Качества товара. Факторы, формирующие факторы товара.
Понятие о качестве товара. Качество товара зависит от свойств, которыми он обладает, а также от его способности удовлетворять определённые потребности благодаря этим свойствам. Оценка качества продукции заключается в оценке его свойств, а также в соответствии их предъявляемым требованиям. В соответствии со стандартом ИСО под качеством продукции понимают совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество товара оценивается с помощью показателей качества, которые представляют собой количественные характеристики одного или нескольких наиболее важных свойств продукции. Каждый отдельный товар имеет определённую номенклатуру показателей качества, которые классифицируются по следующим признакам: по количеству характеризуемых свойств, по способу выражения, по методу определения, по стадии определения, в зависимости от области определения, по применению для оценки уровня качества продукции.
В зависимости от количества характеризуемых свойств показатели качества подразделяются на: единичные и комплексные. Показатели качества по функциональному назначению делятся на: П назначения, П срока действия, П транспортабельности, П безопасности, эстетические П, экологические П. Основные факторы, формирующие качество товаров. Маркетинговые исследования (спрос и предложение, качество товара у конкурентов, опр-ся оптимальный объём выпуска продукции, его возможная стоимость) Нормативная документация. Должна предъявлять такие требования к качеству исходного сырья, продукции, её производству, которые обеспечили бы максимальную защиту интересов покупателей, наивысшее качество продукции и её безопасность. Качество сырья и материалов. Качество технологического оборудования и процессов пр-ва.
Качество труда. Уровень качества – относительная хар-ка, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Измерительный метод определения показателей качества основывается на использовании технических средств измерения(приборов, реактивов). Это объективный метод, позволяющий получать численные значения показателей функциональных свойств, надежности, некоторых эргономических свойств. Органолептический метод основывается на анализе восприятий органов – зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Регистрационный метод, Расчетный, социологический, экспертный.
1.5 Экспертиза товаров. Виды экспертиз. Объекты, критерии и методы экспертиз.
Анализ товара позволяет повысить качества выпускаемых продуктов и разнообразие их ассортимента. Экспертиза товара служит также как оригинальный вид деятельности, связанный непосредственно с реализацией анализа и оценки потребительских свойств продукта с использованием экспертных методов на основе проведения испытаний и учета результатов исследований. Анализ качества товара, как и любой вид деятельности, имеет свою структуру, состоящую из нескольких ключевых компонентов субъект, объект, критерии, методы, процедуру и результат. Объектом экспертизысчитаются потребительские качества товаров, выявляющиеся при их взаимодействии с человеком-потребителем в процессах использования. Принципы, которые используются при проведении экспертизы и оценке потребительских свойств продукта, делятся на общие и конкретные. Общие принципы это устоявшиеся в обществе нормы ценности и представления, исходя из которых, эксперты судят о ценности товара для потребителя. В зависимости от целей анализа или изучаемых показателей эксперты могут применять один или много различных принципов.
Все формы анализа потребительских качеств продукта могут быть сгруппированы с учетом различных оснований. Для классификации методов выбрано два критерия. Первым критерием классификации является различие, которое определяется спецификой объекта экспертизы на стадиях его формирования (техническое задание, проект, опытный образец) и использования (средство труда, предмет потребления). Вторым критерием классификации методов служат отличия, выявляемые при определении специфики подхода экспертов к решению стоящих задач и набором используемых для их решения инструментов. Последний критерий служит для деления общих методов на оперативные и комплексные с последующим выделением экспертных, социологических и расчетно-инструментальных методов. Следовательно, описанная выше классификация методов экспертизы потребительских свойств включает в себя реализацию общих методов через частные методы с их единовременным отнесением к сложившимся на практике видам экспертных работ. Реализация анализа потребительских свойств товаров включает в себя выполнение комплекса мер и операций, порядок и содержание которых определяется целями исследования, видом изучаемого продукта, сложностью функционального процесса, в котором участвует анализируемый товар. В глобальном смысле экспертиза потребительских свойств товара включает два главных этапа: анализс целью обеспечения исследователей всей нужной информацией о качестве продукта для вынесения ими оценочных суждений и оценку,которая основывается на результатах анализа и включает в себя характеристику потребительского уровня качества продукта и ее обоснование. Экспертизы потребительских свойств товаров в практике применяются, в основном как комплексный анализ и оперативная экспертиза, проводимая на этапах разработки продукта