурные (количество деталей и т.п.);
· объемные (стоимость, емкость и т.п.).
В нашей стране многократно вводили ошибочные показатели производства. Например, одно время был введен стоимостной показатель, что привело к исчезновению дешевых товаров, но дорогих товаров много не надо и рынок насытился. Что делать дальше? В результате многочисленных подобных экспериментов появилась идея, что производительность нужно измерять следующим образом:
В = Т + НЗП
В - валовой продукт (показатель)
Т - товар
НЗП - изменение незавершенного производства.
Такой показатель учитывает всю проделанную работу и сданную продукцию и незавершенную. Но незавершенное производство бывает разное например в строительстве можно только вбить сваи а можно только не врезать замки.
Рубли Товар стали учитывать как в рублях, так и в штуках.
Т
Штуки
Обычно сначала составляется перспективный план на 3-5 лет. Такое планирование делают обычно в объемных показателях, но часто и в стоимостных. План детализируется до уровня изделий с целью анализа плана удовлетворению рыночной стратегии. Стоимостной показатель плох тем, что есть инфляция (мы хотим сделать продукции на 50 млн., а сколько это будет потом?). Выход - это расчет в ценах прошлых лет, а затем перевод в текущие. Различия в планировании у нас и на западе связаны с тем, что у нас господствует теория прибавочной стоимости Маркса, а на западе теория полезности. Затем проводят оперативное планирование. Например, нам надо на 200 млрд. сделать 80 двигателей.
- количество i-х деталей - применимость i-й детали
После этого всем цехам спускают решение кому сколько чего надо сделать. В цехах решают обратную задачу - задачу разузлования. Решили, что могут выполнить деталей на 73 двигателя. Затем делят план на четыре для разбивки по кварталам и округляют в меньшую сторону, - получают планы по кварталам (это планирование в объемных показателях).
При реализации экспоненциального управления вероятность выполнения плана на много больше.
t цикла | n | План | |
A | 20 дней | 100 шт. | 1000 шт. |
B | 10 дней | 300 шт. | 5000 шт. |
C | 5 дней | 50 шт. | 2000 шт. |
D | 30 дней | 80 шт. | 8000 шт. |
При линейном управлении мы не сможем выполнить план. В процессе выполнения начинается корректировка плана (в министерство мы можем только 68 т.к. 1-е, 2-е, 3-е ...)
В производство запускается то, что требует соседний цех. Такая система называется подетальной системой оперативного управления. При такой системе рассчитываются объемы по каждой детали, после чего начинают составлять номенклатурный план с помощью методов сетевого планирования.
Основные системы планирования
1. Система показного планирования. Исходя из общей производственной мощности, собирается портфель заказов. Составляется календарный план выпуска заказов. Зная длительность цикла по каждой номенклатурной единице, определяют время запуска. На одно и тоже время и оборудование могут претендовать разные заказы. В этом случае разносят сроки запуска, сдвигая по некоторым позициям сроки запуска к началу планового периода. Но в этом случае заказ, который сдвинут на более ранний срок начинает конфликтовать с другим заказом; эта процедура повторяется до тех пор, пока не удастся разработать бесконфликтный план. «-» Такой план без организационных перерывов разработать практически невозможно. Поэтому, набирая портфель заказов, мы должны это учитывать и оставлять некоторый резерв мощности (либо лишние станки, либо лишнее рабочее время).
2. Сутко-комплектная система планирования. На серийных предприятиях работает, как правило, эта система. Проводится разузлование плана (вычисляется план по каждой детали, величина плана по детали делится на длину планового периода).
|
|
Определяется величина обеспеченности сборки деталями.
| |||
| |||
... | На складе | Суточная потребность | |||||||||
А | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||||
В | Х | Х | |||||||||
С | Х | ||||||||||
D | Х | Х |
Запускаем в производство ту деталь, которую хватит на наименьший промежуток времени. Неудобство в том, что это не система управления - это сигнальная система, которая сообщает лишь об отклонении (управление это мера воздействия которую мы должны вычислить по отклонению).
Сутко-комплект - совокупность деталей всех наименований в размере их суточной потребности (условное изделие).
«+» Наглядность, минимум расчета. Полная децентрализация системы, при сохранении синхронной работы участка.
«-» Система является сигнальной, т.е. только сигнализирует о том какую деталь надо запускать в производство, но не дает ответа на вопрос, какой должна быть мера управления.
В результате получили систему пропорционального управления.
Определение АСУ
АСУ - называется система, объединяющая комплекс технических средств, экономико-математические методы, математическое, лингвистическое, информационное, организационное, юридическое и методическое обеспечение, а так же коллектив людей объединенных общей целью. Управляющее решение принимается в соавторстве человека с машиной. Системы делятся на примитивные элементарные (для них строятся автоматические системы управления) и большие сложные.
Классификация АСУ
Все АСУ относятся к большим и сложным системам, поэтому обладают их свойствами. Т.к. большие и сложные системы обладают свойством необозримости, то их можно рассматривать с нескольких точек зрения. Следовательно, классификационных признаков тоже много (дать классификацию по одному признаку невозможно).
Классифицировать АСУ можно:
1. Интеграция АСУ по уровню.
· ОГАС - общая государственная автоматизированная система (система выборов, система резервирование билетов, электрическая система)
· АСУО - АСУ отрасли
· АСУГ - АСУ главка (главк позволяет управлять группой предприятий)
· АСУП - АСУ предприятия
· АСУЦ - АСУ цеха
· АСУУ - АСУ участка
· АСУТП - АСУ технологического процесса
2. Интеграция по уровню объекта.
· АСУ федерации
· АСУ региона
· АСУ области
· АСУ города
3. По уровню использования ЭВМ.
· большие
· малые
· персональные
· супер-большие
· супер-малые
· ЦВМ
· АВМ
· гибридные.
4. По назначению.
· производственного типа
· экономические (предприятия, конторы, управляющие властные структуры)
· коммерческие
· медицинские
· военные
· информационно-поисковые системы
· многие другие. У этих систем разные критерии.
5. По типу выдаваемой информации.
· чисто информационные системы (экспресс, сирена)
· информационно-советующие
· управляющие АСУ (они не только предлагают варианты, но и могут реализовать выбранный человеком вариант).
6. По типу производства.
· АСУ с дискретно-непрерывным производством
· АСУ с дискретным производством
· АСУ с непрерывным производством
7. По областям человеческой деятельности.
· медицинские системы
· экологические системы
· системы телефонной связи
· многие другие.
Принципы построения АСУ
1. Принцип новых задач. В первую очередь должны автоматизироваться те задачи, не решение которых наносит наибольший ущерб с одной стороны, и решение которых не было возможно до сих пор по какой либо причине.
2. Принцип непрерывного развития. Система должна быть построена так, что бы изменение в состоянии объекта или условиях управления не должны приводить к гибели системы.
3. Первого руководителя. Руководить внедрением подсистемы или всей системы АСУ должен руководитель по уровню не ниже главного специалиста (идеально директор).
4. Принцип модульности. Система или подсистема должна разрабатываться и внедряться как набор автономных модулей. Должно быть поэтапное подключения модулей.
5. Принцип системного подхода. Различают три подхода:
· индуктивный,
· дедуктивный,
· системный.
Индуктивный и дедуктивный подходы называют еще отзадачными подходами, т.е. к построению системы приходят от задачи. Собираются данные, а также требования к системе, на основе части данных формируются дополнительные требования, на основе требований формируют компоненты системы, затем объединяют компоненты в систему.
Отзадачный подход наиболее популярный, но у него много недостатков:
· компоненты системы формируются насильственно;
· отдельныезадачиплохостыкуются друг с другом, так как разрабатывались разными людьми и преследовали разные цели.
Системный подход имеет следующие отличия. Собираются данные и некоторые требования к объекту. На основании этих требований и данных формируется цель системы (что мы хотим от системы в целом). На основании цели формируются принципы построения системы в целом, одновременно формируются показатели и критерии достижения цели.
На основе принципов формируется система требований, на основе которых разрабатываются компоненты, причем каждая компонента формируется в нескольких вариантах, лучший из которых выбирается на основе критерия достижения цели исходя из задач всей системы. На основе этого формируется единственный вариант системы.
«-» Большие затраты времени на разработку, а именно системных вопросов. Ведется разработка всей системы в целом, а не от дельных ее задач, что требует достаточно больших ресурсов.
Структура АСУ
Общая схема структуры АСУ
АСУ | ||
Обслуживающие (обеспечивающие) подсистемы | Функциональные подсистемы |
Функциональные подсистемы решают задачи управления в рамках некоторых функций управления объектом.
Функциональные подсистемы | ||||
| | ||||
Экономическое планирование | Оперативное управление | Бухгалтерский учет | Подготовка производства | АСУ САПР |
Дальнейшее деление зависит от типа АСУП.
Обслуживающие подсистемы предназначаются для обеспечения эффективной работы функциональных подсистем.
К обслуживающим системам относятся подсистемы:
· технического обеспечения - комплекс технических средств, который включает средства коммуникации, связи и др.;
· информационного обеспечения - справочники, классификаторы, кодификаторы, система документооборота, информационные массивы;
· программного обеспечения - совокупность всех программных систем;
· организационного обеспечения - совокупность приказов, директив, инструкций, указаний, которые позволяют объекту работать слаженно;
· методического обеспечения - комплекс методических указаний для всех систем;
· лингвистического обеспечения - комплекс языковых средств;
· юридического обеспечения - комплекс нормативных и правовых документов, обеспечивающий юридическую поддержку АСУ;
· математические обеспечение - набор материала, который позволяет грамотно вести управление.
· многие другие подсистемы.
Структурная схема обслуживающих подсистем приведена ниже:
Обслуживающие подсистемы | |||||||
| | |||||||
Математическое обеспечение | Организационное обеспечение | Лингвистическое обеспечение | Методическое обеспечение | Информационное обеспечение | Юридическое обеспечение | Техническое обеспечение | Другое |
| | |||||||
ПО | Экономико-математические методы | ||||||
| | |||||||
Системный анализ | Моделирование | Экономические |
Техническое обеспечение АСУ
Состав.
Состоит из:
· Средств сбора информации (датчиков);
· Средств регистрации информации;
· Средств преобразования информации.
Датчики.
Датчики являются средством выделения информации.
1) Датчики физико-химических величин.
а) Датчики объема
Автоматические дозаторы |
Мерная тара
Измерители уровня
* Поплавкового типа |
* Линейчатого типа |
* Оптического типа
* Индуктивного типа
* Емкостного типа
б) Датчики расхода
Датчики расхода делятся на датчики расхода
· Сыпучих веществ
· Газа
· Жидкости
По устройству они делятся на:
датчики определяющие
крылатка
мембранного типа
расход по скорости вращения (меряет давление и скорость)
Датчики на основе измерения давления
Электронные расходомеры измеряют скорость движения среды за счет меченых ионов.
в) Датчики перемещения:
· Датчики скорости
· Датчики ускорения
· Датчики пути
Датчики перемещения: контактные и оптические.
Датчики скорости обычно на основе тахометров т.е. преобразуют скорость вращения в поступательную скорость либо меряют ускорение а затем его интегрируют. Датчики Пути строятся на основе: спидометров, тахометров.
Измерители ускорения:
Контактного типа Колокол
Регистрирует только сам факт наличия
ускорения можно использовать как
противоугонное устройство (наличие ускорения).
Датчики Скорости в основном строятся на основе измерения: числа оборотов, угла скорости. Тахометр. Последовательно с измерителем ускорения ставится интегратор.
2) Датчики экономических сообщений.
Благодаря этим датчикам можно оценить экономическую ситуацию на производстве, степень незавершенного производства, примерно оценить время готовности продукта пруда и т.п.
· Автоматические сигнализаторы. Представляют собой контактную или оптическую цепь на конвейере, срабатывающую при прохождении предмета труда.
· Ручные сигнализаторы. Чаще всего кнопка рядом со станком. Рабочий, изготовив деталь, нажимает на эту кнопку.
· Регистраторы производства. Представляют собой сеть ПК или большую ЭВМ с разнесенными терминалами или со специальными термин