Анализ производства и реализации продукции, работ, услуг по объему и составу.
Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.
Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:
– оценка динамики по основным показателям объема структуры и качества продукции;
– проверка сбалансированности и оптимальности бизнес планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;
– выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;
– выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
– разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.
Источниками информации для проведения анализа производства и реализации продукциина предприятии служат формы статистической и бухгалтерской отчетности(информация по счетам разделов III и IV плана счетов), а также данные бухгалтерского учета о производстве продукции отдельными цехами(подразделениями), о поступлении на склад и реализации готовой продукции и др. При анализе выполнения плана производства и реализации продукции отдельными цехами, участками необходимую информацию можно получить из бизнес-планов предприятия, планов производственных участков, отчетов о работе цехов, данных бухгалтерского учета.
Одним из обобщающих показателей экономической эффективности производства является рост производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении.
Товарная продукция характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации (для продаж) продукции, работ, услуг.
Общий объем производства в стоимостном выражении характеризуется валовой продукцией (ВП), которая зависит от трудоемкости, материалоемкости и рентабельности изготовленной продукции. Там, где остатки незавершенного производства незначительны по размерам или не имеют больших колебаний в отчетных периодах, у товарной и валовой продукции одинаковый состав, в остальных случаях расчет валовой продукции следует исчислять с учетом остатков незавершенного производства:
ВП = ТП ± ИО.НЗ.П + СС..М.З (2.2)
где: ИО.НЗ.П – изменение остатков незавершенного производства;
СС. М.З – стоимость сырья и материалов заказчика.
Валовая продукция характеризует объем производства как по полностью законченным и подлежащим реализации, так и по незаконченным изделиям.
В процессе анализа проверяется выполнение плана по выпуску (если имеется план) и дается оценка изменения объема продукции по сравнению с предыдущим годом.
Пример рабочей таблицы для анализа
Показатели | За предыдущий год | За отчетный год | Процент выполнения плана | Выпуск отчетного года в процентах к выпуску предыдущего года | |
по плану | по факту | ||||
1. Валовая продукция в сопоставимых ценах (тыс. руб.) | |||||
2. Товарная продукция в оптовых ценах, принятых в плане (тыс. руб.) |
Анализ реализации продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятий оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций, что может привести к потере рынка сбыта, а, следовательно, к снижению производства.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается путем деления разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и суммы недопоставленной продукции на плановый объем:
Кд = (Vпл.п - Vнедоп.)/Vпл.п
15. Оценка ассортимента, структуры и ритмичности производства.
Источники информации: бизнес-планы предприятия, оперативные планы-графики, бухгалтерская и статистическая отчетность.
В процессе анализа динамики объема продукции рассчитываются базисные и цепные темпы роста и прироста показателей товарной и валовой продукции. Динамика показателей определяется для выявления тенденций в развитии предприятия с целью планирования и прогнозирования его деятельности.
В процессе анализа выполнения плана по выпуску продукции рассчитываются абсолютные отклонения и относительные показатели выполнения плана по выпуску продукции в целом, а также с учетом структуры и ассортимента.
Номенклатура – перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем на территории РФ классификаторе промышленной продукции, а также шифров или порядковых номеров изделий по плану.
Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.
Выполнение плана по ассортименту оценивается тремя способами:
- по способу наименьшего процента;
- по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции;
- с помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска в пределах плана на плановый выпуск продукции.
Структура продукции –соотношение удельных весов отдельных изделий в общем выпуске продукции.
Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов.
Изменения в структуре и ассортименте оказывают влияние на динамику показателей выпуска и реализации продукции, производительности труда, себестоимости и прибыли.
Влияние изменения структуры и ассортимента продукции на изменение стоимостных показателей выпуска продукции рассчитывается по формулам:
а) , (2.1) где
ОВПст, ОВПнат – уровень выполнения плана по производству продукции в стоимостном и натуральном выражении соответственно;
ВПспл – запланированный выпуск продукции в стоимостном выражении.
б) , (2.2) где
∆Цсрстр – отклонение средневзвешенной цены при фактической и плановой структуре;
Кобщф – общее фактическое количество произведенной продукции в условно-натуральном выражении.