Схема решения задач методом цепных подстановок (мультипликативная модель)
Y = A * B * C
I этап (предварительные расчеты)
1) Yплан. = A план. * B план. * C план.
2) Yусл.1 = A факт. * B план. * C план.
3) Yусл.2 = A факт. * B факт. * C план.
4) Yфакт. = A факт.. * B факт. * C факт.
II этап (оценка влияния факторов)
ΔY(A) = Yусл.1 – Yплан.
ΔY(B) = Yусл.2 – Yусл.1
ΔY(C) = Yфакт. – Yусл.2
III этап. Общее влияние факторов и проверка
ΔY = ΔY(A) + ΔY(B) + ΔY(C)
Проверка: ΔY = Yфакт.— Yплан.
Способ абсолютных разниц – это модификация способа цепных подстановок. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки:
Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных и смешанных моделях вида у = (а – в) . с. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.
Для мультипликативных моделей типа у = а . в . с алгоритм анализа способом относительных разниц следующий:
1) расчет относительного отклонения по каждому факторному показателю:
2) расчет отклонения результативного показателя за счет каждого фактора:
При использовании всех трех методов (способ цепных подстановок, абсолютных разниц, относительных разниц) результаты расчетов получаются одинаковыми.
Задание 5.
Методом цепной подстановки рассчитать величину влияния на реализацию товарной продукции :
а) запасов готовой продукции на начало периода
б) выпуска продукции
в) запасов готовой продукции на конец периода
Показатели | План | Факт | Отклонение |
1.Запасы готовой продукции на начало периода | |||
2. Выпуск продукции | |||
3. Продажа продукции | |||
4. Запасы готовой продукции на конец периода |
Задание 5.
Проанализировать влияние различных факторов на динамику показателя объема продукции.
Показатели | 2009 г. | 2010 г. |
Среднесписочная численность рабочих, чел | ||
Среднее количество дней, отработанных одним рабочим за год, дней | ||
Продолжительность рабочей смены, час | 7,7 | |
Средняя часовая выработка продукции одним рабочим, руб. |
Задание 6.
Определить влияние факторов на изменение показателя средней выработки.
Показатели | План | Факт |
Объем производства продукции, тыс. руб. | ||
Средняя списочная численность рабочих, чел. |
Задание 7.
Определить влияние факторов на изменение прибыли от реализации продукции.
Показатели | План | Факт |
Объем выпущенной продукции, тыс.ед. | ||
Цена единицы продукции, руб. | ||
Себестоимость единицы продукции, руб. |
Задание 8.
Выявить влияние факторов на изменение рентабельности капитала предприятия.
Показатели | План | Факт |
1. Чистая прибыль за год, тыс. руб. | ||
2. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. | ||
3. Среднегодовая сумма оборотных средств, тыс. руб. |
Анализ производства и реализации продукции
Задание 1.
Проанализировать динамику и выполнение плана по показателю выручки от продажи продукции предприятия.
Вид продукции | Выручка от продажи продукции, тыс. руб. | ||
2011 г. | 2012 г. | ||
план | факт | ||
А | |||
В | |||
С |
Решение
Вид продукции | Выручка от продажи продукции, тыс. руб. | Отклонение от плана 2012 г. | Отклонение от факта (динаика). | ||||
2011 г. | 2012 г. | абсолютное, тыс. руб. | относительное, % | абсолютное, тыс. руб. | Темп роста, % | ||
план | факт | ||||||
А | |||||||
В | |||||||
С | |||||||
Итого |
Вводы:
Задание 2.
Оценить выполнение плана торгового павильона по ассортименту товаров за месяц разными способами.
Вид реализуемых товаров | План, тыс. руб. | Факт, тыс. руб. |
1. Соки | ||
2. Хлебобулочные изделия | ||
3. Мороженое | ||
4. Кондитерские товары | ||
5. Прочие товары | ||
Итого |
Вид реализуемых товаров | План, тыс. руб. | Факт, тыс. руб. | Выполнение плана по объему, % | Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. |
1. Соки | ||||
2. Хлебобулочные изделия | ||||
3. Мороженое | ||||
4. Кондитерские товары | ||||
5. Прочие товары | ||||
Итого |
Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться разными способами:
1) по способу наименьшего процента
2) по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции
3) по способу среднего процента (расчета коэффициента ассортимента) по формуле:
где фактический выпуск продукции каждого вида, но не более ее планового выпуска;
плановый выпуск продукции.
Задание 3.
Найти коэффициент ритмичности и показатель аритмичности
Декада | Выпуск продукции, тыс.руб. | Удельный вес в % | Коэф. выполнения плана | Объем продукции, зачтенный в выполнение плана | ||||
План | Факт | План | Факт | |||||
ИТОГО | ||||||||
Вводы:
Задание 4.
Проанализировать ритмичность оказания услуг предприятием и рассчитать потери в выручке от продажи, связанные с неритмичной работой.
Дни недели | Объем оказанных услуг, ед. | |
план | факт | |
Понедельник | ||
Вторник | ||
Среда | ||
Четверг | ||
Пятница | ||
Суббота | ||
Воскресенье |
Вводы:
Задание 5.
Выявить влияние структуры реализации продукции на выручку от продажи продукции предприятия.
Вид продукции | Оптовая цена за единицу продукции, руб. | Объем реализации, шт. | |
план | факт | ||
А | |||
В | |||
С | |||
Д |
Вводы:
Задание 6.
Оценить динамику показателей производства и реализации продукции
Год | Объем производства продукции, тыс. руб. | Объем реализации, тыс. руб. | |
Вводы:
Задание 7.
Проанализировать динамику производства и реализации продукции предприятием за 2006-2010 гг.
Год | Объем производства продукции, тыс. руб. | Темпы роста, % | Объем реализации, тыс. руб. базисные | Темпы роста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||
Вводы:
Из таблицы видно, что за пять лет объем производства продукции вырос на 12%, а объем реализации – на 7,9%. Если за период 2006-2009 гг. темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за 2010 г. Темпы роста производства существенно превысили темпы роста реализации продукции (соответственно 107,1% и 103,0%). Это может свидетельствовать о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и также об увеличении объема продукции, не оплаченной покупателями.