Спрос и факторы его определяющие
Спрос (demand - англ.) – это желания (намерения) и возможность покупателей приобрести определенное количество товара в сложившихся условиях. Спрос – это потребность покупателя в данном товаре, однако, поскольку потребности безграничны, поскольку не всякая потребность на рынке предстает спросом, а лишь та, за которую может быть выставлен эквивалент, т.е. спрос – это платежеспособная потребность. Кроме того, спрос включает в себя временную и пространственную составляющие.
Количество товара, которое будет приобретено на рынке, зависит от ряда факторов, влияющих на поведение потребителя. Их подразделяют на ценовые и неценовые.
Ценовый фактор один – это цена данного товара (price – англ.). Между ценой данного товара и спросом на него существует обратная (отрицательная) зависимость, т.е. чем ниже цена на товар, тем большее количество этого товара готов приобрести покупатель и наоборот. Эта зависимость проявляется только в том случае, если все остальные условия на рынке не изменяются, или при равенстве прочих условий. Подобное предположение является важным, поскольку решение покупателя реально зависит не только от цены, но и от других факторов, которые в дальнейшем назовем неценовыми.
Обратная связь между ценой и количеством спрашиваемого товара называется законом спроса. Такую зависимость можно описать с помощью функции:
Qdx = f(Px) (5.2.1)
Графическое изображение функции спроса получило название кривой спроса и обозначается dd
Рис. 5.2.1. Кривая спроса
Кривая спроса показывает: либо какое количество товара согласен приобрести покупатель при установившейся цене, например, при цене P1 покупатель намерен приобрести количество товара равное Q1, либо по какой цене покупатель согласен приобрести определенное количество товара, например, Q2 будет приобретено по цене P2.
Следует различать индивидуальную и рыночную кривые спроса. Индивидуальная кривая спроса отражает соответствующее каждому уровню цены количество товара, которое хотел бы приобрести отдельный покупатель. Переход от индивидуальной кривой спроса к рыночной может быть легко осуществлен путем суммирования величины индивидуального спроса всех потребителей при каждом возможном уровне цен, или сложении индивидуальных кривых спроса по горизонтали.
В дальнейшем речь будет идти о рыночной кривой спроса.
Таким образом, кривая спроса – это цена покупателя, которую он предлагает за определенное количество товара, причем эта цена всегда максимальная, т.е.: количество товара Q1 покупатель согласен приобрести по цене P1. Как рациональный покупатель ниже P1 он тоже согласен приобрести это количество товара, но выше, чем P2 – нет.
Рис. 5.2.2. Кривая спроса – цена покупателя
Нисходящий наклон кривой спроса может быть аргументирован следующим образом:
1. Снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребления, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного товара, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Это эффект дохода, который указывает на то, что при более низкой цене покупатель может позволить себе купить больше данного товара, не отказывая при этом в приобретении других товаров.
2. Эффект замещения приводит к тому, что при более низкой цене у покупателя появляется стимул приобрести дешевый товар вместо других товаров, которые стали относительно дороже.
Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у покупателей возникает способность и желание покупать большее количество товара по более низкой цене, чем по высокой.
3. Потребление подвержено действию закона убывающей предельной полезности, что будет рассмотрено в следующей главе.
К неценовым факторам спроса относятся любые другие условия, которые могут повлиять на решение покупателей о приобретении товара. Наиболее важными среди них являются:
1. Размер доходов потребителей – (income – англ.). Общее правило таково: наибольший доход предъявляет на рынке и наибольший спрос. Однако изменение доходов по-разному влияет на потребление различных товаров. Если с ростом доходов спрос на данный товар увеличился, то такой товар на рынке является нормальным. Если же с ростом доходов спрос на него сокращается, либо вообще прекращается, то он является худшим.
2. Цены на сопряженные товары. Потребление данного товара во многом определяется ценами сопряженных товаров. Сопряженными называются товары, которые каким-либо образом связаны в потреблении с данными. Сопряжение товаров может быть 3-х видов.
а) взаимозаменяемые товары или товары – субституты. В настоящее время практически все товары имеют субституты. Например, масло – маргарин; мясо – рыба; сок – лимонад и т.д. Если цены на маргарин вырастут, то покупатели будут больше приобретать масла , и наоборот (при прочих равных условиях).
Таким образом, между ценой товара-субститута и спросом на данный товар существует прямая зависимость;
б) взаимодополняемые товары или комплементарные. Между ценой на один и спросом на другой (при прочих равных условиях) существует обратная связь. Например, машина – бензин, рост цен на бензин сокращает спрос на машины, равно как и рост цен на машины способен вызвать сокращение спроса на бензин;
в) относительно независимые – это товары, которые никоим образом не связаны друг с другом в потреблении. Например, картофель – автомобили, изменение цены на один из них мало или вовсе не повлияет на спрос на другой.
3. Вкусы и предпочтения –(tastes – англ.). Благоприятное для данного продукта изменение вкусов (например, товар стал модным) означает, что при равенстве прочих условий спрос на него возрастет и наоборот неблагоприятные перемены (мода прошла) вызовут сокращение спроса.
4. Ожидания потребителей могут существенно изменить спрос покупателей. Например, инфляционные ожидания (inflationary expectations - англ.) способны вызвать чрезмерный (ажиотажный) спрос на данный товар.
Таким образом, общая функция спроса на данный товар, которая и является моделью поведения покупателей на рынке, выражает зависимость количества приобретаемости товара от всех возможных факторов спроса:
Qdx=f(Px, I, T, Pa, Pb, Pz, IF и т.д.) (5.2.2.)
Следует различать понятия спрос и величина спроса, а следовательно "изменения в спросе" и "изменения в величине".
Термин спрос описывает все отношения на всем протяжении кривой спроса, величина спроса (количество приобретенного товара) относится к конкретной точке количества на кривой спроса. Поэтому изменение величины спроса означает передвижение из одной точки кривой спроса в другую точку этой же кривой спроса, т.е. покупатели скользят по данной кривой спроса или же это есть переход от одной комбинации "цена – количество товара" к другой их комбинации. Причиной изменения величины спроса является цена данного товара.
Изменения же в спросе происходят, когда изменяется хотя бы один из неценовых факторов или одно из прочих равных условий. Например, увеличение доходов потребителей может привести к тому, что при прежней цене покупатель станет приобретать больше этого товара. Ситуация будет выглядеть наоборот, если произойдет сокращение доходов покупателей. Графически это выглядит как сдвиг кривой спроса влево или вправо в зависимости от того сокращается или увеличивается спрос (см. рис. 5.2.3.).
Рис. 5.2.3. Сдвиг кривой спроса
Сдвиг кривой спроса d0d0 в положении d1d1 (вправо) показывает, что спрос с Qd0 возрос до Qd1; сдвиг же кривой спроса d0d0в положение d2d2 (влево) означает снижение спроса с Qd0 до Qd2.