Общая и предельная полезность. Уравнение потребительского равновесия
Потребитель предъявляет рынку спрос на какой-либо товар, учитывая его потребительную стоимость, то есть способность удовлетворять какие-либо потребности. В реальной практике поведение потребителя во многом определяется тем, насколько удовлетворяются эти потребности, какую полезность приносит тот или иной товар. Термин «полезность» восходит к работам английского философа и социолога Джереми Бентама (1748-1832).
В понимании экономистов полезность(utility) – это удовлетворение, получаемое от потребления какого-либо товара или набора товаров.
Чем оно выше, тем больше будет спрос на продукцию.
Принято различать общую полезность и предельную полезность.
Общая полезность - U - это степень удовлетворения от потребления набора товаров, состоящего из какого-то количества единиц.
Предельная полезность – МU – это прирост общей полезности в результате потребления дополнительной единицы продукции сверх какого-то количества.
Соответственно, ее можно определить следующим образом:
MU = ∆U/∆Q, или же
Mu = Un-U(n-1)
При этом, n и (n-1) - наборы товаров.
В действительности полезность во многом оценивается субъективно, отражает отношение конкретного потребителя к товару, его психологическое восприятие. Отсюда, возникает вопрос, как ее измерить, выразить? Экономисты уже много лет пытаются это сделать и пока безуспешно. В этом отношении можно выделить два подхода.
Школа кардинализма в поисках абсолютных измерений для выражения полезности вводит условную единицу - ютиль. Так, если потребляется 10 единиц какого-то товара, то общая полезность составит U10. Предельная же полезность дополнительной единицы будет выражаться как МU=U10-U9. Однако реального содержания у этой единицы нет, поэтому в конечном итоге чаще всего использовались денежные оценки полезности.
Школа ординализма считает, что поскольку полезность является субъективной категорией, количественно ее измерить нельзя, но можно измерить порядково, упорядочить, ранжировать при помощи понятий «больше, меньше, одинаково». Соответственно, можно определить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя. Поэтому категория полезности используется, чтобы описать предпочтения покупателя.
При этом делается следующие допуски, предположения:
- предпочтения уже сложились и их можно классифицировать и сопоставить. Тогда из двух товаров (наборов) x и y покупатель либо предпочтет X вместо Y, либо Y вместо X, либо будет удовлетворен ими в одинаковой степени. Это, однако, не означает, что будет куплен предпочитаемый товар;
- предпочтения транзитивны. Транзитивность означает, что если товар (набор) X предпочтительней, чем Y, а Y предпочтительней Z, то X предпочтительней Z;
- если не принимать во внимание цены, то потребитель предпочтет большее количество товаров меньшему количеству.
Способ представления предпочтений потребителя выглядит как функция полезности. Она описывает зависимость общей полезности от количества потребляемых за определенный период товаров. Функция полезности может быть записана следующим образом:
U = f(Qx,Qy)
Естественно, что уровень получаемой полезности зависит от объемов многих товаров и услуг, поэтому в функцию полезности можно включить сколько угодно переменных.
Если при неизменном потреблении какого-то товара потребление другого увеличивается, то потребность в этом втором насыщается и каждая последующая его единица дает меньший эффект. Поэтому предельная полезность товара, потребление которого увеличивается, имеет тенденцию к снижению. Это относится ко всем товарам и рассматривается как закон убывающей предельной полезности. Общая полезность при этом возрастает, но затухающими темпами, то ее прирост с каждой последующей единицей товара уменьшается.
Если в системе координат по оси ординат откладывать значения общей и предельной полезности, а на оси абсцисс - количество товара (Q), то график общей полезности выглядит как восходящая выпуклая линия (Рис.6.1а), а предельной полезности – как нисходящая кривая, аналогичная кривой спроса (Рис. 6.1в).
Рис. 1а. Рис. 1в.
Движение по кривой предельной полезности показывает, что при прочих равных условиях, увеличивая потребление одного какого-то товара, приходится жертвовать каким-то количеством другого товара. Соответственно предельную полезность товара, спрос на который увеличивается, можно выразить через это количество. Например, если, приобретая дополнительную единицу товара X, отказываемся от двух единиц Y, то предельная полезность единицы X равняется двум единицам Y.
Соответственно возникает вопрос, до какого предела можно жертвовать одним товаром ради единицы другого, учитывая уменьшающуюся предельную полезность и стремление увеличить общую полезность? В разрешении этого противоречия и состоит проблема максимизации общей полезности. Очевидно, необходимо учесть, во сколько обходится потребление дополнительной единицы товара, то есть ее цену. Принцип максимизации общей полезности состоит в следующем: каждый потребитель должен распределить свой доход так, чтобы полезность, полученная от денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, была одинаковой. Если сравнить предельную полезность с ценой единицы товара, то получится стоимостное выражение предельной полезности.
Отношение предельной полезность к цене, называется предельной ценностью (МV):
МU/Р = МV
Существует закономерность – потребитель будет увеличивать спрос на какой-то товар до тех пор, пока его предельная ценность выше, чем у другого. Если обозначить предельную полезность товара X через МUx, а его цену -Рx, предельную полезность товара Y через MUy и его цену – Рy, то сказанное выглядит как неравенства:
МUx/Рx > МUy/Рy (1)
MUx/Рx < МUy/Рy (2)
В первом случае потребителю выгоднее приобретать товар X, во втором -
товар Y.
Если же предельные ценности этих товаров уравниваются, то потребителю безразлично, потребление какого товара увеличивать, а какого сокращать.
MUx/Px = MUy/Px
Это равенство и называют уравнением равновесия потребителя. Оно означает, что денежная единица, затраченная ни любой товар, приносит одинаковый эффект, одинаковую полезность.
На практике это равновесие изменяется под воздействием цен.
Предположим, что цена товара Х снижается, тогда уравнение равновесия потребителя нарушится и примет вид неравенства (1). В результате спрос на товар Х будет возрастать, а потребность в нем – насыщаться все полнее и полнее. Соответственно, его предельная полезность будет падать. В то же время товара Y потребляется меньше и потребность в нем менее насыщена. Значит, его предельная полезность будет возрастать. В конечном счете, эти процессы приведут к изменению соотношения предельных ценностей товаров, и равновесие возникнет на другом уровне общей полезности. То же самое произойдет при других изменениях цены. Поэтому принято считать, что уравнение равновесия потребителя имеет универсальный характер.