И управление на предприятии (по отраслям)»
Перечень
вопросов для подготовки к государственному экзамену
студентов по специальности 080502 «Экономика
И управление на предприятии (по отраслям)»
Предприятие как объект и субъект
Предпринимательской деятельности
1. Предприятие как производственная система. Миссия, цели и задачи организации. Основные направления деятельности предприятия.
2. Организационно-правовые формы предприятий, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ.
Предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, работ и оказанию услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Определены 2 категории предприятий как юридических лиц:
коммерческие организации – основная цель деятельности извлечение прибыли;
некоммерческие организации – организации, не имеющие целью извлечения прибыли в качестве основной деятельности (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и др.)
В соответствии с действующим законодательством к юридическим лицам, к коммерческим организациям относятся:
хозяйственные товарищества;
хозяйственные общества;
производственные кооперативы;
государственные и муниципальные унитарные предприятия;
некоммерческие предприятия (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц).
Хозяйственные общества – наиболее распространенная форма в рыночной экономике. Это добровольное объединение предпринимателей (физических и юридических лиц), являющиеся едиными и единственными собственниками имущества.
Хозяйственные товарищества
Хозяйственными товариществами – считаются коммерческие организации с разделенным на вклады участников складочным капиталом.
Участники – индивидуальные предприниматели или коммерческие организации.
Вклад в имущество хоз.товарищества – деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
Участники хозяйственного товарищества имеют право:
участвовать в управлении делами товарищества (за исключением вкладчиков товариществ на вере);
получать информацию о деятельности товарищества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке;
принимать участие в распределении прибыли;
получать в случае ликвидации товарищества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
Гражданским законодательством на всех участников хоз. товариществ накладываются обязанности:
вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами;
Не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества и другие обязанности, предусмотренные законодательством и учредительными документами.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).
Полное товарищество - полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) –это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Хозяйственные общества
Хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли учредителей (участников) уставным капиталом.
Вклад в имущество хоз.общества – деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
Участники – граждане и юридические лица.
Акционерное общество (АО) - признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. Фирменное название АО должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.
Открытое акционерное общество (ОАО) - АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
Акции открытого общества свободно продаются и покупаются. АО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках. Это очень важное обстоятельство дает возможность акционерам знакомиться с деятельностью ОАО и контролировать ее. Таким образом, в ГК определено, что вышеуказанные сведения о деятельности АО не представляют коммерческой тайны и подлежат периодической публикации.
Устав – единственный учредительный документ.
Высший орган управления - собрание акционеров.
Выборный орган – совет директоров.
Решения принимаются большинством голосов. Одна акция – один голос.
Размер уставного капитала - не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда на дату регистрации общества
Основными характеристиками акционерного общества открытого типа являются масштабы объединенного капитала и большое количество владельцев.
Основная идея, которая обычно преследуется при создании такой формы частного предприятия, заключается в привлечении и концентрации больших денежных средств граждан и других предприятий с целью их использования для получения прибыли.
Число акционеров открытого акционерного общества не ограничено. Чем больше участников, тем лучше. Здесь важно обеспечить благоприятные условия для привлечения средств.
Главные собственники – владельцы контрольного пакета акций.
Закрытое акционерное общество (ЗАО) – АО, акции которого распределяются только среди его участников или иного заранее определенного круга лиц.
Такое общество не в праве проводить открытую подписку, на выпускаемые им акции, либо иным способом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций продаваемых другими участниками этого общества. При этом акции могут переходить от одного акционера к другому лишь с согласия большинства акционеров.
В закрытое акционерное общество может входить не больше 50 акционеров. В случае если число акционеров превысит установленный предел, закрытое общество, по закону, в течение года должно быть преобразовано (перерегистрировано) в открытое акционерное общество.
Акционерные общества закрытого типа - это в основном небольшие частные предприятия с маленькой численностью акционеров, такие как магазины, ателье, мастерские, гаражи и т.п.
Уставный капитал - не менее 100 минимальных размеров оплаты труда на дату регистрации общества.
Унитарные предприятия
Унитарным предприятием – признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Это имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям, паям. Имущество не может быть продано, сдано в аренду или отдано в залог, не может быть внесено в качестве вклада в уставной капитал других предприятий.
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
3. Малые предприятия как органичный элемент экономической системы государства. Особенности организации и функционирования объектов малого бизнеса.
4. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: цели, критерии, задачи и формы. Методы государственного регулирования.
5. Сущность и виды предпринимательской деятельности. Нормативно- правовые акты, регламентирующие деятельность предприятий.
6. Сущность и функции управленческой деятельности на предприятиях. Ее цели и задачи. Организационные структуры управления предприятием.
7.Производственная структура предприятия пищевой отрасли промышленности и определяющие ее факторы. Классификация производственных подразделений. Современные тенденции развития производственной структуры предприятий.
Производство – это процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества.Следует различать производственную и общую структуры предприятия.
Производственная структура предприятия – это совокупность, взаимосвязь и размещение производственных подразделений предприятия. Под общей структурой предприятия понимают совокупность, взаимосвязь и размещение производственных и непроизводственных подразделений (столовой, детских садов, поликлиники, профилактория и т.д.). На промышленных предприятиях осуществляется непосредственный процесс производства, т.е. процесс превращения исходного сырья в готовую продукцию. На каждом пищевом предприятии может осуществляться один или несколько производственных процессов (производств).
Пищевые предприятия с одним производственным процессом (производством) принято называть простыми,а предприятия с двумя или несколькими производствами – сложными или комбинированными.
На простых пищевых предприятиях сосредоточено изготовление однородной продукции из одного вида сырья (бисквитная фабрика, сахарный завод, заводы первичного виноделия и т.д.). Такие пищевые предприятия называются специализированными в отличие от сложных, вырабатывающих широкий ассортимент продукции из разнообразного сырья, применяющих разную технологию (универсальная кондитерская фабрика, пищеконцентратный завод, хлебозавод с широким ассортиментом хлебобулочных изделий). На них имеется несколько обособленных основных цехов, специализированных по предметному признаку.
Производственный процесс современного перерабатывающего предприятия пищевой промышленности не является однородным, он состоит из многих разнообразных взаимосвязанных частичных процессов, протекающих в различных цехах, на участках и рабочих местах. Эти процессы проходят в основном, вспомогательном, побочном производствах и в обслуживающих хозяйствах.
Основное производствоохватывает процессы, непосредственно связанные с превращением исходного сырья в готовую продукцию. Оно занимает центральное место во всей производственной деятельности перерабатывающего предприятия.
Вспомогательное производствосостоит из процессов материального и технического обслуживания основного производства. К этому производству относятся ремонт оборудования; производство всех видов энергии (электроэнергии, пара, холода); инструментов и приспособлений; изготовление тары, упаковочных материалов, литографической продукции; проведение производственных экспериментов.
Вспомогательное производство имеет органическую связь с основным производством, оно призвано обеспечить его планомерную и бесперебойную работу.
Побочное производствозанято переработкой отходов основного производства и вырабатывает побочную продукцию, не имеющую отношения к основному назначению перерабатывающего предприятия (получение молочной кислоты на сахаро-рафинадных заводах, хлебопекарных дрожжей – на спиртовых заводах, винной кислоты – на заводе первичного виноделия и т.д.).
Обслуживающие хозяйствав отличие от указанных производств никакой продукции не дают, а выполняют операции по транспортировке и хранению сырья, материалов и готовой продукции (транспорт, склады, экспедиция).
Общая методика расчета ПМ
В общем виде формула расчета ПМ может быть записана следующим образом. Годовая ПМ:
Mr = NT * n * PBили Мr = Мс * Рв
Суточная ПМ:
Mc = NT * n ,
где: NT – техническая норма производительности ведущего оборудования за сутки (смену, час) в тоннах перерабатываемого сырья или выпускаемой продукции;
n – количество единиц данного вида ведущего оборудования;
Рв – годовой фонд рабочего времени ведущего оборудования (суток, смен, часов).
Производственная мощность предприятия определяется как сумма производственной мощности поточных линий, имеющихся в основном производстве.
В том случае, когда основное производство состоит из нескольких цехов с предметной специализацией, производственная мощность предприятия складывается из мощности этих цехов.
Расчет производственной мощности принято делать по плановому ассортименту.
Это обеспечивает сопоставимость мощности и планового выпуска продукции при обосновании производственной программы в натуральном выражении.
При анализе использования мощности за отчетный период (фактически) расчет мощности делают по фактическому ассортименту.
При расчете ПМ за отчетный период ПМ на начало отчетного года принимается по номенклатуре и ассортименту года, предшествующего отчетному.
ПМ на конец отчетного периода (начало планового периода) – по номенклатуре и ассортименту отчетного года
При расчете ПМ на плановый период ПМ на начало планового периода принимается по номенклатуре и ассортименту продукции отчетного года, а ПМ на конец планового года – по номенклатуре и ассортименту планового периода.
В случае несоответствия выпускаемой плановой номенклатуры продукции проектной номенклатуре допускается пересчет мощности по фактической или плановой номенклатуре и ассортименту продукции соответственно для отчетного и планового периода.
Помимо определения ПМ с учетом ассортимента делается также расчет этого показателя по основному виду продукции, предусмотренному отраслевыми инструкциями, позволяющими установить динамику ПМ.
Для предприятий более ценным является показатель ПМ по ассортименту, т.к. он применяется для выявления резервов выпуска продукции и обоснования производственной программы.
Расчет среднегодовой ПМ
Производственная мощность предприятия (ПО) может изменяться в течение года. Она рассчитывается с учетом:
1) ввода в действие мощностей за счет строительства новых, реконструкции и расширения действующих предприятий и технического перевооружения;
2) изменения номенклатуры и ассортимента продукции;
3) выбытия мощностей из-за ветхости и износа.
Различают: входную мощность на начало планового периода, выходную мощность наконец планового периода и среднегодовую мощность.
Среднегодовая мощностьопределяется прибавлением к входной мощности (на начало года) среднегодового ввода и вычитанием среднегодового выбытия мощности. Среднегодовой ввод или выбытие определяется умножением вводимой или выбывающей мощности на число месяцев (а в консервной промышленности – на число смен), остающихся от момента ввода или выбытия до конца года, и делением полученного произведения на 12 (а в консервной промышленности – на число смен работы, определенных годовым фондом рабочего времени).
Мввод * n1 М выб * n2
Мсргод = М на нач.года + –
ср. годовой ср.годовое
ввод ПМ выбытие ПМ
где: n – число месяцев (в консервной промышленности – число смен) от момента ввода ПМ до конца года;
n2 – число месяцев (в консервной промышленности – число смен) от момента выбытия ПМ до конца года.
Мсргод
где: Вплан(факт) – выработка продукции (или переработка сырья) в натуральном выражении;
Мсргод – установленная среднегодовая мощность.
Коэффициент интенсивного использования оборудования (по производительности) определяется делением фактической или плановой производительности по выработке продукции (или переработке сырья в единицу времени (за час, за сутки) на техническую норму производительности ведущего оборудования в ту же единицу времени (час, сутки). Кинтенс = q / Nт,
где: q – производительность ведущей машины по выработке продукции и переработке сырья в единицу времени (за час, сутки) по плану или фактически;
NT – техническая норма производительности ведущего оборудования.
Коэффициент экстенсивного использования оборудования определяется как отношение планового (фактического) времени работы оборудования (F) ко времени, принятому при расчете мощности оборудования (Fmax). Кэкстен = F / Fmax
Основными факторами, влияющими на использование производственных мощностей, являются:
1) дееспособность основных фондов (техническое состояние);
2) применяемые приспособления, инструменты, инвентарь;
3) эксплуатационные нормы производительности оборудования (должны быть прогрессивными);
4) режим работы оборудования;
5) технология производства;
6) качество, состав сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов и своевременность обеспечения ими;
7) специализация оборудования;
8) уровень организации производства и труда;
9) культурно-технический уровень кадров;
10) ликвидация "узких" мест;
11) природно-климатические условия.
Чем меньше продолжительность оборота оборотных средств или больше число совершаемым им кругооборотов при том же объеме реализованной продукции, тем меньше требуется оборотных средств, и, наоборот, тем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем эффективнее они используются.
Эффективная организация производственных запасов является важным условием повышения эффективности использования оборотных средств. Основные пути сокращения производственных запасов это:
1. Их рациональное использование.
2. Ликвидация сверхнормативных запасов материалов.
3. Совершенствование нормирования.
4. Улучшение организации снабжения.
5. Улучшение организации складского хозяйства.
Сокращение времени пребывания оборотных средств в незавершенном производстве достигается путем совершенствованииорганизации производства, улучшения применяемых техники 1технологии, совершенствование использования активной части основных фондов, экономии по всем стадиям движения оборотных средств.
В сфере обращения оборотные средства не участвуют в создания нового продукта, а лишь обеспечивают его доведение до потребителя. Излишнее отвлечение средств в сферу обращения - отрицательное явление. Ускорение оборота оборотных средств позволяет высвободить значительные суммы и таким образом увеличить объем производств без дополнительных финансовых ресурсов, а высвобождающиеся средства использовать в соответствии потребностям предприятия.
Показателями эффективного использования сырьевых ресурсов являются Материалоемкость продукции рассчитывается как отношение материальных затрат к объему реализованной продукции и показывает сколько сырья и материалов затрачивается на выпуск единицы продукции и Материалоотдача, которая показывает сколько продукции вырабатывается из единицы сырья. Чем лучше используется сырье, материалы и другие материальные ресурсы, тем ниже материалоемкость и выше материалоотдача. Для снижения материалоемкости продукции необходимо улучшать использование предметов труда, сокращать потери, не допускать выпуска некачественной продукции, осуществлять выпуск высококачественной продукции, соответствующей мировым стандартам; соблюдать правила ведения и организации технологических процессов; использовать более дешевые заменители ресурсов, не снижающие качества продукции.
35. Экономическое содержание, состав и структура оборотных средств. Источники формирования оборотных средств. Показатели и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Управление предприятием
59.Понятие управления предприятием и его основные функции. Цели и задачи менеджера организации.
60.Сущность и роль управления предприятием в современной рыночной экономике. Особенности управленческого труда.
61.Понятие и классификация управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений.
62.Понятие и особенности стилей управления. Лидерство в управлении. Теории лидерства.
63. Модель менеджера современного предприятия. Качества менеджера, необходимые для эффективной работы.
64. Принципы, задачи и направления современного развития управления предприятием.
65. Понятие и содержание производственного менеджмента. Его цели и задачи. Роль в повышении экономической эффективности функционирования предприятия.
Менеджмент означает управление людьми. Исходя из анализа экономического
Системный подход – при системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющих выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе «вход» перерабатывается «выход».
Комплексный подход – учитываются технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и другие аспекты менеджмента и их взаимосвязь.
Интеграционный подход – нацелен на усиление взаимосвязей. Интеграция позволяет повысить качество выпускаемой продукции за счёт сотрудничества независимых организаций, фирм по принципу: «Ты помоги мне – Я тебе» (СЭВ).
Маркетинговый подход – решение задач на потребность продукции потребителя.
Функциональный подход заключается в том, что производство продукции рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять.
Динамический подход – производится анализ работы 5-10 лет и перспективный анализ (прогноз). Динамическая производительность труда.
Воспроизводственный подход в условиях рынка ориентирован на постоянное возобновление производства продукции и её ассортимента.
Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные, так организационные явления функций управления. Процесс управления является общей суммой всех функций
Нормативный подход – на предприятии должны быть научно-обоснованные нормы и нормативы.
Количественный подход осуществляется с помощью статистических, математических оценок хода производственного процесса.
Административный подход включает приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т. п.
Поведенческий подход – цель его оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей для повышения эффективности его человеческих ресурсов.
Ситуационный подход – пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Самым эффектным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Системный подход Это направление методологии специального познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.
Принципы системного подхода (анализа):
1) чёткое формулирование целей;
2) всю проблему рассматривать как целое;
3) выявление и анализ альтернативных путей достижения целей;
4) не должно быть конфликтов между целями отдельных подсистем;
5) восхождение от абстрактного к конкретному;
6) единство анализа и синтеза;
7) выявление в объекте разнокачественных связей , их взаимодействие и др.
На основании маркетинговых исследований сначала формируются параметры системы выхода продукции (количество выработанной продукции, себестоимость, цена) и параметры входа (наличие и количество сырья, материалов, топлива, электроэнергии). Параметрами внешней среды являются факторы: экономические, социальные, технологические, наличие спроса на продукцию.
Если, например, качество «вход» пищевого предприятия удовлетворительное, то какие бы ни были на предприятии технологии, оборудование, кадры и т.д., качество «выход» тоже будет удовлетворительным.
Сначала необходимо формулировать требования к «выходу» системы, затем к «выходу» и внешней среде, и только потом к процессу.
К компонентам обратной связи системы менеджмента относятся: рекламации, отраслевая информация по НТП и инновациям.
Структура системы производственного менеджментаСистема менеджмента – это система научных подходов целевой, обеспечивающей, функциональной и управляющей подсистем, способствующих принятию и реализации конкурентно-способных решений. Прилагается (в учебнике 7) следующая структура системы.
1. Целевая подсистема: повышение качества продукции, отвечающей ГОСТам; снижение себестоимости продукции; расширение рынка сбыта продукции; организационно-техническое развитие производства; социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды.
2. Обеспечивающая подсистема: 2.1. методическое обеспечение; 2.2. материально-техническое обеспечение; 2.3. информационное обеспечение; 2.4.правовое обеспечение.
3. Функциональная подсистема: 3.1. маркетинг; 3.2. планирование; 3.3. организация производственного процесса; 3.4. учёт и контроль; 3.5. мотивация; 3.6. регулирование.
4. Управляющая подсистема: 4.1. управление персоналом; 4.2. социология и психология менеджмента; 4.3. разработка и реализация управленческого решения; 4.4. анализ показателей; 4.5. прогнозирование в принятии решений.
ВНЕШНЯЯ СРЕДАК инфраструктуре региона относится: рыночная инфраструктура (банки, страховые и другие финансовые структуры); окружающая среда (качество воздушного бассейна, почвы, водных и природных ресурсов); промышленность; строительство; здравоохранение; наука и образование; культура; торговля; общественное питание; транспорт и связь; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание;пригородное сельское хозяйство и др.
Чем выше уровень развития, стабильность и эффективность работы отраслей, инфраструктура региона, тем выше будет морально-психологический климат в коллективе, градообразующей фирмы (нет задержек на транспорте, в магазинах и т.д.) лучше здоровье работников и высшие образование, тем больше будет взносов в местный бюджет. Каждый регион заинтересован в увеличении удельного веса конкурентоспособной продукции фирмы и соответственно увеличении прибыли.
К факторам прямого воздействия внешней среды на эффективность функционирования фирмы и к факторам микросреды относятся следующие: конкуренты; контактные аудитории; маркетинговые посредники; законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.
Производственный менеджмент – это управление производством. Под производственным менеджментом понимают систему взаимосвязанных элементов, характеризующих производство, его организацию, техническое обслуживание, управление производственной стратегией и производством в оперативном режиме. Производственный менеджмент включает по содержанию: цели и задачи\ функции управления \ процесс управления \ формирование производственных программ \ контроль производства \ регулирование производства.
Как объект управления производство является динамично развивающейся системой, основные элементы которой взаимосвязаны и взаимозависимы, связаны с окружающей внешней средой. На промышленном предприятии все производственные подразделения объединяются единым производственным процессом. Поэтому производственные связи между ними не прерыываются, но изменяются экономические отношения и отношения управления.
6. Организация производства
66. Основные функции и сущность организации производства. Система категорий и понятий теории организации производства.
67. Организация основного производства предприятия. Задачи и методы организации.
68. Организация вспомогательного и обслуживающего производств на предприятии и направления их совершенствования.
69.Производственный процесс, его структура и пути совершенствования.
70.Организация производственных процессов во времени. Производственный цикл, его структура и пути сокращения его длительности.
71.Формы, методы и типы организации производства. Организационно-экономическая характеристика типов производства. Особенности организации производственных процессов различных типов производств.
72. Поточное производство. Условия непрерывности.
73. Производственная операция. Классификация частных процессов и операций по назначению в производстве и по способу их выполнения.
Планирование на предприятии
74. Управление процессом планирования на предприятии.
75. Цели планирования хозяйствующего субъекта на современном этапе.
76. Виды планирования, их сущность.
1) В зависимости от срока, на который составляется план
- долгосрочное планирование (перспективное) охватывает период более 5 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальную, экономическое, научно-техническое развитие.
- среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет.
- краткосрочное планирование (текущее) охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное и суточное планирование.
2) По содержанию плановых решений:
- стратегическое - ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, какую продукцию выпускать и т.д. Основная цель – в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды.
- тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации новых возможностей, а оперативно-календарное планирование – процессом их реализации.Тактическое планирование позволяет реализовать вскрытые резервы, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда и т.д. На основе тактического плана устанавливаются связи между структурными подразделениями предприятия, научно обоснованные пропорции в производстве, осуществляется разработка бюджетов по основным видам деятельности, а также контроль за их выполнением. Тактическое планирование охватывает краткосрочные и среднесрочные периоды.
- оперативно-календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы.
В процессе ОКП выполняются плановые функции:
- определяется время отдельных операций по изготовлению деталей сборочных единиц изделий и изделий в целом путем установления сопряженных сроков передачи предметов труда цехами-поставщиками их потребителям;
- осуществляется оперативная подготовка производства путем заказа и доставки на рабочие места материалов
- ведется систематический учет, контроль, анализ и регулирование хода производственного процесса, предупреждающие или ликвидирующие его отклонения от планового графика.
- бизнес-планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия.
3) по сферам планирования
- планирование сбыта
- планирование производства (производственной программы, подготовки производства)
- планирование персонала (потребности, найма, увольнения)
- планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов)
- планирование инвестиций, финансов
77. Стратегическое планирование, его сущность и содержание.
78. Оперативное планирование в организации.
79. Бизнес-план предприятия, его цели и структура.
80. Текущее планирование деятельности предприятия: основные разделы, показатели, методы расчета.
Текущее планирование – планы составляются на текущий финансовый год и представляет собой этап реализации стратегии предприятия, в нем увязываются все направления деятельности предприятия и работа всех функциональных подразделений. Этот вид планирования охватывает сбыт, производство, маркетинг и финансовые итоги. План имеет детальный характер, разрабатывается по функциональным подразделениям, для реализации конкретных плановых задач предусматривается выделение определенных ресурсов. В годовом финансовом плане показываются денежные потоки, прибыли и убытки, состояние баланса предприятия. Основой составления планов по конкретным направлениям деятельности предприятия являются задачи, которые определяются в натуральных или денежных количественных показателях. Прежде всего при планировании ориентируются на узкие места, где ограничена маневренность действий (производство, сбыт, финансы, рабочая сила).
После завершения разработки планов по отдельным направлениям проводится анализ и выявляются несоответствия. Так как планы взаимозависимы, возникает необходимость соответствующей корректировки. Одним из главных ориентиров всех планов является сохранение платежеспособности (ликвидности) предприятия. Сальдо доходной и расходной частей всех планов включается в бюджет (план расходов и доходов).
Показатели рынка служат исходными данными для планирования деятельности предприятия. Узловым в системе планов является планирование сбыта, прибыли и финансов.
В текущем годовом плане предприятия конкретизируются прогнозы, долгосрочные, перспективные мероприятия и показатели. Исходными данными для разработки этого плана служат:
данные маркетинговых и стратегических исследований, а также разрабатываемые цели развития;
выявленный и формируемый спрос на продукцию или услуги;
уточненные технико-экономические нормы и нормативы использования производственных мощностей, затрат трудовых и материальных ресурсов;
мероприятия по созданию, освоению и внедрению новой техники и технологии;
изобретения, патенты, рационализаторские предложения, информация о конкурентах.
Задания годового плана распределяются по кварталам и в соответствующих показателях доводятся до производственных подразделений.
При разработке текущего плана выполняют комплекс организационных и планово-расчетных работ:
а) детально анализируются производственно-хозяйственная деятельность и ход выполнения перспективных и долгосрочных планов за прошедшие годы, что позволяет определить достигнутый организационный уровень производства;
б) сопоставляются качество и ассортимент выпускаемой продукции с качеством и ассортиментом продукции других конкурирующих предприятий, что позволяет разработать мероприятия по улучшению ка