Инфляция: понятие, причины, основные виды, последствия. Антиинфляционная политика.

Инфляция-это переполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства.

Причины инфляции многообразны и могут быть поделены на внутренние и внешние. К внешним относятся: отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов, неблагоприятная конъюктура на мировом рынке, например падение цен на экспортируемые товары и рост цен на импортируемую продукцию, а так же увеличение внешнего долга. К числу внутренних причин инфляции принадлежат: деформация народнохозяйственной структуры, наращивание и одновременное падение эффективности капиталовлажений, отставание отраслей потребительского сектора, недостатки системы планирования и механизма денежного обращения, отсутствие антиинфляционного регулирования.

Виды инфляции:

1) Ползучая инфляция, для которой характерны невысокие темпы роста цен( менее 10% в год). Ползучая инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой.

2) Галопирующая инфляция, темп роста цен при которой составляет от 10 до 40% в год. Такая инфляция становится трудноуправляемой, а развитие инфляционных процессов зависит от уровня развития страны, ее социально-экономической структуры, действенности денежно-кредитной и финансовой политики.

3) Гиперинфляция, при которой ежемесячный рост цен превышает 50%. Гиперинфляция практически неуправляема, однозначного представления о том, как бороться с ней, не существует.

Последствия инфляции:

1) Снижение реальных доходов населения. Особенно сильно этот процесс отражается на лицах, получающих фиксированные доходы (пенсии, стипендии). Сужаются мотивы к трудовой деятельности, усиливается дифференциация населения по уровню доходов. Возникает опасность социальных потрясений.

2) Обесценение сбережений населения.

3) Ослабление позиции властных структур, снижение доверия населения к правительственным программам и мероприятиям.

4) Возникновение трудностей с долгосрочным планированием, решения принимают спекулятивную направленность.

5) Повышение риска инвестирования. Появляются требования более высоких прибылей и процентов в качестве платы за риск.

Антиинфляционная политика. В связи с тем, что антиинфляционная политика в первую очередь направлена на устранение причин инфляции, главными ее составляющими являются контроль и регулирование совокупного спроса и совокупного предложения.

Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение являются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.

При разработке антиинфляционной политики с определенной долей условности можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.

Антиинфляционная стратегия включает 4 основных компонента:

1) Преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. В мировой практике положительные результаты достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений;

2) Долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;

3) Сокращение бюджетного дефицита и перестройка структуры доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики;

4) Увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.

Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на 2 группы:

1) При необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупности спроса применяются льготное налогообложение, приватизация государственной собственности;

2) Для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ

Государственный бюджет.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет — самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь». Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

— прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются

— подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость;

— государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20 %;

— эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом». Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней. нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени». Отсюда и название — «теневая экономика».

Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30 %). Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместит произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам Центрального банка, а также государственным займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Ведь государственные облигации и кредит — это не что иное, как «долговые обязательства государства». А долг, как известно, платежом красен. По долгам надо обязательно рассчитываться. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно, то рост государственного долга может привести к банкротству государства. Кроме того, рост государственного долга является ярким свидетельством безразличия правительства к судьбе будущих поколений, ведь им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.

Таким образом, постоянный бюджетный дефицит, вызывая рост государственного долга, может иметь самые серьезные последствия для развития экономики. Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремится «разгрузить» бюджет, т. е. уменьшить его дефицит. Практика принятия бюджетов показывает, что «разгрузка» бюджета осуществляется за счет широких слоев населения страны. Обычно «урезаются» социальные ассигнования: на образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное обеспечение.

Наши рекомендации