Предложения и факторы его определяющие
Предложение (supply – англ.) – выражает желание и способность производителей поставить на рынок определенное количество товара в сложившихся условиях.
Количество товара, которое производители решают предложить к продаже в определенном месте и за определенный период, обусловлено рядом факторов, подразделяемых на ценовые и неценовые.
Среди ценовых выделяют один фактор – цена данного товара. Между ценой и количеством предлагаемого товара устанавливается прямая или положительная связь, т.е. с ростом цен на рынке соответственно возрастает и предложение товаров, со снижением цен сокращается и предложение. Эта зависимость называется законом предложения. Он проявляется только при равенстве прочих условий.
С точки зрения потребителя цена выступает как сдерживающий фактор, поскольку потребитель выступает в роли плательщика. Поставщик же выступает в роли получателя денег за продукт, т.е. для него цена – это выручка за каждую единицу продукта, поэтому она является стимулом к тому, чтобы увеличивать предложение товара на рынке.
Прямую зависимость между ценой и предложением товара можно описать с помощью функции.
Qsx=f(Px) (5.3.1.)
Графическое изображение этой функции называется кривой предложения и обозначается SS. Она обычно выпукла в сторону объема или может быть линейной (см. рис. 5.4).
Рис. 5.3.1. Кривая предложения
Кривая предложения показывает: либо какое количество товара согласны предложить на рынке производители при установившейся цене, например, при установлении цены P1 предложение будет равно Qs1, либо по какой цене согласны производители продать определенное количество товара, например, количество Qs2 будет реализовано по цене P2.
Таким образом, кривая предложения – это цена производителя, причем эта цена всегда минимальная, т.е. количество товара Qs1 производители согласны продавать по цене P1, как рациональные субъекты рынка по цене выше P1, они тоже согласны продавать это количество продукта, но по цене ниже P1– нет. См. рис. 5.3.2.
Рис. 5.3.2. Кривая предложения – цена производителя
Следует различать индивидуальную и рыночную кривые предложения. Кривая предложения представляющая собой сумму количеств товара, предлагаемых отдельными продавцами, называется рыночной (или отраслевой) кривой предложения, соответственно, кривая характеризующая желания и возможности индивидуальных производителей, является индивидуальной кривой предложения.
Неценовые факторы предложения. Они разнообразны по своему содержанию и их достаточно много, назовем лишь самые основные среди них:
1. Цены на ресурсы (Рr). Чем ниже затраты производителя на исходное сырье, тем большее количество продукции они смогут предложить на рынок.
2. Налоги и дотации (tax and subsidy, TS).
Фирмы рассматривают налоги как затраты, поэтому их рост увеличивает затраты производителей и тем самым сокращает предложение, напротив дотации считаются налогом наоборот, поэтому они фактически снижают затраты на производство. тем самым увеличивая его.
3. Технические возможности производителей (К). Они зависят от развития научно-технического прогресса. Чем выше уровень прогресса, тем эффективнее становится производство, т. е. на каждую единицу затраченных ресурсов производится все больше продукции.
4. Ожидания производителей (Е) – могут значительно изменить как текущее, так и будущее предложение. Например, ожидаемый рост цен на выпускаемую продукцию может существенно увеличить текущее предложение, кроме того, этот факт выступает побудительным мотивом к расширению производственных мощностей фирмы, а это в свою очередь приведет к увеличению объема предложения данной продукции в будущем.
Таким образом, общая функция предложения, характеризующая поведение производителей на рынке будет иметь вид:
Qsx = f(Px, Pa…Pz, R, K, TS, E…) (5.3.2.)
Необходимо различать понятия "предложение" и "величина предложения", а соответственно "изменение предложения" и "изменение величины предложения".
Предложение описывает все отношения на всем протяжении кривой предложения, величина предложения относится к конкретной точке на кривой предложения – терминология аналогичная терминологии спроса. Изменение величины предложения означает передвижение из одной точки кривой предложения в другую ее точку. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.
Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения. Увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение влево. Причиной изменения предложения служит изменение неценовых его факторов (см. рис. 5.3.3.).
Рыночное равновесие
Итак, рыночная кривая спроса описывает поведение покупателей, а рыночная кривая предложения поведение производителей относительно конкретного товара. Их совмещение в одном рыночном пространстве и характеризует рынок этого товара (см. рис. 5.4.1.).
Рис. 5.4.1. Рыночное равновесие
Точка пересечения кривых Е0 (equilibrium – англ.) называется рыночным равновесием (оптимумом), которое имеет равновесную цену – Р0 и равновесное количество – Q0.
Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, когда желания и возможности продавцов и покупателей относительно цены и количества продукта совпадают полностью. Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению существующего положения, однако оно может быть нарушено извне.
Цена по которой товар реально продается и покупается называется рыночной , и она необязательно совпадает с равновесной, а следовательно не совпадают и равновесный и реальный объемы продаж. В этом случае возможны 2 состояния рынка: перепроизводства, когда рынок находится выше точки равновесия и дефицита, когда он расположен ниже точки равновесия (см. рис. 5.4.2.).
Рис.5.4.2. Дефицит и перепроизводство
Рыночное равновесие по своей природе нестабильно, т.к. рыночные условия его определяющие постоянно изменяются, вызывая колебания спроса и предложения. Результатом этих колебаний является восстановление равновесия на прежнем или новом уровне. Нарушение рыночного равновесия может перейти в двух случаях: либо при отклонении рыночной цены от равновесной, либо при изменении неценовых факторов спроса и предложения.
1-ый случай. Цене присуща уравновешивающая функция. Если рыночная цена по какой-либо причине оказалась выше равновесной (см. рис. 5.4.3.)
Рис. 5.4.3. Уравновешивающая функция цены
(P1>P0), то объем спроса Qd1 будет меньше равновесного Q0, а число желающих продать по этой цене увеличится, в результате чего реальный объем продаж Qs1 превышает равновесный Q0. Наглядно видимое превышение объема предложения над объемом спроса приведет к затовариванию рынка. (Qs1-Qd1). Чтобы избавиться от излишков товара продавцы начнут снижать цену, а производители сокращать производство. По мере снижения рыночной цены начнут активизироваться покупатели, предъявляя все больший спрос на товар. Это будет продолжаться до тех пор, пока излишек товаров не исчезнет и на рынке таким образом снова восстановится равновесие.
В противоположной ситуации, т.е. если рыночная цена P2 ниже равновесной P0, возникает дефицит. Желающих купить дешевый товар станет больше и объем спроса достигнет Qd2. Напротив, количество же продавцов сократится и предложение будет равно Qs2, в результате Qd2 > Qs2. Ориентируясь на активный спрос продавцы начнут поднимать цены. Оживятся производители, расширяя выпуск, а с другой стороны рост цены будет сокращать избыточный спрос. В результате этих процессов рынок также вернется к прежнему равновесному состоянию.
2-ой случай.В результате изменения неценовых факторов спроса и предложения равновесие устанавливается на новом уровне. Возможны 3 ситуации.
а). Изменение только неценовых факторов спроса. Например, товар стал модным, поэтому спрос на него возрос. Это приведет к сдвигу кривой спроса вверх – вправо (см. рис.5.4.4.).
Рис. 5.4.4. Эффект сдвига кривой спроса
Конкретно речь идет о том, что возрос объем требуемых товаров данного вида при каждом уровне цен. Активный спрос простимулирует повышение цены и расширение выпуска. Одновременно по мере роста цены активность спроса будет падать. Это будет продолжаться до тех пор, пока система не придет в новое равновесное состояние Е1. Эффект, полученный от такого сдвига кривой спроса, будет заключаться в одновременном росте цены P1 > P0 и увеличении объема продаж Q1< Q0. Обратная реакция рынка будет наблюдаться при сдвиге кривой спроса вниз и влево.
б). Изменение только неценовых факторов предложения. Например, произошло удорожание сырья. Затраты на производство продукции возрастут. Для покрытия возросших издержек производители повысят цены (см. рис. 5.4.5.),
Рис. 5.4.5. Эффект сдвига кривой предложения
которые в свою очередь приведут к сокращению спроса. В результате на рынке возникнет новое равновесное состояние, характеризующееся более высокой ценой (P1>P0) и меньшим равновесным количеством (Q1<Q0).
Обратная ситуация будет наблюдаться при снижении цен на ресурсы.
в). Изменение неценовых факторов спроса и предложения приводит к одновременному сдвигу кривых спроса и предложения, причем их влияние может быть либо противоположным, либо однонаправленным, т.е. вариантов может быть несколько. Рассмотрим один из них, более сложный, когда под воздействием неценовых факторов спрос растет, а предложение падает, например, товар стал модным, но цены на ресурсы для его производства выросли. Эта ситуация приведет к тому, что кривая спроса сдвинется вверх-вправо, а кривая предложения вверх-влево (см. рис. 5.4.6.).
Рис. 5.4.6. Эффект одновременного сдвига кривых спроса и предложения
Активный спрос и рост цен на ресурсы вызовет однозначно рост равновесной цены (Р1> Р0). Равновесное же количество может увеличиться, сократиться или же остаться прежним (как в нашем примере), это зависит от того какой из неценовых факторов действует сильнее мода или цены на ресурсы, либо же они уравновешивают друг друга как в данном случае (Q0=Q1).
Способность рынка возвращаться в утраченное равновесие называется устойчивостью рыночного равновесия. Это означает, что изменение любых факторов на рынке, вызывающее нарушение рыночного равновесия, активизирует силы, обеспечивающие восстановление этого состояния. Устойчивость рыночного равновесия определяется рядом обстоятельств, но в первую очередь типом рыночной структуры.
Устойчивость рыночного равновесия важный аспект теоретических исследований, поскольку позволяет решить наиважнейшую проблему о степени государственного вмешательства в ход экономического развития.