Спрос как экономическая категория. Закон спроса
В условиях рынка действует две главные и обобщенные фигуры или субъекта – продавец и покупатель. Конкуренцию между ними выражают при помощи понятий «спроса» и «предложения», а достигаемое между ними соглашение и завершение конкуренции – «равновесной ценой»
Спрос - это форма выражения потребности, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары. Поэтому между потребностями и спросом существует разница. Потребность - это желание приобрести что-либо, а спрос - это желание, подкрепленное деньгами покупателей. Иначе говоря, спрос - это планы и намерения покупателя относительно покупки товара.
Предъявляя спрос, покупатели фактически демонстрируют свою денежную наличность и тем самым заявляют о возможности и готовности приобрести товар. По этой причине спрос является важным рыночным фактором, прямо влияющим на товарные цены (цена – денежное выражение стоимости товара). Со своей стороны, и цена оказывает воздействие на спрос. Только действие это обратное, а именно: при росте товарных цен спрос снижается, и наоборот. Такую зависимость спроса от цены принято называть законом спроса, т.е. при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара. Прочие равные условия означают, что в данном случае не учитываются все неценовые факторы, влияющие на спрос.
Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей; во-вторых, снижение цен расширяет покупательскую способность потребителей; в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене. Более низкая цена позволяет покупателям приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог себе позволить покупку, приобретать этот товар.
Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым покупателем при разных ценах. Он обозначается знаком «D» (от английского - demand - спрос). Таким образом, спрос - это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:
D = Р х Q,
где Р - цена, а Q - количество товаров и услуг.
Теперь изобразим графически зависимость между ценой и величиной спроса в виде кривой спроса, движение которой направлено слева на право сверху вниз. Если на абсциссе обозначить количество товаров Q, покупаемого на рынке, а на ординате – движение цены Р, то получится следующий результат.
Кривая спроса (D) показывает, какое количество товаров (Q) могут приобрести потребители при различных уровнях цены. Кривая D демонстрирует действие закона спроса: чем выше цена (P) на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса (Q) и наоборот.
Кривую D в экономической литературе называется кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Если при цене Р1 величина спроса составляет Q1, то при снижении цены до Р2 величина спроса увеличится до Q2.
Уравнение кривой спроса может быть представлено в следующем общем виде:
QD = a-b x P
Управление функции спроса показывает, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, на которую предъявляется спрос (QD), существует обратная зависимость. Параметры а и b отражают изменение экзогенных (неценовых) факторов спроса. При изменении величины а происходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины b изменяется наклон кривой. Параметр а показывает минимальный объем спроса, независящий от уровня цены, b - реакцию величины спроса на изменение цены.
Полученная кривая иллюстрирует законспроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.
Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены яблок в 3 раза (с 3 до 1 долл. за кг) вы на свой постоянный доход в 300 долл. сможете купить уже не 100 кг, а 300 кг яблок. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т.е. 100 кг, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнительное количество мяса, конфет или других товаров. Понижение цены товара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода. Следует отметить, что даже после того, как рост спроса данного потребителя фактически приостановился, при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности.
Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 100, а 150 или 200 кг.
Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров(т.е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие,или низкокачественные товары,чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низкокачественные папиросы и сигареты и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары. Какой же из двух эффектов будет действовать сильнее? Как правило, если низшие товары занимают незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект замещения «перевесит» эффект дохода и потребитель будет покупать большее количество таких папирос. Кривая спроса на низший товар по-прежнему (как и в случае с нормальными товарами) будет иметь отрицательный наклон.
В экономической теории существует описание и такой ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - повышению спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена,а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена,по имени английского экономиста Р. Гиффена (1837-1910). Предполагается, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могут позволить себе нечасто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель. Кривая спроса в таком случае имела бы положительный наклон. Эффект дохода в случае с низшим товаром Гиффена перевешивает эффект замещения, и, следовательно, при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении цены - увеличивается (как в случае с картофелем).
Таким образом, удорожание жизни побуждает определенную часть населения изменять структуру своего потребления. Сокращая потребление более дорогих товаров в пользу более дешевых.
Эффект присоединения к большинству – проявляется в желании каждого быть не хуже других, не отставать от моды. Эффект обусловлен увеличением рыночного спроса и, как следствие этого, с ростом цены индивидуальный спрос также повышается.
Имеются и другие (помимо эффекта Гиффена) исключения из закона спроса. Так, с одной стороны, некоторые потребители могут сокращать свой спрос на товар при снижении его цены, поскольку данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все» (так называемый эффект сноба).С другой стороны, спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, так как богатый покупатель приобретает эти товары, прежде всего, из-за престижных соображений (так называемый эффект Веблена).
Факторы, влияющие на спрос
Факторы, влияющие на спрос, принято делить на ценовые и неценовые. Ценовой фактор - это цена на данный товар, она влияет на спрос обратно пропорционально. На графике спроса это отмечается движением величины спроса вдоль кривой спроса: вверх, если цена растет, а спрос уменьшается, и вниз, если спрос увеличивается за счет падения цены.
Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, но отражается это смещением кривой спроса вправо, если спрос растет, и влево, если спрос падает.
Неценовые факторы сдвигают кривую спроса: вправо, если спрос увеличивается, и влево, если он уменьшается. К неценовым факторам относятся:
а) доходы населения. Как правило, при росте дохода увеличивается спрос на более дорогие, качественные товары. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом дохода уменьшается. Они называются товарами низшей категории. Спрос на них изменяется в противоположном направлении при изменении дохода: при росте дохода происходит снижение потребления, а при уменьшении дохода - увеличение потребления;
б) спрос и цены на сопряженные товары. Когда цена на один товар-субститут повышается, то спрос на него снижается, одно временно повышается спрос на другой товар - заменитель первого. Например, если выросла цена на сливочное масло, спрос на него снижается, но одновременно растет спрос на растительное масло. Взаимодополняемые товары сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования. В этом случае изменение спроса на один товар вызывает такое же изменение спроса на другой. Так, если увеличивается спрос на велосипеды, то растет спрос и на спортивную одежду;
в) размер рынка. Как правило, чем в большем объеме предлагается товар, тем меньше его цена (сказывается конкуренция производителей) и, следовательно, тем больше спрос на него;
г) число покупателей. Здесь прямая зависимость: чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос, и наоборот;
д) вкусы, предпочтения покупателей, национальные особенности. Вкусы или предпочтения потребителей формируются под влиянием общества, обычаев, образования, рекламы и т.д. Например, растущая забота о здоровье во многих странах породила спрос на диетические продукты, пищевые добавки, сжигающие жиры, на спортивный инвентарь, на одежду и обувь для занятия спортом и т.д. Одновременно сократился спрос на кондитерские изделия и другие высококалорийные продукты. Учитывая национальные особенности, надо исходить из того, что спрос не изменится или изменится незначительно, если вырастет цена на товар, являющийся предметом повседневного спроса у людей, живущих на данной территории;
е) ожидания. Потребительские ожидания связаны с изменением цен на товары и услуги или с изменением доходов. Ожидание высоких цен в будущем заставляет покупать больше товаров сегодня. И наоборот, ожидания падения цен может сократить текущие траты. Например, высокий урожай картофеля и низкие цены осенью побуждают многих покупателей покупать картофель в за пас. То же можно сказать и о будущих доходах: если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая тем самым спрос, и наоборот;
ж) реклама часто формирует спрос, особенно это касается новых товаров, с которыми потребитель еще плохо знаком. Как показывает опыт, хорошо организованная реклама способствует расширению спроса на определенные товары, что сдвигает кривую спроса вправо.
3. Закон предложения: экономическое содержание
Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Предложение обозначается буквой S (от английского Suрр1у). Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе, предложение - это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены. Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара. Цена стимулирует рост производства и реализации товаров.
Закон предложения выражает прямую связь между величиной предложения и ценой товара. Он гласит, что при прочих равных условиях предложение растет с ростом цен. Прочие равные условия означают неизменность издержек производства и технологии производства данного товара. Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства. Изменение цен приводит к изменению величины предложения и иллюстрируется движением его вдоль постоянной кривой предложения от одной точки к другой. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена - побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Предприятия не намерены поставлять продукцию, пока цена не перекроет затраты на ее производство.
Графически кривая предложения будет выглядеть следующим образом. Абсцисса служит для обозначения количества товара Q, доставленного на рынок; ордината обозначает движение цены Р. Кривую S называют кривой предложения.
Кривая предложения (S) показывает, какое количество товара производители могут продать при различных уровнях цены (рис. 8.1). Кривая S демонстрирует действие закона предложения: чем выше цена (P) на товар, при прочих равных условиях, тем больше объем предложения (Q) и наоборот. Свойства кривой S:
При предположении, что функция предложения носит линейный характер, уравнение кривой предложения может быть представлено в следующем общем виде:
Qs= a+b x P
Уравнение функции спроса показывает, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, которое производитель готов предложить на рынке (Qs), существует прямая зависимость. Параметры а и b отражают изменение экзогенных (неценовых) факторов предложения. При изменении величины а происходит сдвиг кривой предложения, а при изменении величины b изменяется наклон кривой.
Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясняется тем, что, с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен предприниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство.
К основным неценовым факторам, влияющим на предложение, относятся: а) цены на ресурсы; б) технология производства; в) налоги и дотации; г) цены на другие товары; д) ожидания предложения; е) конкуренция (количество продавцов на рынке). Например, к сдвигу кривой предложения приводят изменения в налогообложении: повышение налогов, которые уплачивает производитель, приводит к сдвигу кривой предложения влево, а снижение налогов – к сдвигу кривой вправо.
Предложение нельзя смешивать с производством. Предложение касается только тех товаров, которые доставлены на рынок и готовы к реализации: часть из них может находиться на складе производителя, часть – под погрузкой; часть – в пути; часть оплачена покупателем и таким образом фактически не готова к реализации
Рыночное равновесие
Рыночное равновесие означает такое состояние рынка, которое при определенной цене характеризуется равенством спроса и предложения. Равновесная рыночная цена устраивает продавца и покупателя. Понижение цены вызовет превышение спроса над предложением, а рост цены - превышение предложения над спросом. Цена равновесия - это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. На графике конкурентного рынка цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения (точка Е). В этой точке совпадает количество товаров, которое потребитель желает купить, а производитель - продать. Прослеживается некоторая закономерность: высокая цена побуждает производителей увеличивать производство товаров, но отбивает у потребителей желание приобретать предлагаемое количество товара. При такой цене лишь небольшое количество покупателей могут позволить себе покупку, поэтому реализована будет лишь меньшая часть предложения. Остальная часть становится избытком. При низкой же цене оказывается, что спрос превышает предложение и не будет удовлетворен, ибо желающих купить товар по низкой цене оказывается больше, чем предложение данной продукции. В этом случае образуется избыточный спрос или дефицит. Таким образом, если рыночная цена не равна равновесной, то действие покупателей и продавцов двигают ее к направлению к равновесной цене.
Избыток есть превышение над спросом. А дефицит означает избыточный спрос. Избыточное предложение означает рост товарных запасов и появление очередей предпринимателей, предлагающих товарные услуги. В такой ситуации продавцы должны снизить цену, чтобы сбыть излишек предложения. Следовательно, цена будет иметь тенденцию к падению, как только возникнет избыточное предложение.
Основными признаками дефицита является сокращение товарных запасов и появление очередей покупателей в отраслях, не имеющих товарных запасов. Дефицит оказывает давление на цену снизу (цена начинает расти) - и покупатели станут менять свои планы. Движение влево и вверх по кривой спроса будет означать снижение потребления. В результате роста цены величина спроса снижается, а величина предложения растет. На рынке, где не существует товарных запасов, признаком дефицита является очередь покупателей. Очередь может принимать как формы толпы людей, ожидающих, чтобы их обслужили, так и форму списка в книге запасов. Очередь - это признак того, что при существующей низкой цене покупатели желают потреблять товар больше, чем производители планируют доставить его на рынок.
Анализ закономерностей спроса и предложения и механизма образования цены равновесия дает возможность более полно охарактеризовать экономическую свободу как важнейшее условие нормального функционирования рыночного механизма и достижения общего равновесия. Экономическая свобода подразумевает, во-первых, свободу предпринимательства; во-вторых, свободу выбора продавцов и покупателей, т.е. свободу торговли; в-третьих, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения; в-четвертых, свободу ценообразования.